pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

ОБ ОСУЖДЕНИИ

Один старец, услыхавши, что некоторый инок впал в тяжкий грех, осудил его, сказав: "великое зло сделал он!" Прошло несколько вре­мени, и видит этот старец, что ангел принес к нему душу осужденного им брата и говорит ему: "вот тот, которого ты осуждал, умер. Куда велишь теперь положить душу его: в царство или в муку?" Старец ужас­нулся. "Ведь ты судия праведным и грешным, продолжал ангел; так говори же, что прикажешь о душе сей? Помилуешь ли ее, или мукам предашь?" Понял тут старец, что осудивши брата, сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем стал просить себе прощения. Долгое время Господь не от­вечал ему, но наконец сжалился и послал ангела возвестить ему прощение. "Бог простил тебя, сказал ангел, но с этих пор не забывай, сколь тяжек грех осуждения".

"Быв в соседнем монастыре, рассказывал сам о себе авва Исаак Фивски, я заметил в нем одного монаха нерадивой жизни и мысленно осудил его; а когда возвращался к своей кельи, то в самых дверях предстал пред мною ангел и строго сказал: "Спаситель повелел мне узнать твое мнение: что должно сделать с монахом, осужденным тобою?" Исаак почувствовал вину и повергшись пред ангелом, каялся и просил молитв. "Встань, сказал ангел на этот раз Господь прощает тебя, но впредь страшись осуждать твоего брата прежде, нежели Господь осудит его, иначе и в сию келлию впущен не будешь".

Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих, подозревает, укоряет, осуждает и злословит.

Авва Агафон, когда видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждению, - говорил сам себе: «Агафон! Не сделай сам того же». И помысл его успокаивался (Древний патерик).

Один инок был довольно нерадив на пути спасения, в постничестве и молитвах. Наконец пришло время разстаться ему с жизнью; и, собравшиеся вокруг одра его, братия чрезвычайно удивились, видя, что этот, по мнению их, безпечный инок оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. - "Отчего ты в грозный час суда Божия так безпечален?" - спросили они; "мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия; укрепись силою Христа, Бога нашего, и скажи нам, да про­славим Его милосердие". - Тогда умирающий инок, несколько поднявшись с одра, сказал им: - "так отцы и братия! я жил нерадиво, и ныне все дела представлены мне и прочтены ангелами Божьими; я с сокрушением признался в них, и ожидал всей строгости суда Господня ... Но вдруг ангелы  сказали мне: "при всем небрежении, ты не осуждал и был незлобив", и этими словами разодрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости". Сказав это, инок предал с миром душу свою Господу. "Не осуждайте и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете", сказал Господь /Лук. 6, 37/.

Авва Пафнутий разсказывал о себе: "однажды, путешествуя сбился я с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых, безстыдно разговаривавших между собою. Остановившись, начал молиться о грехах своих. И вот явился мне ангел с мечем и говорит: "Пафнутий, все осуждающие братий своих погибнут от меча сего. Но ты не осудил, а смирился пред Богом, как бы виновный в грехе. Посему имя твое вписано в книгу живых". /Достоп. сказ, о подвиг, св. отцов/.

Итак, да внимаем себе самим и о своих грехах будем более заботиться, чтобы от них освободиться. Один благочестивый старец видя, что брат согрешил, со вздохом сказал: "горе мне, как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра". Подобным образом и всякому из нас надлежит  памятию о собственном недостоинстве и безсилия отражать от ума своего горделивые помыслы осуждения ближняго  /Дост. сказ, о подв. св. и блаж. Отец/.

Случаи, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурно.

"Думаю, говорит св. Василий Великий, что два есть случая, в которых  позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими, испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым; тогда как апостол повелевает не примешаться таковым /2 Сол. 3, 14/, чтобы не наложить как бы сильков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: "Александр медник много сделал мне зла. Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим  словам" /2 Тим. 4, 14-15/. А кто без таковой необходимости говорит что нибудь о другом, с намерением разгласить или очернить, тот клеветник хотя бы говорил правду".

«Голос Нашей Церкви», Вестник Храма Воскресения Христова, Брюссель, февраль 1987 г.




Subscribe
Comments for this post were disabled by the author