pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Categories:

Слово на прославление Свят. Иоанна Шанхайского - 1994 г.

В день Всех Святых в Земле Российской Просиявших в Париже (20 июня/ 3 июля 1994 г.)

Ныне сердца наши горят радостью, и во свете этой радости, возводя наши очи ввысь, мы видим на небесах сияние сонма Русских святых.

Небеса сияют бесчисленным количеством русских князей, святителей, преподобных и бессребреников, Христа ради юродивых и мучеников. Прославленные Новые Мученики и Новые Исповедники умножили это сияние на небесах; в него влились сияния преподобных оптинских старцев, Праведного Иоанна Кронштадского, Блаженной Ксении, Святителей Николая Японского, Иннокентия Московского и Алеутского и, присоединившегося к ним сегодня, Архиепископа Иоанна.

Сколько эти светила на небесах приняли на себя трудов и перенесли испытаний на земле - одному Богу известно. Часто узнаем мы о подвигах святых через явления их добродетельной жизни, или во времена жестоких испытаний. Но большая часть подвига святых остается незамеченной, так как проходят они свое ношение креста в кротости и смирении, отвечая на призыв Христа и уподобляясь Ему, сказавшему: «Приидите ко Мне... Я успокою вас, ибо Я кроток и смирен сердцем». Часто подвижники становятся предметом пренебрежения и насмешек за их образ жизни, не вполне соответствующий нормам мирской жизни.

Но Владыкой мира они избираются не по общепринятым нормам нашей земной жизни. Царь отделит одних от других, поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую и скажет первым: «Приидите, благословенные Отца Моего, унаследуйте Царство, уготованное Вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне». Тогда праведники спросят Господа: когда это все было?... И Царь им ответит: это вы для Меня делали, когда делали для малых сих. - А другим Царь скажет: «Идите от Меня...», и будет у них недоумение: где же они могли встречать Христа алчущим, жаждущим, нагим, больным ....

Перед нами образ святого наших дней, Святителя Иоанна. Он из тех, кто исполнил  заповеданное Господом о "малых сих", и к которым обращены слова Господа: «Приидите благословенные Отца Моего, унаследуйте Царство, уготованное вам от создания мира...». И мы можем вообразить как он теперь стоит перед Владыкой мира.

Воспитанный житиями святых, он жил всецело небесной жизнью, в теле жил, но не телом. Когда он принял на себя, по послушанию,  пастырский и архипастырский подвиг, он не на йоту не отказался от своей небесно подобной жизни; только ему приходилось прибегать к общественным правилам, чтобы обеспечить необходимое для жизни своих пасомых. Все остальное, не входящее в эти рамки, было им игнорировано, как излишнее и ненужное для спасения, как отводящее от небесной жизни. Этого он не только не мог допустить для самого себя, но и для своих пасомых, какие бы ни были в ответ ему недоумения, огорчения и обиды.

Владыка Иоанн был строг во всем, когда касалось Церкви и богослужения. От священников и прислужников он требовал абсолютного порядка в алтаре, не позволял какой-либо вольности или даже разговоров. Так как для него молитва равнялась беседой с Богом, а богослужение общением с Небесной Церковью, он немедленно исправлял ошибки и упущения в порядке службы. Строг он был и к прихожанам, не разрешая женщинам целовать кресты или иконы с помадой на губах и настаивал на том, чтобы антидор, раздаваемый в конце Литургии, принимался натощак. Он считал недопустимым устроение балов и прочих увеселений в канун воскресных и праздничных дней. Он был строг ко всему, что относилось к православному учению.

В основе такого поведения лежит страх Божий, обладавший им с раннего возраста, послуживший основой и всему подвигу святых. Постоянным двигателем в его жизни служило возженное в нем с детства родителями усердие неколебимо стоять за правду и Истину, «и душа моя, сказал он на своей хиротонии, была пленена примером тех, кто предал за нее жизнь».

Назначенный епископом в Шанхай, святитель Иоанн явил себя там вскоре великим подвижником и молитвенником, милостивым пастырем и чудотворцем. Добрые дела его распространились по всей вселенной и предшествовали его назначению на кафедры Западной Европы и Америки. Теперь его нетленные мощи почивают в Сан Францисско. Просветил он жителей многих народов: китайцев, французов, голландцев, американцев.

Архиепископ Иоанн был воистину вселенским святителем. Делателем Божиим он был повсюду, куда его приводил Господь. Повсюду он молился, утешал, мирил, исцелял, наставлял, созидал и укреплял. Укреплял веру и приготовлял земных жителей к небесному Царствию.

