pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

Победа Православия на Первом Вселенском Соборе

Из жития свят. Спиридона Тримифунтского.

Сын простых родителей и сам простодушный, смиренный и доброжелательный, Спиридон с детства был пастырем овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он вел чистую и богоугодную жизнь, подражая Давиду в кротости, Иакову – в сердечной простоте и Аврааму – в любви к странникам. Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла, и он еще беспрепятственнее и усерднее стал служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на принятие странников и пропитание нищих; этим он, живя в миру, так благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: он исцелял неизлечимые болезни и одним словом изгонял бесов. За это Спиридон был поставлен епископом города Тримифунта в царствование императора Костантина Великого и сына его Констанция.[…]

В 325 году, в Никее собрался 1-ый Вселенский Собор, для низложения еретика Ария, нечестиво называвшего Сына Божия тварью, а не творцом всего, и для исповедания Его Единосущным с Богом Отцом.

Ария в его богохульстве поддерживали епископы значительных тогда церквей: Евсевий Никомидийский, Марис Халкидонский, Феогний Никейский и др. Поборниками же православия были украшенные жизнью и учением мужи: великий между святыми Александр, который в то время был еще пресвитером и вместе заместителем святого Митрофана, патриарха Цареградского[1], находящегося на одре болезни и потому не бывшего на соборе, - и славный Афанасий[2], который еще не был украшен пресвитерским саном и проходил диаконское служение в церкви Александрийской; эти двое возбуждали в еретиках особое негодование и зависть именно тем, что многих превосходили в уразумении истин веры, не будучи еще почтены епископскою честью. С ними вместе был и святой Спиридон, и обитавшая в нем благодать была полезнее и сильнее в деле увещания еретиков, чем речи иных, их доказательства и красноречие. С изволения царя, на соборе присутствовали и греческие мудрецы, называвшиеся перипатетиками[3]; мудрейший из них выступил на помощь Арию и гордился своей осебенно искусной речью, стараясь высмеять учение православных. Блаженный Спиридон, человек неученый, знавший только Иисуса Христа, и Сего распята (1 Кор. II, 2), просил отцов позволить ему вступить в состязание с этим мудрецом, но святые отцы, зная, что он – человек простой, совсем незнакомый с греческой мудростью, запрещали ему это. Однако святой Спиридон, зная какую силу имеет премудрость свыше и как немощна пред нею мудрость человеческая, обратился к мудрецу и сказал:

- «Философ! Во имя Иисуса Христа, выслушай, что я тебе скажу».

Когда же философ согласился выслушать его, святой начал беседовать.

- «Един есть Бог, - сказал он, - сотворивший небо и землю и создавший из земли человека и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который умилосердившись над нами заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал и умер ради нашего спасения и воскрес и с Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он же придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного существа с Отцом, равной с Ним власти и чести... Так исповедуем мы и не стараемся изследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты – не осмеливайся изследовать, как все это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание».

Затем, немного помолчав, святой спросил:

- «Не так ли и тебе все это представляется, философ»?

Но философ молчал, как будто ему никогда не приходилось состязаться. Он не мог ничего сказать против слов святого, в которых видна была какая-то Божественная сила, во исполнение сказанного в Св. Писании: не в словеси Царство Божие, но в силе (1 Кор. IV, 20).

Наконец он сказал:

- «И я думаю, что все действительно так, как говоришь ты».

Тогда старец сказал:

- «Итак, иди и прими сторону святой веры».

Философ, обратившись к своим друзьям и ученикам, заявил:

- «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне пердставляли. Но когда, вместо доказательств от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, - доказательства безсильны против неё, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за сим старцем, устами которого говорил Сам Бог».

И философ, приняв православную христианскую веру, радовался, что был побежден в состязании святым на свою же собственную пользу. Радовались и все православные, а еретики потерпели великое посрамление.



[1] Св. Митрофан – патриарх Константинопольский с 315-325 г. Св. Александр преемник его, патриаршествовал с 325-340.

[2] Св. Афанасий Великий – архиепископ Александрийский, ревностный и замечательнейший защитник православия во время арианских смут, стяжавший себе имя «Отца православия»; на 1-ом Вселенском соборе препирался с арианами еще в сане диакона.

[3] Перипатетиками назывались последователи Аристотелевой философии. Эта филосовская школа появилась в конце 4-го в. до Р.Хр., и просуществовала около восьми столетий; это философское направление, впоследствии имело последователей и среди христиан.


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author