pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

МИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РОССИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ – Часть I

Доклад Епископа Сеаттлийского Нектария (Концевича) к предстоящему прославлению Новомучеников и Новых Исповедников Российских.

 

НАКАНУНѢ ПРОСЛАВЛЕНIЯ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Богъ судилъ намъ собраться здѣсь на этотъ съѣздъ въ предверіи дивнаго событія ПРОСЛАВЛЕ­НIЯ НОВОМУЧЕНИКОВЪ И  ИСПОВѢДНИКОВЪ РОССІЙСКИХЪ.

Это событіе имѣетъ огромное значеніе, потому что оно происходить въ эпоху тяжелаго обостренія борьбы Добра и Зла, въ эпоху почти всеобщаго отступленія людей отъ Бога, отъ вѣры въ Него, отъ Церкви и, какъ слѣдствіе, — отъ дѣла спасенія.

И что еще очень важно, это предстоящее прославленіе можетъ имѣть величайшее духовное и историческое значеніе, т. к. оно можетъ открыть путь къ возрожденію Россіи и спасти ее отъ окон­чательной гибели въ тискахъ богоборческой власти.

Конечно, все это будетъ зависѣть отъ того, какъ воспримуть это событіе оставшіеся еще вѣрующіе православные люди во Отечествѣ сущіе и какъ воспримемъ его мы въ разсѣяніи на чужбинѣ.

Мы знаемъ, что наши мученики уже давно прославлены Господомъ съ момента ихъ мученической кончины, но Святая Церковь своимъ прославленіемъ оповѣщаетъ своихъ чадъ о святости новомучениковъ и призываетъ возносить имъ свои молитвы. До прославленія Земная Церковь молится объ упокоеніи ихъ свѣтлыхъ душъ, а послѣ прославленія они получаютъ отъ Церкви какъ бы послушнаніе молиться о насъ грѣшныхъ у Престола Божія. И мы, зная, какъ обильно пополняется число Угодниковъ Божіихъ нашими соотечественниками, и будемъ обращаться о томъ, чтобы они вознесли свои святыя молитвы у Престола Божія о спасеніи Россіи и о насъ грѣшныхъ.

Въ предверіи прославленія Русскихъ Новомучениковъ мы являемся свидѣтелями того, какъ усиливается и разпространяется по всѣму міру зло съ необычайной силой и быстротой. И если мы будемъ внимательны ко всѣму, что происходитъ вокругъ насъ, то мы несомнѣнно увидимъ, какъ многіе примѣры убѣждаютъ насъ въ томъ, что существуетъ могучая и страшная и необыкновенно органи­зованная тайная сила, обладающая неограни­ченными возможностями и огромными средствами, сознательно ставящая передъ собой цѣль уничтоженія религіи, а также духовнаго и физическаго разложенія подрастающего поколѣнія. Мы полагаемъ также, что для осуществленія этой преступной цѣли детально разработаны планы, выполненіе которыхъ уже приведено въ дѣйствіе.

Въ предстоящемъ церковномъ актѣ прославленія Новомучениковъ мы ощущаемъ надѣжду на избавленіе Отчизны нашей отъ узъ богоборцевъ, т. к. вѣримъ въ святые молитвы Угодниковъ Божіихъ. Но мы также видимъ, какъ діаволъ и его слуги со страшной силой ополчились на Православную Вѣру и Церковь на нашей Родинѣ. Поэтому вначалѣ нашей бесѣды скажемъ объ ученіи Церкви о происхожденіи зла.

 

ПРОИСХОЖДЕНІЕ ЗЛА

Въ мірѣ происходить жестокая борьба между силами Добра и Зла — невидимая брань. Противъ Бога — абсолютнаго Добра — возсталъ дьяволъ — абсолютное Зло.

Но изъ современныхъ людей мало кто понимаетъ истинный духовный смыслъ и значеніе событій церковныхъ, государственныхъ, общественныхъ, семейныхъ и личныхъ. Большинство принимаетъ свои субъективные размышленія и сужденія, а также и выводы (почти всегда оши­бочные) — за истинные.

Какъ же намъ избѣжать ошибокь и субъек­тивности и достигнуть правильнаго пониманія происходящихъ событій и явленій окружающей и касающейся насъ жизни? Въ этомъ намъ поможетъ православное міросозерцаніе.

О высшемъ духовномъ мірѣ и его законахъ, о духовныхъ истинахъ мы можемъ знать только изъ божественнаго откровенія, которое намъ дано въ Библіи, и изъ того, что открыто боговдохновеннымъ святымъ Отцамъ.

Высшій иной міръ отличенъ отъ нашего земного. О немъ, о высшемъ, мы можемъ имѣть представленіе только по аналогіи съ нашимъ земнымъ міромъ, поскольку нашъ міръ является отраженіемъ или символомъ горняго. И многое изъ того міра на нашемъ языкѣ непередаваемо.

