pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Пророк Божий св. Иоанн Кронштадский - часть I

Мы знаем, что у в духовном мире нет ни пространства ни времени, а пребывает безграничное и вечное бытие.

Человек, совмещающий в себе телесную и духовную природы, ограничен, по телесной своей природе, пределами пространства и времени.

Из этого вытекает, что, чем больше человек будет уделять внимание телесным предметам, тем больше они будут приобретать для него значение, и их ценности будут становиться основной меркой ценностей его жизни. И наоборот, чем больше он будет уделять внимание духовному началу жизни, внимать вечному Слову, создавшему человека по Своему образу и подобию, тем больше будут преобладать в его жизни закономерности духовной жизни, и тем больше будет раскрываться перед его взором неограниченное пространство безвременного бытия.

Так люди духовной жизни обретают духовное зрение, позволяющее им видеть духовное значение происходящего в человеке и в окружающем мире, независимо от расстояния и времени, и предвидеть будущее.

Хорошо известна прозорливость угодников Божиих - преп. Серафим Саровский, Оптинских старцев, о. Иоанна Кронштадского, Свят. Иоанна Шанхайского: они ясно видели духовное состояние человека, они читали его мысли как в открытой книге, и подавали наставления в соответствии с его внутренним состоянием. Они поражали посетителя четким видением его прошлой, настоящей и будущей жизни. Нельзя было не удивляться, когда с поразительной простотой и легкостью разрешались все сплетения, по-видимому, неразрешимые, устранялись и разбивались в прах все силлогизмы, по-видимому, несокрушимые. Для ясно видящих не было преград времени и пространства. Преп. Серафим видел, как будет прославлен тот Царь, который его прославит, т.е. Царь-мученик.

«У нас, говорил старец оптинский Варсанофий, кроме физических очей имеются еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая; прежде чем человек подумает, прежде чем возникнет у него мысль, мы видим ее духовными очами, мы даже видим причину возникновения такой мысли. И от нас не сокрыто ничего. Ты живешь в Петербурге и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я вижу все, что ты делаешь и думаешь. Для нас нет пространства и времени...»

Пророками называются не только прозорливые мужи и тайнозрители будущего. Пророк - это Божий человек, которому Господь Бог открывает Свою Волю и дает назначение и власть вещать Её народу. Пророческое служение есть особый дар Духа Святого.

Преподобный Феофилакт исповедник, епископ Никомидийский (9-го века) писал : «Пророки получают пророчество от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий. Что пророки во время действия на них Духа Божия сознавали, что им ниспосылается слово Духа Божия, видно из того, что они подчинялись добровольно и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лже-пророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило... Пророки добровольно пророчестовали, оставаясь в естественном состоянии».

Относительно лже-пророков Свят. Игнатий Брянчанинов пишет : « Хотя демоны, являясь человекам, наиболее принимают вид святых Ангелов для удобнейшего обмана; хотя и стараются иногда уверить, что они человеческие души, а не бесы; хотя они иногда и предсказывают будущее; хотя открывают тайны : но вверяться им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения».

Пророк же прорицает в Духе Истины, он «говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14, 3).

Какие события служили поводом к появлению пророков для оглашения Воли Божией?

Пророк Моисей был назначен для наставления избранного народа Божия, выходом из египетского плена и передачей ему Закона Божьего.

Пророк Илия для поражения ложных пророков Вааловых и восстановления почитания истинного Бога среди уклонившегося в идолопоклонство избранного народа.

Пророк Елисей своими предупреждениями спасал царство Израильское от уничтожения соседними царями.

Пророк Иона послан был к нечестивым жителям Ниневии с предупреждением об уничтожении города, если люди не покаются.

Пророк Исайя для обличения нечестивых иудеев и предсказании о грядущем Мессии.

Пророк Иеремия предсказал Вавилонское пленение и призывал народ смириться перед ним и покаяться.

Пророк Иезекиил предсказал воскресение мертвых и восстановление царства иудейского.

Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн раскрыл в народе путь ко Христу Спасителю.

Вот они эти глашатаи Слова Божьего, получившие особую на то благодатную власть.

В Новозаветной Церкви, пророки, носители Слова Божия, имели перед собой еще и образ Господа воплотившегося и, подражая Ему, становились преподобными Ему и богоносцами. Господь сказал : «Научитесь у Меня, яко Аз кроток и смирен сердцем». Они и отличались особым смирением и кротостью, признавая перед Богом свое убожество.

Преп. Серафим постоянно себя называл «убогим Серафимом». Старец оптинский Нектарий говорил : «Что это вы обращаетесь к моему худоумию...»

Так и прозорливец о. Иоанн Кронштадский глубоко сознавал свою духовную нищету: «Каждый день изменяю я Господу Богу моему и бываю неверен Ему в помыслах, чувствах, вожделениях, в словах и делах... А сколько во мне безобразных, нелепых грехов : лености, самолюбия, саможаления, плотоугодия, чревоугодия, сладострастия, нечистых помыслов, зависти, корыстолюбия, тщеславия, гордости, кичения и лукавства, раздражения, малодушия, уныния и проч... Какая разбойничая ватага страстей лукавых во мне действует рано и поздно, утром и вечером и днем, да и ночью... О, кто даст очесем моим источник слез, да плачу день и нощь о грехах моих»?

