?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Русская церковная и общественная деятельность на Ближнем Востоке - Часть II.

По брошюре, изданной в 1971 г. в Иерусалиме архимандритом Антонием (Граббе).


    Ростъ русскихъ учрежденій былъ временно пріостановленъ событіями Крымской кампаніи (1855-1856), во время которой, всѣ русскіе подданные, въ большинствѣ своемъ духовенство, были высланы турками.

Въ 1857 г., по окончаніи военныхъ дѣйствій, Святѣйшій Сѵнодъ постановилъ отправить въ Палестину миссію въ значительно разширенномъ составѣ. Прямымъ заданіемъ миссіи было установленіе оффиціальнаго русскаго представительства при Гробѣ Господнемъ и въ Святой Землѣ. Въ составъ миссіи входилъ и архим. Порфирій, съ не­сколькими монахами и мірянами.

На сей разъ миссія была возглавлена талантливымъ молодымъ ученымъ, состоявшимъ также инспектороыъ Скт. Петербургской Ду­ховной Академіи. Для приданія ему большаго вѣса и значенія, онъ былъ рукоположенъ во епископы съ титуломъ Мелитопольскаго. Такимъ путемъ было избегнуто возможное нарушеніе юрисдикціонныхъ правъ греческаго Іерусалимскаго Патріархата. Впервые въ исторіи, русскій епископъ вступалъ во Святую Землю.

По пути въ Іерусалимъ, во время остановки миссіи въ Констан­тинополе, какъ Вселенскій Патріархатъ, такъ и русское посольство сдѣлали попытку убедить епископа отказаться слѣдовать къ мѣсту назначенія. Ему было указано, что мѣстное консульство вполне спо­собно вѣдать дѣлами паломниковъ, а что греческіе монастыри и пред­ставители греческой Церкви на мѣстахъ могутъ столь же действенно распределять средства для помощи арабамъ.

Не поддавшись этимъ уговорамъ, Еп. Кириллъ продолжилъ свой путь и 31 января 1858 г., при въѣздѣ въ Іерусалимъ, былъ встрѣченъ огромной толпой радостно привѣтствовавшихъ его православныхъ арабовъ и паломниковъ. Такимъ образомъ была основана Русская Духовная Миссія въ Іерусалимѣ. Она была непосредственно при­знана Оттоманскимъ правительствомъ, помимо Іерусалимскаго Патріархата.

Епископъ Кириллъ немедленно предпринялъ шаги укрѣпленія Православія и его проповѣди среди арабовъ. Онъ продолжалъ дея­тельность своихъ предшественниковъ, пріобрѣтая земельные участки, такъ или иначе связанные съ исторіей христіанства, открывая шко­лы и строя храмы для православныхъ въ Палестине.

Эти труды принесли обильные плоды. Россія въ Палестине при­обрела образъ благотворительницы и покровительницы, такой она остается въ ея представленіи и по сей день. Хотя православные арабы въ своемъ громадномъ большинстве остались лойальными членами Греческой Церкви и не перешли въ Русскую, темъ не менее, многіе искренне и горяче къ ней привязались и остались верными ея друзьями и опорой въ продолженіи всехъ последующихъ невзгодовъ и испытаній.

Подобно прежнимъ, новая миссія расположилась въ греческомъ монастыре Архангела. Одновременно были разработаны планы для сооруженія группы зданій, получившихъ названіе «Русскихъ Построекъ», которые въ будущемъ должны были вместить въ себя кон­сульство, Духовную Миссію и гостинницу для паломниковъ.

Епископъ Кириллъ посвятилъ много вниманія и другимъ отрослямъ своей миссіи, сооружая гостинницы, клиники и обслуживающія ихъ учрежденія.

Въ 1864 г. онъ вернулся въ Россію и его преемникомъ былъ назначенъ архим. Леонидъ, въ бытность котораго миссія была переве­дена въ собственное помещеніе, расположившись въ только что построенныхъ зданіяхъ. Болѣзнь сократила пребываніе тамъ архим. Леонида и онъ былъ замѣщенъ архим. Антониномъ (Капустинымъ).

Къ этому времени задачи Русской Духовной Миссіи усложни­лись и пріобрѣли напряженный характеръ. Общій интересъ къ Свя­той Землѣ сильно повысился и въ ней усилилась религіозная дѣятельность. Какъ Римо-католическая, такъ и протестантская религіи стали разширять свои владѣнія, и послѣдняя открыла англиканскую миссію. Постоянно возникали обстоятельства, требовавшія немед­леннаго разрѣшенія ихъ на мѣстѣ.

