pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

О ПОЛОЖЕНИИ ЭКУМЕНИЗМА – Еп. Григорий (Граббе) – Часть I

Докладъ Архіерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей – сент. 1985 г.

Озабоченность нашей Церкви въ связи съ развитіемъ ереси экуменизма проявлялась не разъ и выразилась въ рядѣ Скорбныхъ Посланій Предсѣдателя Синода, в Соборномъ Опредѣленіи и наконецъ, анаѳематствованіи этой ереси. Между темъ, глубокое ея значеніе и черезъ нее постепенная подмѣна Православія все больше развивается и я почитаю долгомъ доложить Архіерейскому Собору о новейшихъ событіяхъ в этой области.

Прежде всего надо отмѣтить все большее и большее сближеніе представителей Православной Церкви с чуждыми Ей по своему ученію и жизни инославными общинами. Нельзя не замѣтить, что входящіе въ Міровой Совѣтъ Церквей православные со дня на день глубже и глубже вовлекаются въ такое сближение съ католиками и протестантами, которое явно проиворѣчитъ принципамъ святоотеческаго Православія. Это появляется въ одновременномъ развитіи переговоровъ об установленіи единенія въ таинствахъ съ разными инославными (прежде всего римо-католиками), безъ того, чтобы тѣ отказывались отъ своихъ заблужденій о во всей полнотѣ приняли православное ученіе. Всю несовмѣстимость этой позиціи съ ученіемъ и преданіемъ свяхыхъ отцовъ ярко и убѣдительно высказалъ въ одномъ изъ своихъ трудовъ достойнѣйшій представитель сербскаго богословія, блаженной памяти о. Іустинъ Поповичъ.

Тѣмъ, кто слѣдитъ за развитіемъ Экуменическаго Движенія, прежде всего надо обратить вниманіе на тексты т.н. Лимской Литургіи, составленные на Конференціи в Лимѣ (Перу), т.е. проекты новыхъ богослуженій, которыя создавали бы общія для всѣхъ христіанскихъ исповѣданій формы крещенія, литургіи и священства.

Во вступленіи къ этому документу говорится, что "всѣ Церкви должны обратиться лицомъ къ настоящему съ его новыми элементами и запросами. Всѣ они въ одинаковой степени должны пересмотрѣть традиционныя убѣжденія и практику. Въ результатѣ экуменическаго и общихъ библейскихъ ученій осуществилось содружество, которое преодолѣваетъ всѣ конфессіональныя границы и при которомъ давнишнія различія видятся во многихъ отношеніяхъ въ иномъ свѣтѣ" (Экуменическіе тексты: Одно крещеніе, одна евхаристія, одно признаваемое служительство. Женева, 1975 г., стр. 4).

Продолжающееся обсужденіе оффиціальными представителями Православныхъ Церквей экуменистическихъ текстовъ съ такой предпосылкой не означаетъ ли принятія апріори принциповъ догматическихъ и литургическихъ новшествъ?

Можно ли это согласовать съ принципами Вселенскихъ Соборовъ, такъ ясно и глубоко выраженныхъ в многихъ правилахъ, но особенно, въ заключительныхъ фразахъ 1-го правила Шестаго Вселенскогаго Собора?  

Вспоминаетъ ли кто нибудь изъ православныхъ участниковъ этихъ экуменистическихъ моленій хотя бы 45 Апостольское правило: «Епископъ, или пресвитеръ или діаконъ, съ еретиками молившійся токмо да будетъ отлученъ. Аще же позволитъ имъ дѣйствовать что-либо яко служителемъ церкви: да будетъ изверженъ».

Отрицательныя стороны нынѣшнихъ, т.наз. экуменическихъ отношений съ еретическими представителями теперь все яснѣе обнаруживаются, съ православной точки зрѣнія въ чрезвычайно опасной постановке всего этого дѣла, при которой вопреки канонамъ, все чаще совершаются "экуменическія моленія" съ представи­телями далекихъ отъ Православія исповѣданій.

