?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

September 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ПАЛОМНИЧЕСТВО В МОЛДОВУ – июнь 2010 г. - Часть II

ПРЕДАНИЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…
А ТАКЖЕ ДЕНЬ НЫНЕШНИЙ 

 Паломничество наше началось с г. Бельцы - "северной столицы" страны. Этот город с населением около 160 000 человек расположен на расстоянии 138 км севернее  Кишинёва. Датой основания считается 1421 г. Город получил своё название от окружавших его болотистых мест, и вся эта равнинная и при этом очень живописная область с невысокими холмами и возвышенностями известна под названием Бельцкая степь. Вся она покрыта обширными полями злаковых и сельскохозяйственных технических культур, лекарственных растений. Эта зона является крупным производителем пшеницы, сахарной свёклы, кукурузы и табака. Город Бельцы известен также тем, что здесь в 1711 г. располагался военный лагерь Д. Кантемира, господаря Молдовы и верного союзника России, и русского царя Петра Великого во время совместной Прутской кампании против турок.. В этой "северной столице" Молдовы очень много замечательных архитектурных памятников 16-20 веков, в числе которых прекрасная церковь в стиле национального романтизма "Свв. Константина и Елены", церковь Святителя Николая, Армянская церковь и др.

  Далее наш путь лежал в Сынжерейский район, который также расположен в северной части Молдавии возле муниципии Бельцы. В этом районе находится древнее село Биличений Векь (Старые Биличаны) с храмом в честь Святых Архангелов Михаила и Гавриила, построенном в традиционном для этой части Молдовы русском стиле начало 20 века (церковь построили в 1901 г. из местного кирпича) во времена царствования Государя Императора Николая II. В этом районе также находятся и остальные компактно расположенные приходы нашей Церкви. В районе много сёл с русским и украинским населением. Например, село Добруджа Векь (Старая Добруджа) - старообрядческое село с преимущественно русскоязычным населением. В каждом селе при въезде, а также на главных улицах стоят Поклонные кресты, с любовью украшенные сельчанами. В каждом дворе - колодцы ("криницы"), многие с красивыми росписями. К воде здесь особое, благоговейное отношение, так как от неё зависит процветание здешнего края, часто страдавшего от засухи. Ранее, в советские времена, Сынжерейский район назывался Лазовским. Советы хотели "увековечить" память своих героев - псевдомучеников, присваивая их имена целым районам, городам, площадям и улицам. Так в Молдавии совецких времён были районы, названные в "честь" бандита-налётчика Г. Котовского и советского комиссара С. Лазо. В каждом городе непременно были улицы, "прославляющие" Ленина, Свердлова и прочих "красных бесов". Надо всё же отдать должное нынешней власти в Молдове в отличие от российской: все коммунистические и совецкие рудименты безвозвратно исчезли с карты страны, а её города и населённые пункты  избавились от истуканов из совкового прошлого, одиозных наименований и прочей совецкой символики,  В РФ, увы, люди до сих пор живут на проспектах и площадях Ленина и Свердлова, ходят по улицам, названным в "честь" серийных убийц и садистов, - Урицкого, Воровского и Войкова, "экзотических" Клары Цеткин и Розы Люксембург, мимо памятников из коммунистического прошлого. На улицах и площадях Молдовы теперь можно увидеть монументы в честь господаря Штефана III Великого (Штефан чел Маре), национального героя Молдовы, который правил в конце 15 века. Он провёл около 40 сражений, из большинства которых вышел победителем (на национальной валюте - молдавских леях - также его изображение). Но, несмотря на все его усилия, после его смерти под напором Османской империи  Молдавское княжество признало сузеренитет турецкого султана.

 Была Молдова и в вассальной зависимости от Венгерского и Польского королевств (14 в.), была частью королевской Румынии, более 50 лет была она в составе СССР. И вот эти полвека оставили самый тяжёлый и неизгладимый след в душе молдаван, которые, как и другие народы, населявшие бывшую Российскую империю, подверглись беспрецедентным и бесчеловечным социальным, политическим, экономическим и прочим экспериментам, а проще сказать форменному геноциду новой власти, бросившей вызов не только исконным человеческим ценностям, но и Самим Небесам, вознамерившись построить "земной рай" и новую вавилонскую башню, но уже без оглядки на Бога.

 В 1918 г. в результате общероссийской катастрофы Бессарабия обьединилась с Румынским Королевством ( против этого резко выступал тогдашний Управляющий Бессарабской митрополией архимандрит, а впоследствии архиепископ Анастасий (Грибановский), будущий второй Первоиерарх РПЦЗ), - но это был для неё самый оптимальный на тот момент исход, чтобы спастись от надвигающегося коммунистического кошмара. Советская Россия не признала обьединение Бесарабии с Румынией, послав в этот регион войска Красной Армии, и в  1924 г. образовала автономную Молдавскую республику в составе Советской Украины на восточном берегу Днестра. В1940г. пять из 11 районов масср вошли в состав МССР. Здесь была сосредоточена значительная часть промышленности МССР. В 1992 г., на территории этих районов разразился страшный кровавый конфликт между сепаратистами Приднестровья и Республикой Молдовой, унёсший более 3000 человеческих жизней с обеих сторон. 2 августае 1940 г. Молдавская Советская Социалистическая Республика, объединившая 6 уездов Бессарабии и 5 районов Молдавской АССР была включена в состав СССР. 28 июня 1940 г. Румыния в соответствии с Пактом Риббентропа- Молотова была вынуждена вывести войска из Бессарабии, и с этого дня началась уже советская оккупация.  Сразу после этого для молдован начались все "прелести" совецкой жизни: национализация и борьба с частной собственностью, её экспроприация, насильственная коллективизация, и связанные с ними репрессии, борьба с национальным самосознанием и инакомыслием, русификация молдавского языка и переход на русский алфавит, а главное - борьба с православной верой и глубоко православным образом жизни этого маленького, но гордого этноса.

