?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Преподобный и богоносный отец наш Антоний Великий.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня память преподобного Антония Великого, который Церковью  прославляется, как ангел земной и человек небесный, девства учитель, постников начальник, монашествующих столп и основание, заблуждающих наставник и вселенные радование.

Церковь воспевает подвиги святых угодников в посвященных им службах для того, чтобы они возвысили наш дух, и заставили нас задуматься о нашей жизни и потрудиться, по мере сил, в этом направлении.

Духовная жизнь Антония Великого столь высока, что, с первого взгляда, нам может показаться тщетным искать в ней себе пример для подражания. Его подвиги не укладываются в обычные для нас мерки.

Получив воспитание от благочестивых родителей, он с детства часто посещал богослужения и был приучен внимательно слушать читаемое. Так ему постепенно раскрылся путь к познанию воли Божией.

Осиротев, когда ему исполнилось 20 лет, и став обладателем немалого  достояния, он продолжал размышлять о Царствии Небесном и о том, как, по Апостольским Деяниям, многие христиане продавали свое имущество и полагали цену проданного к ногам Апостолов для раздачи нуждающимся. И входя в храм, он опять слышит слова Христа: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси, и гряди в след мене» (Мф. 19, 21). Антоний принял это за напоминание свыше, - как бы Христос сказал эти слова лично ему самому, - и тотчас, по выходе из храма, продал свое имущество, а вырученные чрез продажу большие деньги роздал нищим, оставив малую часть для своей несовершеннолетней сестры. У него было триста очень хороших и обильных плодами финиковых пальм, и он подарил их соседям, чтобы освободить себя и сестру от всяких забот о них.

Кто из нас, братья и сестры, может сейчас вдохновиться таким житьем молодого Антония? Условия современной жизни требует от нас постоянно все больше забот и беспокойства о семье, жилье, работе, образовании детей и т.д. Для нас такой подвиг немыслим.

Однако, мы можем чему то очень полезному научится из деяний  преподобного Антония. Дело в том, что, в его подвиге обнаруживается наглядно всестороннее его вовлечение в угождение Господу Богу: он трудился всецело, всем помышлением, всем сердцем, всей душой и телом. В его трудах можно обнаружить все механизмы человеческой природы, и наблюдая за ними можно извлечь для себя полезное руководство.

Вы помните, как Господь призвал любить Его всем помышлением, всем сердцем и всей душой, т.е. так, чтобы участвовали в этой любви не какая-то одна наша часть, а все важнейшие свойства нашей природы. Эта заповедь дает нам понимание того, что христианин не должен развивать в себе, например, только умственные качества, усиленно учится наукам, языкам, и тем временем пренебрегать сердечной жизнью. Также нельзя нам предаваться эмоциональному воодушевлению без участья в нем нашей рассудительности.

Вспомним, что мы призваны к всестороннему участию в добродетели, и об этом мы молим Господа на вечерней молитве: «Господи, просвети мой ум светом разума святого Евангелия Твоего, душу – любовью креста Твоего, сердце – чистотою словесе Твоего, тело мое – Твоею страстью безстрастною, мысль мою – Твоим смирение сохрани».

В середине III века в Египте пустынножительство еще не было распространено; но всякий, кто желал служить Христу и спасаться, упражнялся в добродетели, уединившись где-либо вблизи своего селения.

В то время не очень далеко от селения Антония проживал один старец, который с молодых лет предавался в уединении иноческим подвигам. Повидавшись с ним и получив для души пользу от этого, Антоний начал подражать ему и также искать уединение в различных местах поблизости от своего селения. Если и после этого ему доводилось слышать о каком-либо отшельнике, он, подобно пчеле, отправлялся искать его и не возвращался назад, пока не находил его и чрез свидание и беседу с ним не извлекал некоторой пользы для себя.

В житье преподобного описано как он себя наставлял подражанием угодникам: «Его любили все братья, к которым он приходил, чтобы получить от них душевную пользу и, пребывая в подчинении у них, поучиться от них добродетели, - какой кто преимущественно отличался: одному он старался подражать в воздержании, другому – в бодрости, тому – в кротости, другому – в неусыпности, иному – во внимательности к читаемому; у одного он учился подвигам поста, у другого дивился лежанию на голой земле, прославлял смирение одного, терпение другого. Приобретя общую всех их любовь, и от всех получив для себя пользу, он возвращался к себе в келлию и старался усвоить добродетели всех, дабы не оказаться ни в одной самым последним. Соседи и иноки, которых он часто навещал, видя такую жизнь Антония, называли его боголюбивым.

Вот каким трудом приобретал Антоний добродетели. Но немалый труд оказался нужным ему для сохранения их.

Так как диавол, завидуя всякой добродетели, повел на Антония сильное всестороннее наступление, думая, что ему удастся нарушить чрез какую-нибудь его свойственность цельность его подвига: он приводил ему на память мысль о проданном и розданном имуществе, о мирской славе, об удовольствии, какое можно получить от различной пищи и от других прелестях жизни. Он старался представить Антонию трудный путь, немощь тела и невыносимость подвига. Такими помыслами, нечистый старался омрачить его ум и соблазнить сердце. Когда диавол увидал свое бессилие, он начал его смущать ночными мечтаниями, влагал ему нечистые помыслы. Антоний прогонял их непрерывной молитвой и строгим постом. Питался он только хлебом и водою, не вкушал пищи до захода солнца, ночь проводя в молитве.