Яркимъ примѣромъ такого служенія было недавнее торжество (въ 1984 г.) по случаю 25-лѣтія возглавленія Греческой Церкви въ Америкѣ Архіепископомъ Іаковосомъ. Газеты сообщили о служеніи молебна, не указывая никакихъ особыхъ подробностей, но программа спеціально отпечатаннаго текста указываетъ, что на равныхъ началахъ, дѣлая свои возгласы при пѣніи хора соборнаго хра­ма Греческой Архіепископіи въ Нью Іоркѣ участвовали: возглавляя моленіе, Архіепископъ Іаковосъ, Джорджъ Галлопъ, Предсѣдатель Галлопъ Организаціи, католическій Архіепископъ Джонъ О'Конноръ, Сербскій епископъ Христофоръ, Глава Армянской Церкви въ Америкѣ Архіепископъ Торкомъ Манугіанъ, Предсѣдатель Національнаго Совѣта Христовой Церкви Епископъ Филиппъ Кузинъ, Глава Православной Церкви въ Америкѣ Митрополитъ Ѳеодосій, Предсѣдатель Еписко­пальной Церкви въ Америкѣ Епископъ Джонъ Аллинъ, Председатель Лютеранской Церкви въ Америкѣ Епископъ Джеймсъ Крумлей, Апостолическій Делегатъ на Америку Піо Лаги и бывшій Президеитъ Америки Джимми Картеръ.

Я позволяю себѣ сейчасъ обратить вниманіе Архіерейскаго Собора на ходъ переговоровъ Константинопольскаго Патріарха Димитрія съ Папой Павломъ II. Насъ давно уже тревожило, что въ ихъ т.н. "діалогѣ любви" еретическія ученія римо-католиковъ не разсматриваются въ свѣтѣ святоотеческаго свидетельст­ва, а все больше отодвигаются на задній планъ, замѣняясь манифистаціми молитвеннаго сближенія. Несогласнымъ съ Православіемъ догматамъ и особенно экклезіологіи едва придается какое-либо значеніе, все бодѣе заслоняясь яркими словами любви и, якобы существующаго единства, которое они надѣятся въ скоромъ времени объявить уже проведенными въ жизнь "путемъ установленія полнаго евхаристическаго общенія".

Въ этомъ отношеніи, позвольте мнѣ обратить вниманіе членовъ Собора на сообщеніе въ декабрьскомъ выпускѣ за 1984 г. оффиціальнаго бюллетеня Кон­стантинопольской Патріархіи "Епискепсисъ" съ опубликованными въ немъ рѣчами Вселенскаго Патріарха и кардинала Виллебрандсъ. Важнѣйшія мѣста въ нашихъ цитатахъ мы будемъ подчеркивать. Въ бюллетенѣ полностью приводятся рѣчи, ко­торыми Патріархъ Димитрій обмѣнялся съ представителями Римскаго Папы, прибывшими въ Константинополь отъ его имени въ день Св.Апостола Андрея Первозваннаго. Въ нихъ содержатся отвѣтственныя и важныя заявленія, невольно вызывающія большую тревогу.

Намъ неизвѣстно, чтобы за послѣдніе годы Римъ отказался отъ КАКОГО БЫ ТО НИ БЫЛО СВОЕГО ЛЖЕУЧЕНІЯ, которыя Православная Церковь неизмѣнно ранѣе признавала еретическими и требовала отреченія отъ нихъ отъ переходящихъ въ Православіе католиковъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, не дѣлая громкихъ заявленій, Римъ несом- нѣнно значительно перемѣнился послѣ Второго Ватиканскаго Собора; однако, онъ свернулъ въ сторону не Православія, а протестантизма. Компромиссныя заявленія относительно Лютера, даже появленіе Папы въ лютеранскомъ храмѣ съ произнесеніемъ тамъ проповѣди, и явные намеки въ ней на возможность пересмотра дѣла и нахожденія компромисса для переговоровъ, - должны были бы заставить лю­дей задуматься. Если Папа сговорится съ лютеранами, - восточные епископы черезъ него могутъ оказаться въ общеніи съ протестантами. О такихъ послѣдствіяхъ разнообразныхъ экуменическихъ переговоровъ, видимо, никто изъ православныхъ не думаетъ. У нихъ все это воспринимается иначе, потому что они перевоспитываются на почвѣ экуменизма. У участниковъ экуменическаго движенія измѣняется и психологія и экклезіологія.

