?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Письмо молодым людям в России – Митрополит Виталий - 1989 г.

Въ вашихъ письмахъ вы постоянно пишете, что отъ меня ожидаете нѣкотораго руководства, ко мнѣ прислушиваетесь и хотѣли бы знать что я думаю обо всемъ, что творится сейчасъ въ Россіи. Со стороны, можетъ быть, я и имѣю немножко больше объективности, да и санъ мой мнѣ въ этомъ помогаетъ, предоставляя мнѣ просто по должности болѣе широкій кругозоръ; но, повѣрьте, что тутъ вопросъ въ Промыслѣ Божіемъ о Россіи, и вы такимъ образомъ просите непосильнаго для меня дара пророчества.

Вы правы въ томъ, что по чисто человѣческому, земному, логическому разсужденію только, все выглядитъ крайне мрачнымъ. Я даже сказалъ бы, что за всѣми тучами со всѣхъ сторонъ свѣта Божіяго не видно. Если Россія не выберется изъ этихъ душныхъ трущобъ, то по всей вѣроятности мы идемъ, — весь міръ идетъ къ Концу, и тогда можно сказать съ апостоломъ: «Ей, гряди, Господи Іисусе».

Однако вся наша русская духов­ная литература, наши старцы, наши святые, богодухновенные писатели и просто просвѣщенные люди Земли Русской болѣе или менѣе предсказали и ужасы и возрожденіе нашей родины. Препятствія этому возрожденію я вижу два.

Во-первыхъ, нераскаянность нашего народа и натискъ непомѣр- ныхъ искушеній въ видѣ распущенности, безстыдства, пьянства, наркоманіи. Какъ-то на одномъ собраніи молодежи я сказалъ, что Россіи придетъ полный духовный крахъ не отъ разгула больше­визма, но тогда, когда будутъ избирать блудницъ, называя ихъ именами нашихъ священныхъ городовъ, прославленныхъ нашими великими святите­лями и преподобными: когда выберутъ миссъ Москву, миссъ Кіевъ, миссъ Казань, миссъ Новгородъ и т.д. Вы мнѣ возразите, что это уже налицо. Но вы ошибаетесь. Да, миссы уже избраны, но это пока что простое, примитивное подражаніе Западу, но совсѣмъ не органическое явленіе, а потому не есть еще выраженія глубиннаго нравственнаго растлѣнія. Дореволюціонный обществен­ный строй Россіи именно и былъ глубоко растлѣнъ, и отъ такого органическаго поврежденія Богомъ была попущена революція, кровавая купель, въ которой многіе безнадежно опороченные омылись и какъ-то спасли свои души. Такъ и въ Великомъ Потопѣ многіе люди спасли свои души, ибо всякое наказаніе Божіе таитъ въ себѣ милосердіе, если кто приметъ его сердцемъ своимъ. По всей вѣроятности случаются въ исторіи человѣчества такія глубинныя поврежденія, перерожденія во зло, что необходимы для возможнаго спасенія шквалы потрясенія, даже катаклизмы, и все это по неизрѣченному милосердію Божьему.

Во всякомъ грѣхѣ можно каяться, какой бы страшный грѣхъ ни былъ. Но попробуйте покаяться во всемъ своемъ порочномъ міровоззрѣніи, которое вы себѣ сложили постепенно, день за днемъ, годъ за годомъ. Да вѣдь это вы весь налицо: вы срослись, сроднились съ нимъ, а по закону естества человѣческаго вы непремѣнно и живете по этому своему міровоззрѣнію. Тутъ уже нѣтъ мѣста покаянію, потому что человѣкъ не видитъ въ чемъ ему каяться конкретно. Ему, конечно, надо каяться во всемъ, съ головы до ногъ, каяться, что онъ живетъ, дышитъ, ѣстъ и пьетъ, но это уже не покаяніе, а перерожденіе полное, — то, о чемъ говорилъ Спаситель съ Никодимомъ: надо снова родиться. Для такого новаго рожденія у Господа суть безчисленные пути — чудесное явленіе Савлу, будущему апостолу Павлу, чудесное перерожденіе Маріи Египетской, болѣзни, потрясенія и другіе безчисленные способы сокровенные, намъ невѣдомые, для перерожденія изъ безнадежно падшаго во святаго.

