pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

День Царя-мученика Николая и Всех Новомучеников Российских.

Вильмуасон - 4/17 июля 2010 г.

В этот день, уже по давно сложившейся традиции, собираются православные паломники со всей Франции и из других стран Западно-Европейской епархии РПЦЗ. Здесь все оказываются желанными гостями у гостеприимного хозяина-настоятеля протопресвитера отца Вениамина и его матушки Ольги.

Даже когда уже идет всенощная, гости всё еще прибывают и уже не вмещаются в храм и им приходится стоять снаружи и следить за службой через открытые окна в этот жаркий летний вечер. Некоторые из них здесь впервые. Но в основном это старые верные христиане, которые уже многие годы приезжают сюда с детьми и внуками. Очень много детей. Мальчики в стихарях прислуживают Владыке, среди них четверо совсем маленькие, но как серьезны они и ответственны.

Да, служба особая, архиерейская, которую возглавляет архиепископ Антоний Бельцкий и Молдовский. Два старейших священнослужителя епархии: настоятель о. Вениамин и о. Николай из Бельгии, также о. Алексей из Португалии, сослужит им архидиакон о. Иоанн из Голландии.

Стройно поет большой хор, особенно торжественно звучит тропарь Царю-мученику Николаю и всем Новомученикам Российским в конце вечерни, который все как бы ждали, и звучит он как-то насыщеннее, громче.

Служба идет своим чередом. Закончилось шестопсалмие. Но вот снова зажигаются свечи, начинается полиелей. Духовенство посреди храма поет величание Царю-мученику и всем Новомученикам Российским перед их иконами, хор мощно подхватывает, вся церковь величает Царя страстотерпца с Семьей и со всеми мучениками. 

Евангелие Утрени читает Владыка Антоній. Слова евангельские удивительно мудро сочетаются с жизнью и подвигом Царя-мученика. Но как же проницательно эти слова соотносятся и с нашей сегодняшней церковной жизнью:

"Речетъ Господь Своимъ ученикамъ: Вотъ, Я посылаю васъ, какъ овецъ среди волковъ: итакъ будьте мудры, какъ зміи, и просты, какъ голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будутъ отдавать васъ въ судилища и въ синагогахъ своихъ будутъ бить васъ, и поведутъ васъ къ правителямъ и царямъ за Меня, для свидѣтельства передъ ними и язычниками. Когда же будуъ предавать васъ, не заботьтесь, какъ или что сказать; ибо въ тотъ часъ дано будетъ вамъ, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Духъ Отца вашего будетъ говорить въ васъ. Предастъ же братъ брата на смерть, и отецъ — сына; и восстанутъ дѣти на родителей, и умертвятъ ихъ; и будете ненавидимы всѣми за имя Мое; претерпѣвшій же до конца спасется.» (Мф. X, 16-22)

Священники прикладываются к праздничной иконе и подходят к Владыке на помазание елеем, освященным на литии. Все прихожане вслед за духовенством целуют образа Царственных мучеников и получают также от Архиерея помазание праздничным освященным маслом.

Начинается канон Новомученикам Российским; глубоки и трогательны его слова. У некоторых верующих, внимающим последованию Канона, появляются слезы на глазах.

Служба приближается к концу. Но спросите маленького прислужника в самом маленьком стихаре, который, тем не менее, всеже ему велик, устал ли он? не хочет ли присесть? О, нет! – вертит тот серьезно головой, – не устал, и твердо стоит всю службу до конца.

Всенощная закончилась, у всех радостные лица. Некоторые паломники только сейчас начинают приветствовать друг друга, кто-то не виделся месяц, а кто-то и несколько лет. И всё же радостно! Радостно о Господе, о празднике, радостно видеть эти давно знакомые лица братьев и сестер, радостно видеть даже тех, кого прежде никогда не видел. Радостно смотреть и на маленьких прислужников, которые, после 3-х часовой службы, уже бегают и играют на травке, как ни в чем не бывало.