Въ пятомъ докладѣ соединенной группы Римо-католической Церкви, въ информаціонномъ Бюллетенѣ Ватиканскаго Секретаріата по проявленію Христіанскаго Единства (№ 53, VІ, І98З) читаемъ: " Оглядываясь назадъ, видишь лишь растущее сознаніе существеннаго единства людей Божіихъ, въ каждомъ мѣстѣ и во всѣхъ мѣстахъ, единства, основаннаго на дѣйствительномъ, хотя и несовершенномъ общеніи, существующемъ между всѣми, кто вѣруетъ во Христа и крещены во имя Его. Осознаніе этой общей почвы стало проникать въ самосознаніе церквей. Ихъ члены постепенно пріобрѣтаютъ новое представленіе о себѣ самихъ и о своихъ сестрахъ и братьяхъ другихъ исповѣданій; о томъ, какъ они объединены, объ ихъ общей подотчетности и отвѣтственности передъ всѣмъ міромъ.... Они все "болѣе и болѣе проникаются пониманіемъ цѣли объединенія" (стр.105).

Иначе говоря, съ теченіемъ времени у участниковъ экуменическаго движенія въ томъ числѣ и православныхъ, мѣняется экклезіологія. Вѣра въ единствен­ность истинной Церкви отходитъ въ прошлое исторіи и въ сознаніи, даже архіереевъ, стирается разница между принадлежностью къ Церкви или еретичес­кой общинѣ, покрываясь общимъ терминомъ Христіанства.

Римскій Папа далъ опредѣленіе этому экуменическому т.н. объединенію при недавнемъ поклоненіи мощамъ Свят. Николая Мирликійскаго ( Епискепсисъ №310, 10 марта 1984 г.).

"Единство, сказалъ онъ, есть плодъ, являющійся при согрѣваніи благодати Духа; это есть явленіе, которое можетъ оживотворить только любовь; это есть не поглощеніе и не сліяніе. Обѣ Церкви-сестры, Восточная и Западная, теперь понимаютъ, что безъ взаимнаго вслушиванія въ глубокія причины, которыя въ каждой изъ нихъ поддерживаютъ сознаніе того, что ее характеризует безъ взаимнаго дарованія цѣнностей свойственнаго каждой изъ нихъ генія, - Церковь Христова не можетъ проявлять полной зрѣлости того вида, кот. былъ полученъ в горницѣ" (Сіонской, примѣч. переводчика).

И, однако, Патріархъ Димитрій нашелъ возможнымъ высказать Папѣ надежду на то, что "наша встрѣча и наши контакты ЕЩЕ ВЪ ЭТОМЪ ГОДУ, по милости Гос­подней, ЯВЯТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМЪ НАЧАЛОМЪ КЪ ПОЛНОМУ ОБЩЕНІЮ МЕЖДУ ВАМИ И НАМИ".

Достойно вниманія, что говоря о скоромъ достиженіи "ПОЛНАГО ОБЩЕНІЯ", Патріархъ даже не упоминаетъ о необходимости для этого полнаго догматическаго единомыслія, которое должно было бы ему предшествовать, будучи ясно сформулировано и всенародно объявлено.