Но вернемся снова къ Россіи. Сейчасъ многіе наши молодые люди и дѣвушки посѣщаютъ Россію, ея святыни, монастыри и поразительно чутко передаютъ мнѣ свои впечатлѣнія. Одна дѣвушка написала мнѣ замѣчательное письмо, въ которомъ говоритъ: «я ушла отъ одного игумена, какъ отъ змѣи»; отъ другого претендующаго на старчество: «я ушла обледенѣлая, пустая». Другой молодой человѣкъ мнѣ пишетъ: «Какой чудный нашъ русскій народь, вѣрующій простой народь. Среди нихъ есть настояхціе Христа ради юродивые, праведники, скромныя, смиренныя души. Сколько я видѣлъ этихъ русскихъ глазъ, молитвенныхъ глазъ, молчаливыхъ, глубокихъ».


Есть еще одна опасность характера чисто умышленнаго, намѣреннаго, планомѣрнаго. Злыя силы столько потрудились, чтобы сокрушить православную русскую державу, что для нихъ возрожденная Россія — это ночной кошмаръ съ холоднымъ леденящимъ потомъ. Одинъ не то депутатъ, не то сенаторъ здѣсь на Западѣ заявилъ цинично: «Мы не допустимъ такого». Что это значить? Будутъ брошены всѣ силы, милліарды золота, лишь бы погасить пламя русскаго возрожденія. Вотъ передъ чѣмъ стоитъ сейчасъ Россія. Это почище Наполеона, Гитлера.

Но если съ нами Богъ, то чего намъ бояться? Все же только въ этомъ и не въ чемъ другомъ. Итакъ, всѣмъ русскимъ людямъ я хочу напомнить слова преп. Серафима Саровскаго: «спаси свою душу, и тысячи спасутся вокругъ тебя». Мы же часто по своей дѣятельности уподобляемся евангельскимъ словамъ о томъ человѣкѣ, увле­кающемся желаніемъ объять весь міръ, губя свою душу. Итакъ, оставимъ весь міръ въ покоѣ и серьезнѣйшимъ образомъ займемся спасеніемъ своей души, и тогда, и только тогда мы увидимъ много чудеснаго вокругъ себя, новаго, неожиданнаго, радостнаго.

Не то уподобимся безумнымъ людямъ, бьющимъ палками воздухъ. Масса энергіи, движенія, эффектности, а въ итогѣ итоговъ пустота, а все дѣло ни съ мѣста. Ну ужъ и хитеръ нашъ вѣчный врагъ діаволъ! Такъ и ведетъ насъ за носъ, заставляя насъ дѣлать совершенно ни кому не нужныя вещи, внушая намъ, что это такъ важно и одновременно исполняя насъ чувствомъ экзальтаціи, энтузіазма, эмоціональности и какой-то всегда нервной радости (страшно не люблю всѣ эти слова на Э — экуменизмъ, эволюція, эмансипація). Мы же по нашей духовной незрѣлости и наивности принимаемъ эти чувства за Божію благодать, уловляемся на мякинѣ и еще съ большимъ рвеніемъ погружаемся въ общественную, соціальную суету.