Стяжание Святого Духа, о котором говорил, преп. Серафим - цель жизни преподобных и богоносных отцов наших, происходило путем крепкой веры, непрестанного бодрствования и сильной борьбы с нападающим грехом. Это единственный путь к очищению сердца, души и тела и к восстановлению в себе человека, каким он был при творении.

Подвиг свой о. Иоанн проводил в простоте.

Это ярко выступает из следующего рассказа самого о. Иоанна о первом чуде своим сопастырям. «Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка : никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться предавая молящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящем Его Святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко-верующая женщина, проведшая свою жизнь по христиански и в страхе Божием кончившая свое земное существование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню тогда я почти испугался : «Как я могу - думал я - иметь такое дерзновение»? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою - он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе служение от Бога - молиться за тех, кто будет этого просить».

Так о. Иоанн стал посредником между Богом и людьми, ходатаем за их грехи, живым звеном между Церковью земною и Церковью небесною, среди членов которой он витал в те минуты духом. Все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собой Господа и разговаривал с Ним.

Однажды во время утрени он подошел к жертвеннику, стал пред ним на колени, руки сложил крестообразно на жертвеннике, голову склонил на них... весь он был освящен слабым утренним светом... Он находился в таком положении около десяти минут. Казалось со стороны, что он как бы умер и пред нами было только его тело, оставленное, сброшенное его душой, как бы какая одежда... Чувство, что человек оставляет землю и возносится душой на небо, житель земной проникает в горние миры...

Вот поистине образ преподобного и богоносного отца, к которому вправе относятся слова: «Ублажаем тя, преподобный отче ... собеседнице ангелов ".

Почему в наше время Господь избрал Себе пророка?

В каком нравственном состоянии находилась тогда Россия?

Автор книги «Два дня в Кронштадте» описывает это положение из своего школьного опыта:

«Современная школа не дает познания воли Бога Живаго, не дает и понимания того, как жить по вере и творить добро; не отвечает ни на основной мировой вопрос о том, что есть истина, ни на насущный жизненный вопрос о том, как жить... В школе не обращали никакого внимания не только на образцовых великих христианских писателей греко-русскаго мира, но и на таких языческих писателей, как Эпиктет, Марк Аврелий и другие, изучение которых стало весьма полезно учащимся. Нас ознакомили с такими писателями, которые по своему чисто языческому складу ума, а некоторые по своей известной безнравственности, не могли не оказывать вредного влияния на учащихся... Исторические личности, которые с точки зрения христианской заслуживают строгого порицания... возводятся в героев, достойных подражания; гнусные дела грешного человечества облекаются в заманчивую форму, восхваляются или рассматриваются, как вполне естественные явления».

А вот как описывает это же положение еп. Таврический Алексей в 9-й день кончины о. Иоанна:

«Враги Церкви пользуясь свободой слова и печати самым бессовестным образом, наводняют книжный рынок самыми безбожными и кощунственными изданиями... Личность Иисуса Христа, истины христианства, предметы культа, - все подвергается самому беспощадному вышучиванию и осмеянию... Наши «освободители» не довольствуются только этим воздаянием Христу Спасителю : они не только хотят веру выкрасть у народа, хотят искалечить и нравственность народную. Багажные магазины, лавочки, прилавки, киоски запружены порнографическими изданиями, соблазнительными романами, гравюрами... Газеты наполняются гнусными объявлениями, скандальными процессами, а иногда прямой и открытой проповедью разврата... Известный русский антихрист Лев Толстой не устыдился напечатать кощунственную книжонку про Спасителя даже для детей-школьников, очевидно с целью выкрасть из детских сердец Того, Кто во время Своей жизни земной так любил и ласкал детей за их простую и искреннюю веру... А наши доморощенные философы (Розанов и Мережковский) не устыдились даже изложить особое учение «о святой плоти» и таким образом пожелали оправдать разврат даже философским манером.

Знаменитый русский писатель Достоевский вложил своему герою романа «Подросток» Версилову следующие многозначительные слова по адресу своего пылкого собеседника Аркадия Долгорукого : «Знаю, Тебе теперь именно хочется звонкой жизни, что нибудь зажечь, что нибудь раздробить, стать выше всей России, пронестись громовой тучей, оставить всех в страхе и восхищении, а самому скрыться в Северо-Американские штаты».

Такого рода распущенность свели Россию к положению не сопротивления злу. Диавол стал свободно или мотать русские души во все стороны или парализовать их смертельным томлением, в котором человек становился совсем потерянным и легкой добычей нечистого. Вот как описывает Тургенев это разлагающее душу состояние чрез своего героя романа «Дым»: «Он сидел один в вагоне... и все вдруг показалось ему дымом, все - собственная жизнь, русская жизнь, все людское, особенно все русское».

В подобном состоянии страшного томления едет один богач к о. Иоанну : «Много денег у меня, говорил он, много лесов, земли, лугов и всяких владений, но ни на что мне не хочется теперь смотреть... Днем и ночью гложет меня какая то тоска. Я не знаю, что сейчас предпринять и куда деваться. Я заблудился и не знаю для себя никакого выхода. Заблудился среди белого дня ... Мне сказали, что о. Иоанн помогает многим. Вот я еду к нему, не поможет ли он и мне».
(продолжение следует : часть II)
(Из доклада, прочитанного в Леснинской обители 01.11.98 г.)

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author