pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

ПОСЛАНИЕ Русской Православной Церкви Заграницей – ноябрь 1987 г.

ПОСЛАНИЕ АРХИЕРЕЙСКАГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ к пастырям и пастве Русской Православной Церкви.
„не в целости внешней организации
заключается сила Церкви,
а в едине­нии веры и любви
предан­ных ей чад ея!"

Возлюбленные братья и сестры во Христе, чада Русской Православной Церкви, приближается 1ООО-челетний Юбилей крещения наших предков, положившаго начало церковно - благодатной жизни нашей родины, сделавшаго нас - потомков их - православными хри­стианами.

Этот Юбилей должен быть праздником каждаго русскаго православнаго христианина, где бы он ни жил, а так же и всех не русских чад нашей Церкви, приобщившихся ея благодатной жизни.

Но увы, страшное время пережила и переживает даже до сего дня наша Мать Церковь. Нет единства в ея словесном стаде. Одежды ея обагрены кровью миллионов мучеников за Христа и верность Его Церкви. Поруганы ея древния святыни, разрушены храмы. Плачет она о детях своих. Новое крещение кровью, приняли они, на исходе 1ООО-челетней христианской истории нашей.

Гонения и преследования верующих чад ея продолжаются и двери лагерей и тюрем и сегодня широко открыты для них. Офици­ально признанная безбожниками правителями Московская патриархия безсильна помочь им и чем-либо улучшить свое собственное положе­ние. Не радостно прийдетея встречать нам 1ООО-челетний Юбилей, хотя якобы и готовится на родине по этому поводу «великое торже­ство!»

Удивительныя слова о якобы «всеобъемлющем обновлении» жизни нашей страны, прочли верующие в пасхальном послании московскаго патриарха. Надеемся на то, что это обновление коснется, прежде всего, жизни многострадальной Церкви.

Веря очевидно в возможность такого обновления, члены Архиерейскаго Синода Московской патриархии в Предъюбилейном Пос­лании от 21-го июня с.г. говорят о том, что «наступающий Юбилей должен явится праздником и для тех чад Русской Церкви, которые, по разным причинам, не находятся в настоящее время, в ея спаси­тельной ограде..., почему они обращаются к иерархам, клиру и ми­рянам, составляющим Русскую Православную Зарубежную Церковь...с братским призывом, преодолеть дух ожесточения и средостения и едиными устами и единым сердцем восславить всесвятое имя Господа и Спаса нашего..., чтобы приближающийся Юбилей стал праздником всей Полноты Русской Церкви».

Приветствуем доброе пожелание и благодарим за пригла­шение. Но сами зовущие нас, говорят в послании о разных причинах, разделяющих нас.

И вот, первая причина - это отказ Московской патриар­хии от мучеников и исповедников нашего времени. Невозможно гово­рить о том, что у нас не было мучеников за веру, о чем мы слыша­ли неоднократно от представителей Московской патриархии. Нельзя замалчивать их подвига, обходить его молчанием, особенно в 1ООО-летний Юбилей крещения, искажая тем историю Церкви последняго времени.

Ведь полнота Церкви не ограничивается только верую­щими, живущими на земле. Она не мыслима без всех русских Святых,

в их числе и мучеников последних десятелетий. Вот почему и приурочено празднование Юбилея ко дню памяти и молитвеннаго призывания всех Святых в земле российской просиявших. Единая Русская Церковь небесная и земная являют ПОЛНОТУ ея.

И вот, принимая во внимание «всеобъемлющее обновление» в которое верят приглашающие нас, мы, со своей стороны, предлага­ем им, безбоязненно и открыто исповедывать подвиг ныне прославленных новомучеников и новых исповедников нашей Церкви.

Без горячих молитв к ним, без единых уст и единаго сердца с ними не может быть Юбилея и Полноты Церкви. Ведь они на­ши братья и сестры по крови и вере, они - слава Церкви, ея победа ...их подвиг является оправданием тысячелетней истории христиан­ства на Руси.

Вторая причина та, что декларация митрополита Сергия /впоследствии - патриарха/ о тождестве интересов Церкви и безбожнаго государства лежит до сих пор в основе их отношений. Она ли­шает патриархию свободы, оправдывая полный произвол правителей в делах Церкви.

Мы знаем о том, что декларация эта не была принята в свое время на родине большинством иерархов - исповедников, верными им клиром и паствою, в силу чего все они окончили жизнь мучениче­ски в страшных лагерях смерти.

Находясь еще в Соловецком лагере, эти исповедники обреченные на смерть обратились к советскому правительству с памят­ной запиской, в которой говорили «о непримиримости религиознаго учения Церкви с материализмом, официальной философией коммунисти­ческой партии и руководимаго ею правительства. Душою Церкви, ус­ловием ея бытия и смыслом ея существования является то самое, что категорически отрицается коммунизмом. Никакие компромиссы и уступ­ки, частныя изменения в вероучении или перетолковании его в ду­хе коммунизма не удовлетворят воинствующих безбожников».

Голос пастырей подписавших эту историческую памятную записку был тогда в 1926 году голосом свободной Русской Церкви. При создавшемся тогда положении, соловецкие узники видели единственный выход - полный и последовательно проведенный в жизнь за­кон об отделении Церкви от государства.