Но вот слышится молитва перед братским ужином, и все подхватывают «Отче нашъ». Владыка Антоний благословляет трапезу.

Поздним вечером все разъезжаются на ночевку. Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам!

Утром в субботу, перед литургией – исповедь (накануне вечером была также исповедь). Более чем за 1 час до службы уже собрались кающиеся на таинство. Вообще, на эту праздничную Литургию приехало много паломников, многие были из Парижа, приехали из Тулузы из других мест Франции, много было богомольцев из Бельгии, из Германии, группа паломников во главе с архидиаконом Иоанном из Голландии.

Ожидаем встречу Архиерея.



Приходится на время встречи Владики Антония прервать исповедь, которая, по множеству народа, будет потом продолжена на Часах.

Владыка на входе целует крест, благословляет священнослужителей и идет к Царским вратам. Входные молитвы и начинаестя служба с чтения Часов.

Божественная Литургия архиерейским чином особенно торжественна. Вот уже не только земная Церковь взывает к Небесному Царю и Богу, но само Небо является на земле, славя Господа, Пресвятую Божію Матерь и святого Царя-мученика и всех Новомучеников. И время уже не ощущается, литургия проходит как бы на одном молитвенном дыхании.




     "Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на полѣ, которое, найдя, человѣкъ утаилъ, и отъ радости о немъ идетъ и продает все, что имеѣтъ, и покупаетъ поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хорошихъ жемчужинъ, который, найдя одну драгоцѣнную жемчужину, пошелъ и продал все, что имѣлъ, и купилъ ее. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому въ морѣ и захватившему рыбъ всякаго рода, который, когда наполнился, вытащили на берегъ и, севъ, хорошее собрали въ сосуды, а худое выбросили вонъ. Такъ будетъ при кончинѣ вѣка: изыдутъ Ангелы, и отдѣлятъ злыхъ изъ среды праведныхъ, и ввергнутъ ихъ въ пѣчь огненную: тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ. И спросилъ ихъ Іисусъ: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: такъ, Господи! Он же сказалъ имъ: поэтому всякій книжникъ, наученный Царству Небесному, подобенъ хозяину, который выноситъ изъ сокровищницы своей новое и старое. И, когда окончилъ Іисусъ притчи сіи, пошелъ оттуда. И, придя въ отечество Свое, училъ ихъ въ синагогѣ ихъ, такъ что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? (Мф.
XIII, 44-54)

Молящихся много, лица у всех светятся радостью. Одних причастников было около 40 человек.
Все выходят на крестный ход,

 

и после шествия вокруг храма вновь возвращаются в церковь. Владыка преподает последнее благословение Литургии и поются многолетия.

После службы отец-настоятель приглашает верующих не уходить, а разделить со всеми праздничный обед.

Благодаря матушке Ольге и ея помощницам трапеза была организована безупречно. По старой доброй традиции искусные прихожанки, как всегда, принесли на общий стол и свои угощения. Никто не остался обделенным, не смотря на большое количество паломников и множество столов.



Общение за братским столом чрезвычайно важное продолжение молитвенного общения. Здесь в простой задушевной обстановке люди непринужденно общаются. По сути, трапеза христиан это продолжнение молитвенного общения, она начинается и оканчивается молитвой и напоминает нам о древней первоначальной Церкви, об агапах – вечерях любви. Ведь кто обычно собирается за одним столом? Это могут быть только друзья, братья и сестры, одним словом – семья.

 

Да укрепит и дальше Кормчий нашего Церковного Корабля Іисусъ Христосъ неколебимую веру и верность этой духовной семьи, духовенства и мірян Русской Зарубежной Церкви, не смотря на козни и расшатывание его врагами видимыми и невидимыми.

Благодарение Богу за эти святые дни, наполненные молитвой, добрым и сердечным общением с нашими дорогими Владыкой, отцами, братьями и сестрами. Спаси, Господи, всех за молитвы, за любовь во Христѣ, Которому слава во веки веков. Аминь.

Іер. Алексѣй Лашкеевъ-Старицынъ, іюль 2010 г.


 


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author