pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Отъѣздъ последнего Царя и Его Семьи въ ссылку – Н.А. Артабалевскій – Часть IV

Предоставляя описаніе, критическій разборъ и оцѣнку царствованія Государя Императора Николая II Александровича и актъ Его отреченія отъ Всероссійскаго престола перу исторіи, я записываю нижеслѣдующія строки, какъ мои личныя, чисто индивидуальный впечатлѣнія, видѣннаго, слышаннаго и пережитаго.

Въ то утро, 1-го августа 1917 года, я понялъ, что сталъ свершать­ся послѣдній актъ великой мистеріи, начавшейся со дня восшествія на прародительскій престолъ Россіи Государя Николая II.

Твердо вѣря, какъ и Императоръ Павелъ I, что Самимъ Богомъ вручена ему самодержавная власть, Государь Николай II видѣлъ въ ней свой непремѣнный долгъ служенія Богу въ сохраненіи неприкосновен­ными Православія и исходящаго изъ него русскаго природнаго царска­го самодержавія. Государь самоотверженно и мужественно-стойко борол­ся за православную вѣру, самодержавіе и Родину противъ враговъ сознательныхъ и безсознательныхъ изъ среды передового общественнаго слоя. Крѣпко блюдя въ своей душѣ основы искони русскаго Православія, любви къ Богу, любви къ ближнему и смиренія передъ волей Всемогущаго, Монархъ Николай II совершенно не былъ склоненъ къ жестокости. Когда Императорская власть, зорко стоявшая на стражѣ величія благоденствія Россіи, принуждала его прибѣгать къ суровымъ мѣрамъ, то Государь безусловно тяжко страдалъ душой.

Съ сердцемъ полнымъ любви къ Россіи, тонкой чуткости и отзывчивости Государь Николай II очаровывалъ своимъ обаяніемъ, присущимъ только исключительнымъ натурамъ, особо отмѣченнымъ Богомъ.

Всегда привѣтливое лицо, открытая чарующая чисто русская улыб­ка, полный душевной глубины и доброты взглядъ. Взоръ ясный, прямой, иногда строгій, но никогда суровый. Взоръ свѣтившійся въ своей ла­зури благородной глубиной русской души — криницы православія.

Взоръ царской души.

Въ существѣ Государя Николая Александровича слились въ одно монолитное цѣлое: индивидуальные атомы русской натуры и характер­ная ему исключительно присущая черта смиренной покорности волѣ Бо­га, исполненіе которой невозможно безъ дѣйствія непоколебимой, упор­но-стойкой воли.

Эта воля дѣйствовала въ Немъ во время всей Его земной жизни вплоть до ея трагическаго конца. Трагическаго по людскому опредѣленію и дивнаго по христіанскому, такъ какъ Государь отдалъ жизнь свою въ мученичествѣ за Вѣру, Самодержавіе и Родину.

Простота Его обращенія, шедшая рука объ руку съ безупречной выдержкой, создавала вокругъ него тихій уютъ патріархальной семьи, ко­торый, казалось онъ приносилъ изъ Своей собственной семьи, дышав­шей глубиной православія и чисто русскими обычаями и укладомъ.

Этотъ укладъ жизни Государь стремился дать своей другой семьѣ — Россіи, разносторонней, неизвѣданной и необъятной по пространству.

Русскій народъ, не придавая особаго значенія національности, пре­жде всего и главнымъ образомъ считаетъ себя "православнымъ". Въ этомъ "православный" и заключено его самосознаніе и душевное подсознаніе.

Какъ болѣе трехъ вѣковъ тому назадъ волна мятежа и развала раз­билась о неприступную грань Православія, такъ и теперь она уже оста­новилась передъ этой гранью. Именно Православіе спасетъ Россію отъ окончательной гибели, какъ спасло ее и раньше и будетъ спасать всегда.

Въ Божій храмъ Ипатьевскаго монастыря пришла въ прошломъ опомнившаяся Россія, двинулась она уже и нынѣ туда же, къ святому алтарю православнаго храма.

Она снова двинулась къ Богу, она пошла къ своимъ святымъ отцамъ, носителямъ и утвердителямъ православной вѣры, она придетъ къ своему природному Государю, православному Царю.

Не націоналистическая, а неизмѣнная идея православія, идея религіозная была, есть и будетъ духовиымъ содержаніемъ русскаго народа. Идея самодержавной монархіи всецѣло вытекаетъ изъ идеи православія.

Одинъ Богъ на небѣ, одинъ Царь на землѣ.

Николай II былъ истинно православнымъ, самодержавнымъ Царемъ-Государемъ, Хозяиномъ земли русской. Ставши нынѣ Царемъ-Мученикомъ, возвеличившимъ Своимъ подвигомъ наше православіе, покойный Государь, вновь опредѣлилъ искони природный, и единственно пріемлемый для нея образъ правленія — православнаго, царскаго и самодержавнаго.

г. Гренобль, Франція. 1936 г.

Н. А. Артабалевскій.

 



Subscribe
Comments for this post were disabled by the author