pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Из переписки с Архиеп. Марком о положении в Леснинской обители – май 1994 г.

Вмешательсто Вл. Марка в монастырские дела произошло по просьбе Вл. Серафима (см. «Письма» 25 октября 2010 г.)

Письмо Архиеп. Марка прот. В. Жукову.
30.04.94 / 13.05.1994

Христос Воскресе!

Ваше Высокоблагословение, дорогой о Господе о. Веньямин!

Посылаю Вам копию моего письма матушке игумении Макрине.

Я не думаю, что было бы правильно с моей стороны вмешиваться в это дело больше, чем этим письмом, или же какими-то еще дальнейшими разговорами по телефону с матушкой. Владыка Серафим просит меня приехать, но я считаю, что это было бы на данный этап слишком "тяжелая артиллерия". На самом деле владыка Серафим должен вступить в свои обязанности и права как епархиальный архиерей, проявить свою инициа­тиву и наладить нормальное административное и духовное отношение с обителью. Я конечно готов помогать, где я могу, и особенно в отношении Леснинской обители. Прошу Вас поэтому в любое время обращаться ко мне с любыми вопросами.

Да хранит Вас Господь!

С любовью о Христе Ваш: Подпись – Марк, Архиепископ Берлинский и Германский

 

Письмо Архиеп. Марка игуменьи Макрине.

30.04.94 / 13.05.1994

Христос Воскресе!

Дорогая о Господе матушка!

Чувствую себя обязанным обратиться к Вам по поводу бури прошедшей по Вашей обите­ли на Пасху. Очень жалею о том, что именно в такой великий праздник произошло столь сильное смущение. То, что Вы почти все лишились Причастия должно быть ясным указа­нием на то, что в жизни обители наступил глубокий духовный кризис. Это должно быть и оздоровительным шоком, а также и поводом к серьезному разбору причин, приведших к этому и к резкому изменению всего курса монастырской жизни. Основательным поводом к этому еще и уход за последние месяцы двух младших сестер, искавших именно духовной жизни.

Покойный владыка Антоний до последних дней своей жизни делился со мной своими переживаниями в связи с Леснинской обителью. Он был настолько озабочен ее судьбой, что он решился на совсем необыкновенный шаг, а именно попросил меня, как соседнего архиерея, ввести Вас в должность игумении. Одна из наибольших забот его заключалась в том, чтобы чешка Иоанна с дочерью ни под каким видом не возвращалась в монастырь. Он видел в этом большую опасность полного обмирщения монастыря.

Я допускаю, что в те тревожные дни, когда я был у Вас я мог Вам сказать об этом недо­статочно ясно, или вообще обойти этот вопрос молчанием, считая, что Вы так или иначе в курсе дел. Теперь я вижу, какой вред привело монастырю пребывание этой женщины в Ваших стенах. Я не могу знать Вашего отношения ко всем этим вопросам и могу вполне допустить, что Вы по тем или иным причинам не разделяли взгляда матушки игумении Афанасии и покойного владыки Антония. Ваше послушание, однако, и Ваш человеческий такт должны Вам достаточно ясно подсказать, что нельзя нарушать четко высказанную волю недавно почившего Вашего епархиального архиерея и Вашей предшественницы по управлению монастырем. Вам и всем другим должно быть предельно ясно, что этой жен­щине не следует вообще ступить на территорию монастыря.

Ради блага Вашей святой обители, ради усмирения душ и процветания монастырской жизни прошу Вас, найдите в себе силы для искреннего покаяния перед Вашим духовником и епархиальным архиереем, и исправьте эти свои неправильные поступки.

Желая Вам духовной мудрости и Божьей помощи, пребываю с любовью о Воскресшем Христе Ваш искренний доброжелатель и богомолец: Подпись – Марк, Архиепископ Берлинский и Германский.

Копии епископу Серафиму и прот. Веньямину

 

Письмо прот. В. Жукова Архиепископу Марку №1

05/18 мая 1994 г.

Ваше Преосвященство, досточтимый Владыка! Благословите!

Большое утешение принесло мне Ваше письмо. Важнейшие вопросы для жизни монастыря нашли в нем свои решения. Все то, что Вам было возможно сделать в этом отношении, Вы сделали. Спаси Вас Господь. Ис полла ети деспота! Благодарение Господу Богу за то, что Он явил нам мудрого архиерея и игумена.

В первые дни переживаемого кризиса я попросил Владыку освободить меня от должности исповедника и назначить на мое место о. Михаила Гудкова. Сестры в свою очередь стали просить о. Михаила Арцимовича. В прошлую субботу в монастыре происходило голосование сестер с целью выбора духовника, и большинство голосов высказалось в пользу о. Михаила Арцимовича. Но жребий, поставленный у чудотворной иконы, как мне сообщили, пал на о. Михаила Гудкова.

Каким может быть будущее, если игуменья покается? Изменится ли она?...и изменится ли ее вдохновительница? Верным руководителем в нашей жизни является наша нравственность и вытекающее из нее сознание греховности и необходимость в исправлении. Иначе все может направляться ограниченными умственными способностями и расчетом. Я к нашим комбинаторшам потерял доверие. Одна сестра выразила, очевидно, официальное мнение обо мне: как можно к нему идти после того, как он к нам отнесся.

Я знаю, что я не мог поступить иначе, я не мог допустить пренебрежение волей почившего Владыки, пренебрежение к переживанию многих сестер и пренебрежение духовником. В противном случае, это означало бы согласиться с духовным состоянием руководствующих монахин и духовной судьбой монастыря. Теперь я в стороне и не буду мешать решению дела.

Владыка Антоний часто мне говорил, что Божия Матерь не оставит Своего монастыря. Господь дал им Ваше сильное вразумительное письмо. Да будет Его Святая Воля.

Спаси Вас Господь за все Ваше попечение и любовь в этом деле.

Испрашиваю Ваших святых молитв. Вашего преосвященства покорнейший: протоиерей Вениамин Жуков.

 


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author