    Христианство было распространено на территории Молдовы еще с римских (апостольских) времен. Православное христианство пришло на территорию Молдавии из Византии. Вся Молдавская средневековая культура, система национальных ценностей зиждутся на христианских основах. Православная вера для молдован - это великая святыня и образ жизни, которые они впитывают с молоком матери. Это сразу бросается в глаза с первого дня пребывания в гостеприимной Молдове. Церковная воскресная служба поразила нас своей стройностью и уставной строгостью. Владыка Антоний служит очень проникновенно, с глубоким духовным напряжением и подъёмом, особенно во время центрального момента литургии: евхаристического канона и эпиклезиса. Особое место в его воскресном и праздничном служении занимает продолжительная проповедь, которую он по местному обычаю произносит сразу после чтения Воскресного или праздничного Евангелия. После Сугубой ектении Владыка неукоснительно совершает молитвенное поминальное приношение о  наших  приснопамятных Первоиерархах РПЦЗ, а также других усопших архиереях Зарубежной Церкви. Храм в этот воскресный день был заполнен до отказа молящимися. В селе Биличений Векь - население около 5000 человек, и на воскресной литургии в Петров пост было человек 250, т.е. приблизительно каждый двадцатый. Прихожане пришли на воскресную службу празднично одетые, в приподнятом настроении. Было видно, что воскресная церковная служба неотъемлемая часть жизни этих молдавских селян, что они настоящие прихожане, а не захожане, как зачастую бывает в патриархийных храмах  в РФ.  Многие, увидев незнакомого приезжего священника, с радостью подходили под благословение. Мужчины, которых было не меньше, чем женщин, по древней традиции, стояли справа, а женщины - слева, отдельно друг от друга. Было очень много детей разного возраста и причастников. Весьма радует, что у Владыки Антония много помощников в алтаре, которые прекрасно справляются со своими иподиаконскими обязанностями, легко ориентируясь в премудростях архиерейской службы. Стройно и молитвенно, едиными устами и единым сердцем, пел сельский церковный хор. Особо стоит отметить музыкальность и красивый баритональный голос Владыки Антония, который является несомненным украшением любой его церковной службы. Владыка поёт с великим удовольствием и большим вдохновением. Даже после окончания службы, когда уже, кажется, нет никаких сил, Владыка часто исполняет церковные песнопения, иногда солируя, или вместе с хором, со знанием дела им регентуя. Такие импровизированные концерты духовной музыки  стали в их уютном и намоленном сельском храме уже хорошей традицией. Сначала основной костяк хора вместе с Владыкой поёт у солеи, затем в притворе, а затем уже в завершение - на улице у церковной ограды. Вообще, молдоване очень музыкальный и певучий народ. Этому, вероятно, способствует их красивый и мелодичный язык, принадлежащий к романской группе языков. Немного зная латынь, владея итальянским, испанским или французским языком, можно постараться распознать знакомые корни слов и грамматические конструкции из разных языков романской группы.

Молдоване очень приветливы и гостеприимны. Первыми приветствуют незнакомцев на сельской улице словами "Buena sera" (дети и молодёжь  - не исключение!), при случае стараются обильно угостить или щедро одарить дарами молдавской земли.   

Богослужение в православных храмах Молдовы совершается преимущественно на румынском языке. Некоторые песнопения и молитвословия поются и произносятся как на церковнославянском, так и на греческом языках. В храмах нашей Церкви повсеместно распространено двуязычие. Надо отметить, что до 17 века церковнославянский язык в Молдавии был языком Православной Церкви и официальных документов. Только с середины 17 века начал внедряться румынский язык, постепенно вытесняя церковнославянский, несмотря на то, что изначально христианство пришло на эти земли из Византии. Миссионерской деятельностью на молдавских землях руководил Константинопольский патриарх, и эта была его каноническая территория. Среди священнослужителей молдавской церкви были и выходцы из соседних славянских стран, имевших тесные связи с Молдавией.

 В 14 веке молдавские господари стремились избавиться от политической и церковной зависимости Византии, была даже предпринята попытка обратиться за помощью к Риму, которая привела к образованию католической епископии в г. Сирет. Но молдавские господари быстро осознали, что население страны активно противится католицизму и предпринимали попытки образовать церковную автокефалию или автономию, правда безуспешные. Лишь в начале 15 века во главе молдавской церкви стал митрополит Иосиф из молдован. Константинополь был вынужден признать это поставление, и таким образом некую самостоятельность молдавской церкви, но окончательное утверждение молдавских митрополитов всё же осталось за Константинопольским патриархом. После того как в 1401 году Православная Церковь в Молдове обрела статус митрополии, значительно повысился и её престиж в молдавском обществе. Власть молдавских господарей нуждалась в духовной санкции. Митрополит стал вторым после господаря лицом в государстве, наставником и духовным судьей. Церковные иерархи были самыми образованными людьми в княжестве и народе (здесь следует отметить, что в роду Владыки Антония (Рудей) также были церковные иерархи и кто-то из них даже был на митрополичьей кафедре в Яссах). Благодаря их неустанным заботам Церковь стала стержнем молдавской культуры. При поддержке Митрополита Киевского Петра Могилы при монастыре в Яссах возникла типография, и в Молдавии началось книгопечатание, положившее начало духовному просвещению молдавского народа.




Comments