?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ПАЛОМНИЧЕСТВО В МОЛДОВУ – июнь 2010 г. - Часть IV

ЕСТЬ ЛИ В МОЛДОВЕ АЛЬТЕРНАТИВА МП? 

По какому же вектору развивается современное Православие в Молдове? Этот вопрос интересует сейчас очень многих. Достаточно сказать, что каждая новая возникающая в Молдове (как правило,  искусственно!) юрисдикция пытается взять его под свой контроль с непременным назначением туда своих "викариев".

В Молдове в последнее время всё чаще и чаще стали раздаваться голоса простого православного народа, выступающего за чистоту Православия, неприятие экуменизма и уродливых форм современного сервилизма, которые являются естественным продолжением и развитием неизжитого родового греха МП - сергианства.

Летом 2010 года вновь прозвучал настоятельный голос простых клириков и мирян Кишинёвской митрополии МП, призывающий к прекращению экуменической деятельности РПЦ МП. В адрес Кишинёвского митрополита и московского патриарха были направлены соответствующие Открытые письма. В июле, накануне Дня Царственных мучеников, в Кишинёве состоялся многотысячный крестный ход ревнителей чистоты Православия, а в сентябре в Москве побывала представительная делегация молдавских клириков и мирян во главе с прот. А. Чибриком,  духовником Общества блаженной Матроны Московской, (известен также тем, что публично опрокинул менору, установленную на центральной площади Кишинёва во время празднования еврейской Хануки). Эту делегацию по поручению патриарха Кирилла принял архиепископ Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, но никаких конкретных результатов эта встреча не принесла, да и не могла принести. Все остались  на своих позициях. Но сразу после этой встречи глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) вновь резко раскритиковал "ревнителей чистоты Православия" и предостерёг от "церковного экстремизма". Эту точку зрения фактически продублировал скандально известный "протодиакон всея Руси" Андрей Кураев во время своего блицвизита в Кишинёв в октябре сего года, обвинив ревнителей чистоты Православия в Молдове в сектантстве, расколе и экстремизме, причём в самых оскорбительных словах и выражениях. Встреча в Богословской академии закончилась громким скандалом и потасовкой. Многие в Молдове считают этот провокационный визит "миссионера всея Руси" полуофициальным патриаршим ответом  ревнителям чистоты Православия Молдовы.

Но похоже на то, что даже высокому церковному начальству в Молдове приходится считаться с настроениями и желаниями своей паствы, которая ещё может возвысить свой голос, пользуясь какими-то остатками соборности (на российских приходах РПЦ МП такого права как не было, так и не будет, особенно после принятия новой  "гундяевской" редакции Приходского устава).

Митрополит Владимир (Кантарян) принял участие в июльском крестном ходе, возглавив молебен перед иконой "Всецарица", и даже был вынужден сделать заявление, что в "случае объединительных процессов с латинянами, предпочтёт остаться православным". Вольно или невольно ему приходится несколько дистанцироваться от московского центра. С одной стороны, показывая свою самостоятельность, чтобы сохранить хоть какой-то авторитет в глазах своей паствы, с которой он всё-таки вынужден считаться, а с другой, полную лояльность к новому руководству Молдовы, которая хочет большей церковной независимости от Москвы и более скорой интеграции в европейские структуры (весьма примечательно, что митрополит ездит на шикарном представительском автомобиле со спецномером "RM G 004". Литера "G" обозначает, что её обладатель на номере является членом правительства!).

Поговаривали, что даже у бывшего президента В. Воронина был проект выхода Кишинёвской митрополии из Московского Патриархата. Как говорят, эта идея родилась у бывшего президента-коммуниста во время визита в Грецию и посещения Афона в мае 2004 г. Как переходный этап, предполагалось по этому проекту подчинить все православные приходы на территории Молдовы Константинопольскому Патриархату, естественно, при достижении компромисса между Москвой и Бухарестом, а затем уже двигаться к признанию афтокефалии. Но при его президентстве этому не суждено было сбыться. Во всяком случае, эта идея остаётся актуальной, и нынешнее, а также и будущее высшее руководство Молдовы, скорей всего, будет стремиться к полной церковной независимости от Москвы, но делать это будут, естественно, только в рамках церквей так называемого Мирового православия (WO) - Константинопольского и Румынского патриархатов, печально известных своим самым откровенным экуменизмом и модернизмом.

Так что приверженцам Истинного Православия в Молдове рано или поздно придётся сделать выбор: или остаться верными своему исповеданию, или стать отступниками и пополнить ряды "православных" экуменистов и модернистов в церквах так называемого Мирового православия.