Бывали случаи, когда архим. Порфирію приходилось действо­вать по собственному усмотрѣнію. Это, въ свою очередь, вызывало недовольство его возглавленія. Также и еп. Кирилла не разъ ставили въ извѣстность, что русское правительство не находитъ возможнымъ покрывать его промахи, и что если онъ считаетъ необходимымъ по­купать недвижимое имущество, то это должно производиться исклю­чительно изъ средствъ, полученныхъ отъ частныхъ жертвователей, совершенно независимо отъ Правительства.

Но ничто не могло остановить русскихъ людей въ ихъ порывѣ вернуть въ христіанскія руки святыя мѣста и пожертвованія на эту цѣль не переставали течь широкимъ потокомъ.

Главной причиной продолженія русской политики невмеша­тельства по отношенію вопросовъ церковнаго порядка въ Святой Землѣ было, конечно, напряженное политическое положеніе въ юго-восточной Европѣ. Войны за освобожденіе Греціи, Сербіи и др. отъ владычества Оттоманской Имперіи находились въ процессѣ интен­сивнаго подготовленія. Мирный договоръ между Россіей и Турціей былъ, собственно, ни чѣмъ инымъ, какъ только перемиріемъ. Военныя дѣйствія вскорѣ возобновились и окончились осадой и взятіемъ Севастополя въ 1857 г.

Создавшееся положеніе вынудило русское правительство про­явить еще большую осторожность въ вопросахъ, касавшихся дея­тельности Миссіи, какъ въ Сиріи, такъ и Палестинѣ.

Только благодаря поддержкѣ частныхъ лицъ и главнымъ образомъ особо благожелательному покровительству Императора Алек­сандра II, архим. Антонинъ Капустинъ получилъ полномочія вер­нуться въ Палестину для продолженія своей работы въ Русской Ду­ховной Миссіи. Данныя ему инструкціи были особенно опреде­лены въ отношеніи одного пункта: субсидированіе работы Миссіи среди православныхъ арабовъ и пріобрѣтеніе земельныхъ участковъ должно было происходить исклюичтельно изъ частныхъ пожретвованій, собранныхъ въ Россіи, но никакъ не изъ государственныхъ ресурсовъ. Архимандритъ Антонинъ пошелъ на эти условия. Онъ всецѣло посвятилъ себя работѣ Миссіи, независимо отъ поля де­ятельности — начиная съ учебно-благотворительной работы среди арабовъ, улучшенія условій для пріема паломниковъ, устройства многочисленныхъ обителей и монастырей, постройки великолѣпныхъ храмовъ и кончая даже организаціей археологическихъ раскопокъ. Онъ прожилъ въ Святой Землѣ 29 лѣтъ и, своею дѣятельностью оставилъ неизгладимый слѣдъ на исторіи Русской Церкви въ тѣхъ краяхъ.

Архимандрит Антонин (Капустин)
      Въ этотъ періодъ времени св. Землю посѣтилъ Вел. Кн. Сергій Александровичъ, братъ Императора Александра III, на котораго разнообразная деятельность Миссіи подъ руководствомъ архим. Анто­нина произвела очень большое впечатлѣніе и онъ осозналъ необходимость всячески поддерживать эти полезныя начинанія. По его возвращеніи домой, въ 1881 г. было основано общество, поставившее себѣ цѣлью изысканія средствъ въ Россіи для созданія фонда помощи Рус­ской Миссіи въ Палестинѣ, которое и стало находиться подъ высокимъ покровительствомъ Великаго Князя, ставшаго и его первымъ Предсѣдателемъ.

Это общество, съ наименованіемъ «Православное Палестинское Общество» сохранилось и до настоящаго дня. Цѣли его были двоя­кими :

а)    всемирное содѣйствіе миссіонерской работѣ Русской Церкви въ Святой Землѣ;
     б)    пріобрѣтеніе путемъ покупки земель съ памятниками старины, такъ или иначе связанными съ библейской исторіей, какъ Ветхаго, такъ и Новаго Завѣтовъ.

Будучи частной организаціей, Общество изыскивало такія, имѣвшія историческое значеніе мѣста и, поскольку они не находились въ рукахъ другихъ вѣроисповѣданій, пріобрѣтало ихъ, какъ только пред­ставлялась удобная возможность.

Общество направляло свои усилія на пріобрѣтеніе предметовъ археологическаго значенія, независимо отъ того, представляли ли они интересъ съ точки зрѣнія христіанской, какъ напр. надгробный камень съ могилы царя Озіи. Общество изыскивало средства и персоналъ для археологическихъ изслѣдованій и раскопокъ, способствуя также изученію римскихъ и византійскихъ древностей.

