?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

September 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

УЧИЛИЩЕ БЛАГОЧЕСТIЯ


ИЗБРАННЫЕ МЫСЛИ СВ. ИСААКА СИРIАНИНА.

Нѣтъ грѣха непростительнаго кромѣ грѣха нераскаяннаго.

Всякую вещь краситъ мѣра. Безъ мѣры обращается во вредъ и почитаемое прекраснымъ.

Содержи всегда въ памяти превосходящихъ тебя добродѣтелью, чтобы непрестанно видѣть въ себѣ недостатокъ противъ ихъ мѣры; содержи всегда въ умѣ тягчайшія скорби скорбящихъ и озлобленныхъ, чтобы самому тебѣ воздавать должное благодареніе за малыя и ничего не значащія скорби, какія у себя находишь, и быть въ состояніи переносить ихъ съ радостью.

Не тотъ любитъ добродѣтели, кто съ бореніемъ дѣлаетъ добро, но тотъ, кто съ радостію пріемлетъ послѣдующія за тѣмъ бѣдствія.

Любви къ брату не замѣняй любовью къ какой-либо ве­щи: потому что братъ твой тайно пріобрѣлъ внутрь себя Того, Кто всего драгоцѣннѣе. Оставь малое, чтобы обрѣсти великое. Презирай лишнее и малоцѣнное, чтобы обрѣсти многоцѣнное.

Если просишь чего у Бога, и Онъ медлитъ услышать тебя вскорѣ, не печалься, потому что ты не премудрѣе Бога. Бываетъ же сіе съ тобою, или потому, что ты недостоинъ полу­чить просимое, или потому, что пути сердца твоего несоотвѣтственны, но противны прошеніямъ твоимъ, или потому, что не пришелъ ты еще въ мѣру, чтобы пріять дарованіе, котораго просишь. Ибо не должно намъ прежде времени касаться великихъ мѣръ, чтобы дарованіе Божіе, отъ скорости пріятія онаго, не сдѣлалось безполезнымъ, потому что легко полученное — скоро и утрачивается, все же, пріобрѣтенное съ болѣзнью сер­дечною, и хранится съ осторожностью.

Не отказывайся отъ скорбей, потому что ими входишь въ познаніе истины, и не устрашайся искушеній, потому что чрезъ нихъ обрѣтаешь достаточное.

Кто имѣетъ попеченіе о многихъ, тотъ рабъ многихъ. А кто оставилъ все и заботится о благоустройствѣ души своей, тотъ другъ Божій.

Невозможно приблизиться къ Богу безъ скорби, безъ нея и праведность человѣческая не сохраняется неизмѣнной.

Крестъ есть воля, готовая на всякую скорбь.

Когда всѣхъ людей видитъ кто хорошими, и никто не пред­ставляется ему нечистымъ и оскверненнымъ, тогда подлинно чистъ онъ сердцемъ. Ибо какъ исполниться слову Апостольско­му, по которому мы должны всѣхъ равно отъ искренняго серд­ца честію большихъ себя творить (Фил. 3, 3), если не будетъ сказаннаго, что доброе око не узритъ зла (Авв. 1, 13)?

Любовь, которая имѣетъ виновникомъ Бога, есть то же что бьющій изъ земли источникъ: потоки его никогда не пресѣкаются (потому что Богъ есть источникъ любви), и питающее сію любовь не оскудѣваетъ.

Предпочитать доброе изволеніе — дѣло желающаго, до­вершать же выборъ добраго изволенія — дѣло Божіе. Для сего человѣкъ имѣетъ нужду въ Божіей помощи. А посему сдѣлаемъ, чтобы за появляющимся въ насъ добрымъ желаніемъ слѣдовали частыя молитвы, и будемъ просить не только оказать намъ помощь, но и различить, послужитъ ли сіе къ угожденію волѣ Божіей, или нѣтъ. Ибо не всякое доброе желаніе входитъ въ сердце отъ Бога, но только то, которое полезно. Иногда человѣкъ желаетъ добраго, но Богъ не помогаетъ, потому что какое-нибудь подобное сему желаніе входитъ и отъ дьявола и по­читается служащимъ въ помощь, а нерѣдко бываетъ не по мѣрѣ человѣку.