С обретением независимости в Молдове усилилось и политическое движение "унионистов" (сторонники объединения с Румынией: "великая Румыния от Карпат до Чёрного моря"). Одним из лидеров этого движения в Молдове выступил прот. П. Бубуруз, бывший депутат Верховного Совета СССР, которого поддержала и Румынская Православная церковь, не терявшая даже при коммунистическом режиме Чаушеску своего влияния. Она и при коммунистах была государственной, а её клирики получали от государства денежное содержание. После падения коммунистического режима её позиции ещё более укрепились, она заняла центральное место в системе государственной власти и стала активно влиять на внутреннюю и внешнюю политику Румынии.

Естественно, основной целью геополитических устремлений Бухареста являются земли, потерянные в 1944 году - Бессарабия, Буковина и Транснистрия. Правительство Румынии приняло программу "Румынская церковь", направленную на "возрождение Церкви румын вне Румынии" (то есть в границах 1940 года), которая щедро финансируется из государственного бюджета. 14 сентября 1992 г. группа иереев, недовольных Московским Патриархатом, провела учредительную епархиальную ассамблею, заявив о создании самостоятельной Бессарабской митрополии и переходе в Румынскую церковь. Во главе новой митрополии встал епископ Бельцкий (опять г. Бельцы!), викарий Кишинёвской епархии Пётр (Пэдурару), который был хиротонисан в епископа МП в 1990 г. Выпускник Одесской духовной семинарии он не отличался особыми административными способностями, и в Кишинёвской митрополии занимался тем, что руководил пошивочными мастерскими для батюшек епархии.

После трагических событий в Приднестровье Государственная служба по религиозным культам Молдовы побоялась зарегистрировать Бессарабскую митрополию, но столкновения за приходы продолжалось. Многие священники уходили со своими приходами из Московской Патриархии, столкнувшись с вопиющими беззакониями её епископов. Государственная власть в лице президентов М. Снегура и П. Лучинского, прожжённых партаппаратчиков ещё советских времён, то разрешала, то отменяла регистрацию, получая от этого свои дивиденды. Пришедший после П. Лучинского В. Воронин, вновь на короткое время отменил регистрацию, так как имел совместные бизнес-проекты с Московской Патриархией, но как оказалось ненадолго. Европейский суд по правам человека в апреле 2002 года обязал правительство Молдовы зарегистрировать Бессарабскую митрополию в составе Румынского патриархата. Митрополит Пётр (Пэдурару) получил статус "экзарха новых земель" и после этого заметно активизировал свою деятельность, перенеся её также на территории Черновицкой области Украины (до 1940 г. - территория Румынии), а также Одесской области. Церковные службы проводятся там на румынском языке.

В сентябре 2007 года министерство иностранных дел Румынии приняло решение платить каждому священнику Бессарабской митрополии по 100 $  в месяц, что для многих сельских батюшек, влачащих просто нищенское существование, является неким спасением. Светским властям Молдовы, как и Кишинёвской митрополии МП нет никакого дела до нужд этих бедных приходов, поэтому и уходят они к румынам, чтобы просто физически выжить.

В январе 2005 года экзархат Бессарабской митрополии дошёл и до Москвы, где Пётр (Пэдурару) создал "Московский благочинный округ", в состав которого вошли 5 священников во главе с небезызвестным "протопресвитером" Александром Сергеевым-Зарнадзе (он же Михальченков). Этот человек был активным участником церковных событий в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века, когда в России стали появляться первые приходы РПЦЗ. В Москве он был заметным и активным деятелем "церковного зарубежья", был одним из соучредителей Братства Преподобного Иова Почаевского, в распоряжении которого был ряд ритуальных залов, переоборудованных под храмы, на нескольких московских кладбищах, а также при больницах. Будучи весьма предприимчивым, если не сказать авантюрным человеком, он каким-то образом сумел добиться расположения от нашего Синода и даже стать иподиаконом в Зарубежной Церкви. Затем этот церковный деятель с тройной фамилией разочаровался в исторической РПЦЗ и ушёл к Лазарю Журбенко, став у истоков РИПЦ и приняв самое деятельное участие в разработке её устава (автор этих строк был знаком с А.Михальченковым и знает эти подробности из его уст). Священнический сан он получал, правда, уже от патриарха УАПЦ Дмитрия (Яремы), а затем его кочевание по церковным юрисдикциям продолжилось и закончилось на данный момент в Бессарабской митрополии, чьё "московское благочиние" он возглавляет и поныне. В декабре 2006 года в Париже он был даже допущен до сослужения архиепископом Гавриилом на rue Daru, подтвердившим таким образом его более чем странный и экзотический статус.

Продолжение следует 

 


Comments