Святителю отче Иоанне и ныне просвети наш ум светом твоего разума, напои нашу душу любовью твоею, исполни сердце наше чистотою твоею, и воздвигни нас на служение Господу нашему и ближнему своему, дабы нам сподобиться узреть тя во славе твоей в селениих праведных.

Молитвами Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, всех Новомучеников и Исповедников, всех подвижников Русской земли и Святителя Иоанна да спасет Господь землю Русскую и возродит на ней Святую Русь. Аминь.

  

В день Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников Российских в Вильмуассоне (4/17 июля 1994 г.)

Говоря о России, Владыка Иоанн указал на самую сокровенную евангельскую истину, ставшую краеугольным камнем русского народа, определившую его значение и направившую ход его истории.

«Искание правды, сказал святитель Иоанн, - основная нить жизни русского народа. И не случайно первый писанный свод законов назван был «Русской Правдой.

О небе, о Царствии Божием думали не только те, кто уходил от мира и людей. Все кто подлинно строил Россию как государство, живя в миру и исполняя свои обязанности, тоже почитали самым главным быть верными Божественному Царству и Божественной Правде.

В России были князья, полководцы, хозяева, люди всех родов и занятий, но их основное понимание и стремление и смысл жизни были также - стяжание Царствия Божия, причастность ему.

Св. Александр Невский всю жизнь провел в военных и государственных подвигах,... он прославился военными победами, но, когда  заболел  и  пришла смерть, он принял ее как освобождение от трудов земной жизни и отдался тому, что было дороже всего на его душе - принял постриг, чтобы войти в вожделенное Царствие Божие уже не воином земным, но Христовым.

Таковы были духовные вожди русского народа в своем стремлении к Царствию Божию, лучшие выразители основной черты духовной жизни народа, основной силы, которая направляла историческую жизнь его.

То не значит, говорит Владыка Иоанн, что и жизнь и люди были святы. О, нет! Люди всегда грешны, но важно, но спасительно, когда есть сознание добра и зла, когда есть стремление к правде, ибо тогда может быть восстание».

Верность заповеди «Ищите прежде Царствие Божия и правды Его» создавало русское смирение, смиряло и власть. В дни наибольшей земной славы Русская власть устами Императора Александра I исповедала себя как власть христианскую и на памятнике своей славы написала : «Не нам, не нам, но Имени Твоему».

В освященном православной верою государственном сознании, склонялся Владыка Иоанн и перед подвигом Царя-Мученика Николая.

"Император Николай II, сказал Владыка в своей проповеди, произнесенной в 1939 г., в каждом поступке отдавал отчет перед совестью, вечно «ходил пред Господом Богом. «Благочестивейший» во дни своего земного благополучия не по имени только, но и самим делам, он во дни своих испытаний проявил терпение, подобное терпению праведного Иова.

На такого-то Царя поднялись руки преступников, и притом уже тогда, когда он от перенесенных им испытаний очистился, как злато в горниле, и был невинным страдальцем в полном смысле слова.

Преступление против Царя Николая II-го тем страшнее и греховнее, что вместе с ним убита вся его Семья, ни в чем неповинные его дети!

Такие преступления не остаются безнаказанными. Они вопиют к небу и низводят Божий гнев на землю.

Если подвергся смерти мнимый убийца Саула, то за убийство беззащитного Царя-Страдальца и его Семьи страдает ныне весь русский народ, допустивший страшное злодеяние и безмолствовавший, когда Царя подвергли унижению и лишению свободы.

Величайшее преступление, совершенное в отношении его, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига».

Перед призывом Вл. Иоанна почтить и прославить подвиг Царя-Страстотерпца, у нас  естественно  является и укрепляется сознание, что, так же как Царь Николай прославляя Преп. Серафима (1903 г.), обрел себе в нем теплого ходатая пред Престолом Божиим / Всем известно предсказание Преподобного : «Того Царя, который меня прославит - я прославлю»/, так же святитель Иоанн своим ходатайством о прославлении Царя Николая, обрел себе в его лице теплого ходатая у Всевышнего. Несомненно, что в прославлении святителя Иоанна принимал участие на небесах и Царь-Мученик.

Не одними богословскими размышлениями, а всем сердцем воспринимаем мы это свидетельство о благодатном действии в Единой Церкви Земной и Небесной.

И вот с каким призывом обращается Владыка Иоанн к всему русскому народу:

«Пред униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как некогда склонились киевляне пред умученным ими преподобным князем Игорем, как владимирцы и суздальцы пред убитым великим князем Андреем Боголюбским!

Тогда Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и молитва его спасет русскую землю от переносимых ею бедствий.

Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой! Аминь».

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author