Тутъ кстати намъ вспомнить и нашего Достоевскаго, какъ къ старцу Зосимѣ пришла одна дамочка и заявила ему, что она весь міръ возлюбила, такъ бы и заключила его въ свои объятія. А вы уже знаете, что старецъ ей отвѣтилъ. Итакъ не будемъ уподобляться этой дамочкѣ изъ Достоевскаго, а лучше отъ всего сердца обратимся къ Богу, къ Его Пречистой Матери и возопіимъ — Боже, прости мнѣ грѣхи и прегрѣшенія мои, очисти мя, вразуми мя, — и скажемъ это отъ всего сердца, отъ всей души, вкладывая въ эти слова все свое человѣческое естество — и душу и тѣло, такъ чтобы ни одна клѣточка нашего духовно-тѣлеснаго существа не отсутствовала бы въ этомъ воплѣ души.

И вы думаете, что Господь не отвѣтитъ вамъ на такой крикъ вашей души?! Непремѣнно отвѣтитъ, да такъ отвѣтитъ, что ногъ не почувствуете подъ собой, и просимое исполнится. Изыдетъ слово Божіе отъ самаго престола Пресвятыя Троицы «Да будетъ....», и отъ слова сего вострепещетъ вся вселенная, весь космосъ, и всѣ силы небесныя устремятся испол­нить это слово, и земля будетъ изгибаться передъ волей Божіей. И тамъ, гдѣ была гора, будетъ оврагъ, а тамъ, гдѣ была равнина — станетъ гора. Всѣ народы будутъ смотрѣть въ священномъ ужасѣ на такое зрѣлище возстающей изъ моря крови очищенной прощенной Святой Руси.

Можно, конечно, сказать, что я впадаю въ фантасмагорію, взявъ апокалиптическій тонъ вѣщуна. Но мы вѣдь живемъ на самой грани этого Откровенія, даже можетъ быть и вошли уже въ послѣднюю фазу исторіи земной части Церкви Христовой, о чемъ и говоритъ намъ эта послѣдняя книга Священнаго Писанія. А развѣ можно говорить другимъ языкомъ, когда пролито столько крови истинныхъ свидетелей Христа Спасителя?! (По-гречески наше слово «мученикъ» — звучитъ мартиріосъ, что и значитъ свидетель и глубже опредѣляетъ этотъ подвигъ.) Наша Православная Русская Церковь дала столько мучениковъ, что можно одними святыми именами ихъ заполнить всѣ двѣнадцать книгъ новыхъ мѣсячныхъ Миней и на каждый день.

Мы ежегодно празднуемъ 40 мучениковъ Севастійскихъ, а у насъ есть гдѣ-то въ тайгѣ въ Сибири яма, въ которую падали по одному іереи Божіи послѣ выстрѣла одной пули въ затылокъ и послѣ утвердительнаго отвѣта на вопросъ «есть ли Богъ»? Ихъ было 60. Да развѣ можно перечислить всѣ роды жесточайшихъ пытокъ, которымъ подвергались сотни тысячъ православныхъ? Теперь уже, слава Богу, заговорили немного о Церкви Христовой, но еще неясно, какъ о какомъ-то учрежденіи, даже департаментѣ. Ее еще не чувствуютъ какъ сердце, какъ причину всего, какъ начало и конецъ, какъ средоточіе во всемъ космосѣ. Ея голосъ еще не звучитъ ясно среди всякихъ теченій: очень трудно разобраться въ этомъ чертополохѣ мыслей, теорій, безчисленныхъ рецептовъ на возрожденіе, на обновленіе. Но настанетъ день, когда Церковь возстанетъ во всей своей красѣ и славѣ, и весь міръ увидитъ Истину. Нашей Церкви будетъ дана власть встрѣтить своего непримиримаго врага Анти­христа. А вы, молодые друзья мои, не падайте духомъ. Развѣ вы не видите, какъ благодать Духа Святаго пробиваетъ путь для Своей Церкви? Вся Россія волнуется и волнуетъ весь міръ. И вы можетъ быть еще въ своей жизни увидите это торжество.

Ну вотъ и поговорилъ съ вами. Призываю на всѣхъ васъ Божію благодать. Вашъ искренній благожелатель

Митрополитъ ВИТАЛІЙ.

Православный Вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий, июнь/июль 1989 г.



Comments