Одновременно съ этимъ и Русская Духовная Миссія въ Іерусалимѣ пріобрѣтала въ собственность значительное недвижимое иму­щество. Начиная съ 1864 г. арх. Антонинъ сталъ пріобрѣтать также и годные для обработки участки земли, независимо отъ ихъ историче­ской цѣнности. Эти земли скупались Палестинскимъ Обществомъ, Ду­ховной Миссіей и частными лицами. Въ конечномъ итогѣ Русская Церковь и Палестинское Общество являлись собственниками нижеслѣдующихъ, пріобрѣтенныхъ въ разное время участковъ:
     Русскаго монастыря на Елеонѣ, съ храмомъ Вознесенія, 
     Вершины горы въ Горнемъ, съ другимъ русскимъ монастыремъ,

       Русскаго монастыря св. Маріи Магдалины въ Геѳсимансомъ Саду,
      Апельсинновыхъ рощь и фруктовыхъ садовъ въ Яффѣ, съ храмомъ,
     Часовни и скита въ Уади Фаранъ, у Мертваго Моря,
     Фруктовыхъ садовъ близъ Іерихона,
     Участка у рѣки Іорданъ,
     Монастыря и церкви близъ Хеврона съ знаменитымъ Мамврійскимъ Дубомъ,
     Каменнаго порога у Судныхъ Вратъ въ Іерусалинѣ, черезъ которыя Господь взошелъ на Голгоѳу. Это мѣсто было куплено архим. Ан- тониномъ и теперь известно подъ названіемъ «Русскихъ Раскопокъ», также и другихъ мѣстъ.


Русский Елеон  


Гефсимания - 1954 - иеромонах Антоний (Храповицкий) 
в день Преполовения


Вифания - май 1954 г. - о. Антоний (Бартошевич), мать Таисия, начальница Вифанской школы, где училось до 200 арабских девочек.

 
Хеврон - о. Антоний с паломниками 


Хеврон - 1954 - Паломники у Мамврийского Дуба (живого): Еп. Леонтий и его брат о. Антоний  (Бартошевичи)


Хеврон - 1954 г. - Еп. Леонтий (Бартошевич)
молебен во время крестного хода 


Иордан - 1954 - Еп. Леонтий - освящение воды.

     Первоначально, на мѣстѣ называемомъ Порогъ, предполагалось построить русское консульство. Однако, въ процессе работы надъ фундаментомъ, рабочіе обнаружили остатки древняго базара, часть городской стѣны и Судныхъ Вратъ. Часть городской стѣны и до на­стоящаго времени ясно показываетъ слѣды огня, уничтожившаго Во­рота въ 70 г. по Р. X. во время взятія Іерусалима девятымъ легіономъ римскаго императора Тита.

Планы постройки пришлось изменить. Раскопки были продол­жены, но надъ Порогомъ былъ построенъ храмъ, съ прилегающей къ нему гостинницей для паломниковъ. Церковь эта, во имя св. благов. Вел. Кн. Александра Невскаго, находится въ самомъ центре т.н. Стараго Города, Іерусалима, менѣе чѣмъ въ 200 шагахъ отъ Гроба Господня.

Въ настоящее время, это мѣсто служитъ административнымъ центромъ какъ для Русской Духовной Миссіи, такъ и для Палестинская Общества. Одновременно съ этимъ, оно является и резиденціей На­чальника Духовной Миссіи.

После революціи, начиная съ 1921 г., когда оффиціально осно­валась Русская Церковь, свободная отъ гнета советская безбожнаго правительства, Русская Духовная Миссія стала находиться въ непосредственномъ вѣдѣніи «Русской Православной Церкви Заграницей» или Церкви въ изгнаніи.

   
Начиная съ 1889 г. произошло замѣтное раздѣленіе въ деятель­ности Русскаго Палестинскаго Обществаа и Духовной Миссіи въ Свя­той Землѣ. Слѣдуя рѣшенію своихъ организаторовъ, въ числе находились и Члены Императорской Фамиліи. Общество всецѣло приняло на себя заботы о паломникахъ и учебныхъ заведеніяхъ. Деятельность его такъ стремительно стала разростаться, что къ 1907 г. на его отвѣтсвенности находилось болѣе 80 школъ съ 10 тысячами учащихся, не считая ряда другихъ содержавшихся имъ учрежденій.

Въ число послѣднихъ входила Учительская Семинарія для молодыхъ арабовъ въ Назаретѣ и женская въ Бейтъ Жала (пригородъ Виѳлеема), а также 7 большихъ гостинницъ, разсчитанныхъ на 5 т. па­ломниковъ.

Пріѣзжавшіе въ Святую Землю, въ качествѣ паломниковъ, Члены Императорской Фамиліи, неизмѣнно дѣлали щедрыя пожертвованія на учебно просвѣтительную и благотворительную деятельность въ Палестине, помогая постройкамъ школъ, церквей и амбулаторій. Съ началомъ Первой Міровой Войны потокъ этихъ средствъ неожиданно совершенно прекратился.

   Продолжение следует


 


Comments