Но что мы видимъ дальше? Оказывается, что задача возсоединенія Восточ­ной и Западной Церквей, казалось бы сама по себѣ грандіозная, - есть только промежуточное мѣропріятіе. Патріарху впереди видится, какъ болѣе важное, нѣчто иное:

"Во время нашей братской встрѣчи, говоритъ онъ латинянамъ, хотя и за­нимаясь по преимуществу дѣломъ взаимоотношеній между нашими Церквами и ходомъ осуществленія ихъ единства, что нормально, мы въ то же время должны принять во вниманіе, что это искомое и развиваемое единство между нашими Церквами ЕЩЕ НЕ СОСТАВЛЯЕТЪ И НЕ ДОЛЖНО СОСТАВЛЯТЬ САМО ПО СЕБѢ КОНЕЧНОЙ ЦѢЛИ. ОНО НЕ БОЛѢЕ КАКЪ СТАДІЯ, конечно очень важная, НА ПУТИ КЪ ВЫСШЕЙ И СВЯТОЙ ЦѢЛИ ЕДИНСТВА ВСЕГО ХРИСТІАНСТВА".

Но что имѣется въ виду въ качествѣ этой цѣли "единства всего христіанства"? Надѣется ли Патріархъ, что всѣ, именующіе себя христіанами примутъ Православіе?

Это, вѣдь, было бы цѣлью Православной Церкви, ибо Господь никогда не ограничивалъ области, подлежащей нашей проповѣди, заповѣдуя: "шедше нау­чите ВСЯ языки" (Мѳ. 28, І9). Однако, не надо особенно вчитываться въ слова Патріарха, чтобы увидѣть, что та цѣль, которую онъ проповѣдуетъ, прямо про­тивоположна цѣли и указанію Спасителя. Господь нашъ Іисусъ Христосъ посылалъ Своихъ учениковъ проповѣдывать Его ученіе "всей твари", указывая, что "кто будетъ вѣровать и крестится, спасенъ будетъ, а кто не будетъ вѣровать осужденъ будетъ" (Мар. 16, 15-16).

Патріархъ Димитрій вмѣстѣ съ Папой, вопреки такому объявленію Спасителя, хочетъ не привлечь инако-вѣрующихъ къ Православію, а соединить Церковь съ тѣми, кто по слову Спасителя подлежитъ осужденію и долженъ быть для насъ какъ "язычникъ и мытарь". "НАША ЦѢЛЬ, сказалъ Патрірахъ, НЕ ВЪ ТОМЪ ТОЛЬКО, ЧТОБЫ ОБЪЕДИНИТЬ ТѢХЪ, КТО УЖЕ ХРИСТІАНЕ, но черезъ это объединеніе свидѣтельствовать съ убѣжденіемъ передъ міромъ, котораго Іисусъ Христосъ есть Спаситель. Такъ, черезъ это объединеніе МЫ СДѢЛАЕМЪ ТАКЪ, ЧТОБЫ МІРЪ БЫЛЪ ПРЕОБРАЖЕНЪ И ВКЛЮЧЕНЪ ВЪ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВУ, ЧТОБЫ ЦАРСТВО ЕГО БЫЛО УСТАНОВ­ЛЕНО НА ЗЕМЛѢ".

Обратите вниманіе на слова "МЫ СДѢЛАЕМЪ".

Но, не сказалъ ли Спаситель, что «Царство Его не отъ міра сего» (Ін.18,36]

Не такъ, вопреки всему, говорятъ намъ предполагающіе устройство Царства Божія на землѣ экуменисты. Посмотрите, какъ они хотятъ это сдѣлать?