Путь Божій есть ежедневный крестъ. Никто не восходитъ на небо, живя прохладно. О пути прохладномъ знаемъ, гдѣ онъ оканчивается. Богу неугодно, чтобы безпечнымъ былъ тотъ, кто Ему предалъ себя всѣмъ сердцемъ. Попеченіе же его должно быть объ истинѣ. А изъ сего познается, что подъ Божіимъ онъ Промысломъ, когда Богъ непрестанно посылаетъ ему печали.

Сердце жестокое и немилосердное никогда не очистится.

Молчаніе есть тайна будущаго вѣка, а слова суть орудія этого міра.

Знай, что устоять въ искушеніи не твое и не твоей добродѣтели дѣло, совершитъ же это благодать, которая носить тебя на дланяхъ руки своей, чтобы ты не приходилъ въ боязнь. Сіе вложи себѣ въ мысль во время радости, чтобы не превознесся помыслъ.

Смиреніе и безъ дѣлъ многія прегрѣшенія дѣлаетъ про­стительными. Напротивъ того, безъ смиренія и дѣла безполезны, даже уготовляютъ намъ много худаго. Смиреніемъ, какъ сказалъ я, содѣлай беззаконія твои простительными. Что соль для всякой пищи, то смиреніе для всякой добродѣтели: оно можетъ сокрушить крѣпость многихъ грѣховъ. И если пріобрѣтемъ оное, содѣлаетъ насъ сынами Божіими, и безъ добрыхъ дѣлъ представитъ Богу, потому что безъ смиренія напрасны всѣ дѣла наши, всякія добродѣтели и всякое дѣланіе.

Когда пріобрѣтаетъ кто любовь, облекается въ Самаго Бога..

Смиренномудріе есть риза Божества. Въ него облеклось вочеловѣчившееся Слово, и чрезъ него бесѣдовало съ нами въ тѣлѣ нашемъ. И всякій, облеченный въ оное, истинно уподо­бился Нисшедшему съ высоты Своей и славу Свою прикрыв­шему смиренномудріемъ, чтобы тварь не попалена была воззрѣніемъ на Него.

Смиреніе есть нѣкая таинственная сила, которую, по совершеніи всего житія, воепріемлютъ совершенные святые. Си­ла сія не иначе, какъ только однимъ совершеннымъ въ добродѣтели дается силой благодати, поколику, въ должной мѣрѣ, способны къ сему по природѣ: потому что добродѣтель сія за­ключаетъ въ себѣ все.

Кто пренебрегаетъ больнымъ, тотъ не узритъ свѣта. Кто отвращаетъ лице свое отъ скорбящаго, для того омрачится день его. И кто пренебрегаетъ гласомъ страждущаго, у того сыны его въ слѣпотѣ ощупью будутъ искать домовъ своихъ.

Отречемся отъ того, чтобы искать у Бога высокаго, когда не посылаетъ и не даруетъ Онъ этого, потому что Богъ знаетъ сосуды, избранные на служеніе Ему.

Если милостивый не бываетъ выше своей правды, то онъ немилостивъ, то есть милостивый не только даетъ людямъ свою милостыню изъ своего собственнаго, но и съ радостью терпитъ отъ другихъ неправду, и милуетъ ихъ.

Душа которая любить Бога, въ Богѣ и Немъ Единомъ пріобрѣтаетъ себѣ упокоеніе.

Ничего не можетъ такъ приблизить сердце къ Богу, какъ милостыня, и ничто не производить въ душѣ такой тишины, какъ произвольная нищета.

Кто можетъ съ радостью перенести обиду, даже имѣя въ рукахъ средство отразить ее, тотъ пріялъ утѣшеніе отъ Бога по вѣрѣ въ Него. И кто съ смиренномудріемъ терпитъ возводи­мый на него обвиненія, тотъ достигъ совершенства и ему удив­ляются Ангелы. Ибо никакая добродѣтель не будетъ столь вы­сока и неудобоисполнима.

Не вѣрь себѣ, что ты силенъ, пока не будешь искушенъ и не найдешь себя неизмѣннымъ. Такъ и во всемъ испытывай себя.

Во всемъ, чѣмъ ни хвалится человѣкъ, Богъ попускаетъ ему измѣниться, чтобы онъ былъ уничтоженъ и научился сми­реніо. Поэтому, долженъ ты все предоставить Божію предвѣденію и не увѣряться въ томъ, будто бы въ этой жизни есть что-либо неизмѣняемое.

(«Православная Жизнь», август 1950 г.)



Comments