Этого же хотят теперь, через шестьдесят с лишним лет лучшие люди России. Так например в статье «От покаяния к действию» /Литературная газета от 9-го сентября с.г./ академик Д.С. Лихачез смело и правдиво говорит о том, что «если говорить о современной Церкви то надо, особенно сегодня, накануне 10ОО-челетняго крещения Руси, подчеркнуть: мы стоим за полное, действительное отделе­ние Церкви от государства."

Вот каких изменений в жизни Матери Церкви ждут верую­щие в России. Ждут они того, чтобы представители Московской пат­риархии, в период «всеобъемлющаго обновления», нашли в себе силы сбросить тяжелое иго, навязанное Церкви декларацией митрополита Сергия.

Третья причина в том что послание Московской патриар­хии определенно утверждает, хотя и называет нас Церковью, что мы находимся «вне спасительной ограды Матери Церкви».

Так ли это? Русская Зарубежная Церковь зиждется на твердом и незыблемом каноническом основании, указа святейшаго патриарха Тихона от 7/ 20-го ноября 1920 года за № 362. Этот ис­торический указ является одним из самых последних, скажем больше - пророческих, актов СВОБОДНОЙ русской Церкви, не потерявшем сво­его значения даже до сего дня, ввиду того, что Московская патри­архия до сих пор несвободна и порабощена атеистами.

Авторы послания зовут нас вернуться туда, откуда мы никогда не уходили. Мы никогда не мнили себя вне Матери Церкви, храня духовное и молитвеное общение с мучениками, страдальцами

за веру, с ушедшими в катакомбы, со всеми истинными православными христианами со всей ПОЛНОТОЙ Русской Церкви, для которой время и пространство не существуют: «Дух дышит там, где хочет». Мы, живя вне пределов родины, не отказались от имени русскаго, не искали чужих омофоров, за что все эти годы терпели поношение и презре­ние от лже-братии и ненавистников не только нашей Церкви но и отечества. А теперь нас зовут вернуться, но куда...?

Мы остаемся верными завету Соловецких узников о том, «что не в целости внещней организации заключается сила Церкви, а в единении веры и любви преданных ей чад ея».

Таковы основныя причины того, что мы не можем пока едиными устами и единым сердцем с зовущими нас восславить всесвятое имя Господа и Спасителя нашего.

Но помимо этих столь существенных препятствий, нас крайне смущает и другое не менее важное направление официальных представителей Московской патриархии в области исповедания исти­ны и единственности святой нашей Православной веры. Мы с горечью наблюдаем все большее вовлечение патриархии в экуменизм, с уча­стием в молитвах даже с язычниками и идолопоклонниками /вспомним, хотя бы экуменическую встречу в Ассизи/.

Все русские люди трепетно следят за тем, что происхо­дит сейчас на родине, т.к. хочется верить во «всеобъемлющее об­новление» церковной, политической, общественной и культурной жиз­ни нашей страны. Хочется видеть признаки этого обновления.

Раздаются смелые голоса, осуждающих безстрашно ошиб­ки и преступления прошлых десятилетий жизни России и желающих лучшаго будущаго. Размышляющих над нравствеными проблемами современнаго общества, над причинами бездуховности, лжи, развала, безчестия, начинающих отдавать себе отчет в том, что прежде злу про­тивостояла Церковь, что она обладала опытом нравственнаго воспи­тания, котораго не имеет коммунистическая мораль. Раздаются голо­са требующих жить по совести, ищущих твердых и верных основ для обновления жизни, думаем, что тех основ христианской веры, от ко­торых гордо отказались строители безбожнаго государства. Начались искания лучшаго, требования правды.

В той же статье «От покаяния к действию» Д.С. Лихачев утверждает, что «нужна правда. Правда не только о прошлом, но и о недавнем прошлом и о настоящем...Если мы будем говорить правду только задним числом, то это не избавит нас от повторения прошлых ошибок. Только доверие, открытость способны противостоять насилию и преступлениям».

Вот чего ждут чада Церкви, в надежде дождаться того, чтобы к этим смелым голосам прибавился СВОБОДНЫЙ ГОЛОС Русской Церкви. Голос требующий религиозной свободы, свободы христианской проповеди, свободы для «служителя культа» стать ПАСТЫРЕМ Церкви, смело вещающим слово Божественной Истины всюду и всем, подобно апостолам, имеющим невозбранный доступ к верующим, молодежи, де­тям, к больным, страждущим в больницах, на частных квартирах, к обездоленным, одиноким, заключенным в тюрьмах и лагерях.

Будем все надеяться на всесильную помощь Божию, т.к. невозможное людям, возможно Богу, творящему чудеса. Будем ждать результатов «всеобъемлющаго обновления», веря в то, что невозмож­ное сегодня, может стать возможным завтра. Аминь.

Митрополит Виталий, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский и Ю.К.
Архиепископ Антоний Женевский и 3ап.-Ев.
Архиепископ Антоний Сан-Францисский З.А.
Архиепископ Лавр Сиракузский и Троицкий
Епископ Алипий Чикагский и Детройтский
Епископ Иларион Матхетенский.
20-го ноября 1987 года НЬЮ-ЙОРК.




Subscribe
Comments for this post were disabled by the author