Это была борьба за сохранение обретенного им богатства добродетелей.

Мы во многом уступаем преподобному Антонию, как в самом подвиге, так, естественно, и в духовной борьбе за сохранение духовных плодов.  

Однако, нам необходимо знать, как все в нас происходит, чтобы мы смогли избежать неполезных для нас путей и действий.

Видя свою немощь перед Антонием, враг старался его убедить в том, что он побежден духовной силой подвижника, думая породить в нем высокое мнение о себе. Затем прибегнул к возбуждению в нем естественного раздражения. Он принимал ночью образ прекрасной женщины, старался устрашить его приведениями, шумом, голосами и воплями, а днем явлением рыкающих зверей, открытыми нападениями и физическим избиением.

После двадцати лет проведенных в пустыни, Антоний приобрел духовный опыт, не себе приписывая заслуги, а силе Господа, принявшего ради нас плоть, и даровавшего чрез то плоти силу побеждать врага, повторяя слова Апостола : «не аз, но благодать Божия, яже со мною» (1 Кор. 15, 10).

Мы иногда слышим небрежные суждения в отношении монахов отшельников: Они де уединяются, думая только о себе, а о нуждах людей не заботятся, уходят от всякой ответственности в отношении ближних.

Но когда, после двадцати лет непрестанного подвига, силою Божией Антоний приобрел духовную крепость и мудрость, о нем распространилась молва и многие монахи и иные христиане стали к нему обращаться за помощью, и он их наставлял и исцелял их недуги.

Преподобный отец в первую очередь учил о царствии Божием, говоря:

«Эллины, ища мудрости, едут за море и о пустых учениях расспрашивают чужеземных учителей; нам же вовсе не нужно переходить из одной чужой страны в другую или переплывать, ища Царства Небесного, море, так как Самим Господом нашим Иисусом Христом сказано в Евангелии: Царствие Божие внутрь вас есть (Лука, 17, 21), и для достижения его нужна лишь одна наша добрая воля».

Относительно борьбы с демонами св. Антоний дал следующие наставления:

« Самим Богом указано нам с неослабным вниманием следить всегда за тем, что происходит у нас в душе, потому что у нас есть очень хитрые в борьбе враги, - разумею демонов, - и нам, по словам Апостола (Еф. 6, 11-12), предстоит непрестанная борьба с ними. Бесчисленное множество их носится в воздухе, целые полчища врагов окружают нас со всех сторон. Я не мог бы разъяснить вам все различия между ними; скажу лишь кратко о тех известных мне способах, какими они пытаются обольщать нас.

Прежде всего, мы должны твердо помнить то, что Бог не виновник зла, и что демоны сделались злыми не по Его воле: такая перемена в них произошла не по природе, а зависела от их собственной воли. Как созданные благим Богом, они первоначально были добрыми духами, но за самопревозношение были низринуты с Неба на землю, где коснея во зле, обольстили народы ложными мечтами и научили их идолопоклонству; нам, христианам, они безмерно завидуют и постоянно поднимают против нас всякое зло, опасаясь, что мы наследуем их прежнюю славу на Небесах.  

Различны и разнообразны погружения их во зло: одни из них достигли крайнего ниспадения в бездну нечестия, другие кажутся менее злобными, но все они, по мере своих сил, борются разными способами против всякой добродетели. Поэтому нам нужны усиленные молитвы и подвиги воздержания для получения от Бога дара рассуждения, - чтобы постигать различия между злыми духами, чтобы узнавать в каждом отдельном случае из разного рода хитрости и обольщения и все отражать одним и тем же христианским знамением – крестом Господним. Нужно, чтобы мы предупреждали других о том, что потерпели сами, и вообще – наставляли взаимно друг друга.

Со своей стороны я видел от демонов много коварных обольщений и говорю вам об этом, как детям, чтобы, имея предупреждение, вы могли сохранить себя среди таких же искушений. Велика злоба бесов против всех христиан, в особенности же – против иноков и девственниц Христовых: они всюду расставляют им в жизни соблазны, силятся развратить их сердца богопротивными и нечистыми помыслами. Но никто из вас пусть не приходит от этого в страх, так как горячими молитвами к Богу и постом бесы немедленно прогоняются. Впрочем, если они прекратят на некоторое время нападения, не думайте, что вы уже совершенно победили, ибо, после поражения, бесы обыкновенно нападают потом с еще большею силою. Хитро изменяя способы борьбы, они если не могут прельстить человека помыслами, то пытаются обольстить или запугать его призраками, принимая образ то женщины, то скорпиона, то превращаясь в какого-нибудь великана, высотою в храм, в целые полки воинов или какие-либо другие призраки, которые все исчезают по первом же совершении крестного знамения».

Итак, дорогие братья и сестры, поелику мы малоспособны на подвиг молитвы и поста, будем же применять неотложно крестное знамение для отстранения всяких наветов вражьих.

Да запечатлеется в сердцах наших молитва "Да воскреснет Бог": «… радуйся пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам крест свой честный на прогнание всякого супостата…».

Скончался преподобный Антоний 105 лет от роду 17 января 356 г.

Слово 17/30 января 2011 г. в Храме Всех Святых в Земле Российской Просиявших в Париже.   

 


Comments