Апостолъ Павелъ свидѣтельствуетъ: "Яко восхищенъ бысть въ рай и слыша неизрѣченны глаголы, ихже не лѣть есть человѣку глаголати". (2 Кор. 12:4), т. е. слышалъ слова, которые человѣкъ не можетъ пересказать.

А потому многое, о чемъ говоритъ бытьписатель Моисей и пророки примитивнымъ языкомъ своего времени, можетъ показаться поверхностному взгляду наивнымъ, но истины, открытыя ими, легли въ основу православнаго міросозерцанія и христіанской философіи.

Богь создалъ міръ изъ ничего. Первымъ былъ призванъ къ жизни міръ духовный, одаренный разумомъ и богоподобнымъ свойствомъ — свободной волей. Духи — Ангелы — были сотворены на грани времени, какъ говоритъ Святитель Василій Великій. Съ ихъ творенія начинается время.

Святой Діонисій Ареопагитъ въ своемъ замѣчательномъ произведеніи о Небесной іерархіи раскрываетъ тайны жизни и строенія ангельскаго міра. Онъ, этотъ міръ, іерархиченъ, т. к. дѣлится на различныя по высотѣ степени. Существуетъ девять степеней, или чиновъ ангельскихъ, раздѣленныхъ на три группы по три чина въ каждой. Высшій чинъ, средній и низшій.

Чины высшей группы — это Шестикрылатіи Серафимы, Многоочитіи Херувимы и Престолы.

Серафимъ означаетъ огненный. Онъ горитъ пламенѣющей любовью къ Богу.

Херувимъ означаетъ созерцающій. Онъ созерцаетъ мудрость Божію и проникаетъ въ ея тайны.

На Престолахъ почиваетъ Богь.

Средняя группа — это Начала, Власти и Силы.

И послѣдняя, низшая группа — это Господства, Архангелы и Ангелы.

Число всѣхъ Ангеловъ — тьма темь. Этими словами обозначается неисчислимое ихъ множество, тогда какъ Серафимовъ только семь.

Но самымъ высшимъ ангеломъ, вѣнцомъ творенія, былъ только одинъ — Денница, "звѣзда утренняя", "сынъ зари". Онъ ближе всѣхъ предстоялъ Богу и имѣлъ власть непосредственно обращаться къ Нему.

Всѣ Небесныя Силы въ небесной гармоніи славословили Творца.

Но въ мірѣ нашемъ есть зло. Его начало внѣ нашего міра. Зло пришло къ намъ извнѣ. Откуда же оно появилось?

Не вынесъ Денница своей славы и палъ. Гордость погубила его. Упоенный своей славой, возомнилъ, что онъ самъ можеть быть какъ Богъ.

Пророкъ Божій Іезекіиль такими прикровенными словами свидѣтельствуетъ о падшемъ Денницѣ: "Такъ говоритъ Господь Богъ: — ты печать совершенства, полнота мудрости и вѣнецъ красоты, ты находился въ Едемѣ — въ саду Божіемъ, ты былъ  помазанъ херувимомъ, чтобы осѣнять и Я поставилъ тебя на то. Ты былъ на святой горѣ Божіей, ходилъ среди огненныхъ камней, ты совершенъ былъ въ путяхъ со дня творенія твоего, доколѣ не нашлось въ тебѣ беззаконіе... внутреннее твое исполнилось неправды и ты согрѣшилъ и Я низринулъ тебя, какъ нечистаго съ горы Божіей". (Іезек. 28:12-6). И Гос­подь Іисусъ Христосъ подтверждаетъ это словами: "Я видѣлъ сатану, спадшаго съ неба, яко молнія". (Лк.10:8).

Когда Денница возсталъ на Бога, за нимъ послѣдовала треть ангеловъ. Среди оставшихся вѣрными Богу наступило замѣшательство. Нарушилась небесная гармонія. Тогда одинъ изъ высшихъ серафимовъ воскликнулъ: "Кто какъ Богъ!" или по-древнееврейски "Михаилъ", и съ этого момента Архистратигъ Михаилъ возглавилъ небесное воинство, и возставшіе духи были низвергнуты съ неба.

Такъ появилось въ мірѣ зло.

Падшій Денница зналъ многое. Онъ зналъ, что Богъ больше творить ангеловъ не будетъ. Гармонія жизни духовнаго міра была нарушена. Полнота числа небесныхъ силъ была ущерблена. И Денница злорадствовалъ, но былъ посрамленъ.

Богъ, со свойственнымъ Ему величіемъ, творитъ ВИДИМЫЙ МІРЪ.

По безконечному пространству вселенной засіяли звѣздные міры поразительной красоты и гармоніи. И среди этого огромнаго космоса зате­рялась пылинка ЗЕМЛЯ, на которой Господь, по устроеніи природы и животнаго міра изъ нич­тожества и праха создаетъ ЧЕЛОВѢКА, даровавъ ему величайшій даръ - СВОБОДНУЮ  ВОЛЮ.

На этомъ было закончено твореніе Богомъ видимаго міра.

