pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Петров пост

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесят­ницы, в посте и молитве готовились ко всемирной пропове­ди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пре­святого Духа на всех Своих учеников и апостолов, — один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского за­кона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрека­ющего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывает с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного постить­ся, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкно­венно следует всенародный пост, благодетельно установлен­ный для врачевания души и тела, и потому требующий, что­бы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внуше­нию Утешителя, преподано также учение и о духовном воз­держании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались спо­собнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростны­ми угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего чело­века, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Поэтому-то учители, просветившие примером и настав­лением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознамено­вали святым постом, чтобы, выходя на брань против духов­ного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно на­пасть... По этой-то причине установлен неизменный и спа­сительный обычай — после святых и радостных дней, пра­зднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Свя­того Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви.

Да­лее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, ко­торые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внуше­нию Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божий можно ис­полнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ог­раждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте пре­имущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и прове­денных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспеч­ности, в которую очень легко впасть из-за долговременно­го разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней лег­ко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те се­мена, которые приняли в наши сердца от небесного Сея­теля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно толь­ко милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподо­бились многих благ и они явились для нас деятелями и учите­лями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными святителем Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следую­щей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.


Петровский пост начинается в понедельник, следующий за воскресеньем Всех Святых (первое воскресенье после Троицы) и кончается на праздник Св. Апостолов Петра и Павла (29 июня/ 12 июля). Продолжительность этого поста зависит от даты Пасхи. Этот пост менее строгий: кроме среды и пятницы, растительное масло можно употреблять всю неделю, в субботу и воскресенье едят рыбу.


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author