Мы знаемъ, что послѣ Второго Пришествія Спасителя міръ будетъ преображенъ и "не всѣ мы умремъ, но всѣ измѣнимся" (I Кор. 15, 51). Но это измѣненіе будетъ актомъ Творца, а не людей и участниками этого преображеннаго міра въ Царствіи Божіемъ будутъ только стоявшіе одесную Спасителя на Страшномъ Судѣ. Экуменическія объединенія тогда не преобразятся, а уничтожатся какъ и все земное. Весь міръ тогда преобразится, а не только одна земля. Апостолъ Петръ пишетъ: «Придетъ же день Господень какъ тать, ночь, и тогда небеса съ шумомъ прейдутъ, стихіи же разгорѣвшись разрушатся, земля и всѣ дѣла на ней сгорятъ» (II Пет. З, 10). Итакъ, творческимъ Божіимъ актомъ, а не трудами интерконфессіалистовъ мы ожидаемъ явленія "новаго неба и новой земли, на которыхъ обитаетъ правда" (тамъ же).

Не безуміе ли говоритъ въ людяхъ, когда именующій себя православнымъ Патріархъ возвѣщаетъ намъ, что черезъ соединеніе вѣрующихъ съ невѣрующими, люди его рода "сдѣлаютъ такъ", что міръ преобразится и, не будучи христіанскимъ, станетъ Царствіемъ Божіимъ? Невольно возникаетъ вопросъ: станетъ ли Церковью созданное такимъ образомъ царство на землѣ? Не окажется ли оно вмѣсто того Царствомъ Антихриста, предваряющимъ пришествіе "Дня Господня"?

Патріархъ и Папа, очевидно, не вѣрятъ въ наступленіе того конца видимаго міра, который предсказанъ намъ въ Священномъ Писаніи. Патріархъ гово­ритъ въ духѣ хиліазма: " Подобно тому, какъ Богъ Отецъ Господа нашего Іисуса Христа, черезъ Своего Сына въ искупленіи соединился со всѣмъ человѣчествомъ, такъ и мы, продолжающіе спасительное дѣло Господне, соединены съ человѣкомъ, съ каждымъ человѣкомъ, СО ВСѢМЪ ЧЕЛОВѢЧЕСТВОМЪ НА ЭТОЙ ЗЕМЛѢ".

Какъ можно сказать, что «Богъ соединился съ человѣчествомъ», а мы, де въ Церкви соединены "съ каждымъ человѣкомъ на этой землѣ"? Развѣ можемъ мы сознавать себя соединенными съ тѣми, кого въ Недѣлю Православія мы предаемъ анаѳемѣ? Съ тѣми, кто услышатъ грозный судъ: " идите отъ Меня проклятые въ огонь вѣчный, уготованный діаводу и ангеламъ его" (Мѳ. 25, 41) или же : "отойдите отъ Меня, дѣлающіе беззаконіе" (Мѳ. 7, 23). Послѣднія слова относятся не къ невѣрующимъ, но къ тѣмъ, кто будутъ заявлять Небесному Судіи, что они якобы отъ Его имени, пророчествовали,"Его именемъ бѣсовъ изгоняли и многія чудеса творили" (Мѳ. 7, 22).

Мы давно замѣтили, что путь экуменизма отводитъ вѣрующихъ отъ истины и Царствія Божія и поэтому не принимали въ немъ никакого участія, испытывая большую печаль о включившихся въ это движеніе членахъ Православной Церкви. Мы съ тревогой наблюдали, какъ движеніе это отводило ихъ отъ вѣрности ученію о существованіи только одной истинной Церкви, съ однимъ только истиннымъ ученіемъ по слову Апостола: "Одинъ Господь, одна вѣра, одно крещеніе" (Еф. 4, 5).

Можетъ ли существовать цѣна, которая оправдывала бы отказъ отъ наслѣдія такого великаго дарованія? И если, по слову Святителя Григорія Богослова, истина иногда предается молчаніемъ, то мы не хотимъ совершать такого грѣха и черезъ близкихъ намъ Архипастырей не хотимъ вовлекаться въ преклонение подъ чужое ярмо съ невѣрными и соучастіе съ ними ( II Кор. 6, 14-15).

 Продолжение см. Часть II - 24 янв. 2011 г.



Subscribe
Comments for this post were disabled by the author