Все твореніе Божіе прекрасно. Библія говорить: "И увидѣлъ Богь, что Онъ создалъ и вотъ "хорошо весьма", или по-славянски "Вся добра зело". Самое прекрасное твореніе — это "человѣкъ".

 

ПРИЗВАНІЕ ЧЕЛОВѢКА

Призваніе человѣка — это пополненіе числа отпавшихъ ангеловъ, возстановленіе ущербленной полноты.

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій говорить: "Господь изволилъ создать изъ персти человѣка и перстными существами восполнить недостатокъ ангельскихъ міровъ вслѣдствіе отпаденія гордыхъ духовъ. И это есть безконечное посрамленіе, безконечное наказаніе гордецамъ".

Когда Денница увидѣлъ, что человѣкъ способенъ занимать "вдовствующіе престолы", оставленные падшими ангелами, онъ не могъ вынести позора, возгорѣлся лютой ненавистью и завистью къ человѣку, рѣшивъ погубить его и начинаетъ изливать ядъ зла, искушая его: "Вы будете какъ Боги", внушаетъ искуситель "древнее Зло" первозданнымъ людямъ.

И человѣчество пало на зарѣ своего бытія въ лицѣ нашихъ прародителей, не преодолѣвъ этого искушенія.

Послѣ грѣхопаденія первозданныхъ людей искуситель Денница былъ проклятъ Богомъ и сталъ абсолютнымъ Зломъ, Діаволомъ, Сатаною.

Съ тѣхъ поръ ведетъ онъ борьбу не только съ Богомъ, но за каждую душу человѣческую.

Человѣческая природа была повреждена первороднымъ грѣхомъ. Зло и смерть вошли въ нашъ земной міръ и такимъ образомъ его стройность была искажена. Послѣ паденія первозданнаго Адама благодать Божія отступила и потокъ зла сталъ разливаться по всей землѣ. Человѣчество своими силами уже не могло остановить и побѣдить зло.

Для этого долженъ былъ явиться обѣщанный еще въ раю нашимъ прародителямъ ИЗБАВИТЕЛЬ — МЕССІЯ, "СЕМЯ  ЖЕНЫ", которое "СОТРЕТЪ  ГЛАВУ  ЗМІЯ". Онъ — Творецъ міра, Имъ же вся быша.

Благодатнымъ водительствомъ Богъ воспитываетъ особую струю рода Царя Давида, въ которой изъ поколѣнія въ поколѣніе накоплялась и воз­растала святость до тѣхъ поръ, пока эта благодатная струя не дала ПРЕЧИСТУЮ  ДѢВУ - БОЖІЮ МАТЕРЬ СВЯТѢЙШУЮ СВЯТЫХЪ, уже безъ личнаго грѣха. Только благодаря этому стало возможнымъ воплощеніе СЫНА БОЖІЯ на землѣ.

Время исполненія обѣтованія наступило и родился отъ Пречистой Дѣвы наитіемъ Святаго Духа ХРИСТОСЪ – СЫНЪ БОЖІЙ - СПАСИТЕЛЬ  МІРА - БОГЬ  СЛОВО.

Такъ было положено начало Новаго ЗАВѢТА.

Но діаволъ съ особой злобой ополчился на Младенца Христа — множество невинныхъ младенцевъ было убито по распоряженію Ирода, который желалъ вмѣстѣ съ ними погубить и Христа. Впослѣдствіи по наущенію діавола велитъ обезглавить Іоанна Крестителя.

Діаволъ еще больше ожесточается въ борьбѣ противъ Бога. Онъ внушаетъ книжникамъ, фарисеямъ, архіереямъ — вождямъ еврейскаго народа ненависть ко Христу. "Распни, распни Его", — вопятъ они. "Кровь Его на насъ и на дѣтяхъ нашихъ..." И эти вожди избраннаго народа Авраама, знающіе Единаго Бога, превращаются въ слугъ діавола, который ведетъ ожесточенную борьбу противъ всего христіанскаго міра.

Но Богъ безпредѣльно возлюбилъ Свое твореніе человѣка, настолько, что даже Сына Своего Единороднаго  отдалъ на крестную смерть, чтобы спасти падшее Свое созданіе. И Христосъ приноситъ Себя въ жертву. Своею жизнью, ученіемъ, страданіями, кровію, смертью и воскресеніемъ Онъ совершаетъ искупленіе всего рода человѣческаго. Передъ этой непостижимой тайной необъятной божественной любви недоумѣваютъ и трепещутъ ангелы.

Итакъ, самъ человѣкъ, только своими силами, не можетъ совершить дѣло спасенія своей души — "Безъ Мене не можете творити ничесоже" (Іоаннъ 15:5), говоритъ Господь. Онъ, человѣкъ, можетъ быть спасенъ только Христомъ Спасителемъ въ оградѣ Имъ созданной ЦЕРКВИ, помощью благодатныхъ таинствъ церковныхъ.

Русский Паломник № 44-45, 2009
Продолжение  следует
 





Subscribe
Comments for this post were disabled by the author