?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

April 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Русская церковная и общественная деятельность на Ближнем Востоке - Часть III и последняя.

По брошюре, изданной в 1971 г. в Иерусалиме архимандритом Антонием (Граббе).

Установившійся въ Россіи коммунизмъ, сразу же сдѣлалъ Цер­ковь предметомъ своихъ яростныхъ нападокъ и преслѣдованій. Религія была поставлена внѣ закона. Церкви закрылись, епископы и свя­щенники оказалось или изгнанными или были ими замучены. Выѣздъ заграницу былъ строго запрещенъ и Русская Церковь въ Святой Землѣ лишилась поддержки изъ Россіи.

Большинство насельниковъ, какъ мужскихъ такъ и женскихъ мона­стырей въ Святой Землѣ, духовенство Миссіи и задержавшіеся въ го- стиннипахъ паломники оказались безъ всякихъ средствъ къ существованію. Тѣ, кто оказались трудоспособными и кому посчастливилось найти работу, стали дѣлиться своими доходами съ болѣе неза­дачливыми своими соотечественниками.

Къ концу Первой Міровой Войны, вся Палестина оказалась окку­пированной британскими войсками. По постановленію Лиги Націй, Великобританія получила мандатъ надъ Палестиной и она оставалась въ вѣдѣніи британскаго колоніальнаго управленія въ теченіи по­чти 30 лѣтъ.

Британскія военныя власти признали юридическое лицо Русской Православной Церкви Заграницей, и входящей въ составъ ея Духов­ной Миссіи въ Іерусалимѣ. Миссія не только находилась подъ оффиціальнымъ покровительствомъ властей, но даже получала небольшую денежную субсидію для содержанія своего штата служащихъ и части учрежденій. И Миссія и Палестинское Общество стали въ необходи­мость значительно сократиться въ своемъ составѣ и оказались въ матеріальной зависимости отъ эксплуатаціи своего недвижимаго иму­щества, а также пожертвованій, получавшихся со стороны русскихъ, разсѣянныхъ по всему свѣту, эмигрантовъ. Тѣмъ не менѣе, хотя бы и въ стѣсненныхъ обстоятельствахъ, имъ все же удалось продолжить свое существованіе подъ британскимъ управленіемъ безъ особенныхъ заботъ и тревогъ.

Арабо-израильская война 1948 г. привела къ раздѣленію Іерусалима и Палестины между только что созданными государствами: Израиля и королевства Іорданіи.

Въ результатѣ этого раздѣленія, имущество Русской Духовной Миссіи и Православнаго Палестинскаго Общества оказались находя­щимися по обѣ стороны демаркаціонной линіи, разсѣкшей Іерусалимъ на двѣ части. Большинство Святыхъ мѣстъ и археологически цѣнныхъ мѣсторасположеній, разсѣянныхъ по всему Старому Городу, ока­зались на территоріи Іорданіи. Одновременно, доходные участки и зданія, бывшія на окраинахъ города, оказались на израильской сторонѣ, въ такъ наз. Новомъ Городѣ.

Начиная съ 1950 г. Русская Православная Церковь, со своимъ высшимъ управленіемъ въ лицѣ Архіерейскаго Сѵнода, въ настоящее время возглавляемая Митрополитомъ Филаретомъ, обосновала свой центръ въ Нью Іоркѣ, въ Америкѣ.

Послѣ Второй Міровой Войны, разностороннія и напряженныя усилія церковнаго центра, Архіерейскаго Сѵнода, возстановить миръ въ епархіяхъ «Новаго Свѣта» лишили его возможности предъявить искъ и настаивать на защитѣ своихъ имущественныхъ правъ на территоріи Израильскаго государства. Онъ однако сохранилъ права соб­ственности и управленія ею при посредствѣ Духовной Миссіи на территоріи, которая до Шестидневной войны (іюнь 1967 г.) входила въ составъ Іорданскаго государства.

Не произведя подробнаго разслѣдованія, ново-созданное государ­ство Израиль объявило все русское имущество «выморочнымъ имуществомъ» и въ 1948 г. передало его въ вѣдѣніе спеціальнаго прави­тельственнаго чиновника по дѣламъ выморочныхъ имуществъ. Впослѣдствіи, все имущество Миссіи и Палестинская Общества, находив­шееся на территоріи Израиля, было, по распоряженію этого чиновника передано въ руки совѣтскаго правительства.

15 мая, 1948 г., когда Израиль объявилъ себя независимымъ государствомъ, Совѣтскій Союзъ былъ въ числѣ первыхъ, которые сразу же признали новое правительство. Вскорѣ послѣ этого, въ Израилѣ открылось Советское посольство. Вслѣдъ за нимъ, совѣты прислали въ Іерусалимъ и свою собственную Духовную Миссію, несомнѣнно контролируемую совѣтскимъ Политбюро. Пользуясь выгодными политическими обстоятельствами, они предъявили права собственности на русское имущество, и имъ удалось получить удовлетвореніе.

Послѣ установленія дипломатическихъ отношеній съ Совѣтскимъ Союзомъ, правительство вновь основаннаго государства Израилъ не вникло въ вопросъ законности совѣтскихъ претензій съ точки зрѣнія международнаго права. Оно передало совѣтскимъ представителямъ все имущество, которое находилось въ его предѣлахъ и которое было пріобрѣтено частными лицами, Миссіей и Палестинскимъ Обществомъ не только до, но даже и послѣ революціи.

Съ началомъ Арабо-израильской войны 1948 г. большинство населььниьковъ русскихъ монастырей покинули Іерусалимъ, чтобы боль­ше никогда не вернуться. Въ силу обстоятельствъ, администраціи Православнаго Палестинская Общества и Духовной Миссіи при­шлось покинуть свои помѣщенія и найти пріютъ въ части Стараго Города, на сторонѣ Іорданіи. Советское правительство, захвативши имущество Миссіи и Общества, предложило оказывать поддержку ду­ховенству, оставшемуся въ Израилѣ, въ замѣнъ той, которая до того времени въ видѣ скромной пенсіи и сухихъ продуктовъ получалась имъ отъ Израильскаго правительства. Только немногіе приняли это предложеніе. Большинство, не желая оставаться въ советской юрисдикціи, вообще покинуло Израиль.

Обосновавши администрацію своей миссіи въ Іерусалимѣ, совѣты начали заселять монастыри и приходы наскоро привезенными изъ Совѣтскаго Союза монахами, монахинями и послушницами.

Будучи оффиціально атеистическимъ и рѣзко антирелигіознымъ, правительство СССР врядъ ли серьезно заинтересовано миссіонерской дѣятельностью въ Святой Землѣ. Согласно существующимъ въ СССР законамъ, церковь тамъ не можетъ имѣть права собствен­ности. Отсюда явствуетъ, что дѣйствительныя причины открытія «миссіи» лежатъ ни въ чемъ иномъ, какъ въ политическомъ маневрѣ Совѣтскаго Правительства.

Въ результатѣ Шестидневной войны, въ іюнѣ 1967 г., весь за­падный берегъ Іордана и большая часть Палестины оказались подъ контролемъ Израиля. Такимъ образомъ все имущество Русской Цер­кви, которое не попало въ руки совѣтовъ благодаря тому, что нахо­дилось въ то время внѣ предѣловъ Израиля, теперь оказалось въ его владѣніяхъ. Только въ восточной части Іерусалима находятся два монастыря съ храмами и значительные участки земли. Тамъ же на­ходятся и Русскія Раскопки, съ храмомъ св. Александра Невскаго, и административнымъ центромъ Русской Духовной Миссіи и Православнаго Палестинскаго Общества[1].

Со времени разрыва дипломтическихъ отношеній между СССР и Израилемъ, явившихся слѣдствіемъ Шестидневной войны и отъѣзда персонала совѣтскаго консульства, контролируемая Совѣтскимъ правительствомъ «Духовная Миссія», осталась въ качествѣ «ока Мо­сквы» въ роли единственнаго представителя Совѣтовъ въ Израилѣ. Находясь въ вѣдѣніи Министерства Вѣроисповѣданій, эта миссія пользуется всѣми правами наравнѣ съ прочими духовными миссіями въ Святой Землѣ. Ей попрежнему принадлежитъ право владѣнія русскимъ церковнымъ имуществомъ, переданнымъ въ свое вре­мя Израильскими властями. Совѣты используютъ свою такъ наз. «Духовную Миссію» для распространенія коммунистическаго вліянія въ Израилѣ и пріобрѣтенія политическаго вѣса на Среднемъ Востокѣ. (Напр. Совѣтская миссія подарила мѣстной коммунисти­ческой партіи въ Назаретѣ очень значительный земельный участокъ. Участокъ этотъ, находящійся въ центральномъ мѣстѣ противъ источ­ника Богоматери, былъ пріобрѣтенъ Духовной Миссіей до начала Первой Міровой Войны).

Нельзя не дооцѣнивать стратегическаго значенія Іерусалима и Израиля для Совѣтовъ. Израиль является удобнымъ плацдармомъ для советской пропаганды, которая будетъ достигать въ одинаковой степени и населеніе Израиля и симпатизирующихъ Западу арабовъ.

Сосредоточеніе въ Іерусалимѣ представительствъ всѣхъ религій западнаго міра, представляетъ исключительно благопріятныя возможности для созданія личныхъ связей. Небольшая денежная сумма можетъ оказаться рѣшающимъ факторомъ въ вопросѣ закрытія или продолженія существованія столь значительнаго по важности учрежденія, какъ школа или госпиталь. Въ этомъ мѣстѣ, особенно, во­время оказанная финансовая поддержка, хотя бы даже одной не­устойчивой или безхарактерной личности, легко используется совѣтскими политиканами для своей выгоды.

Предусмотрительные люди смотрятъ съ большой тревогой на бы­стрые успѣхи коммунистической пропаганды, направленной на овладѣніе умами юношества. Именно здѣсь, совѣтскіе стратеги продолжаютъ умѣло использовывать до сихъ поръ существующія привя­занность и расположение къ «Россіи». Въ памяти многихъ православныхъ арабовъ стоитъ еще образъ Россіи, какъ покровительницы и защитницы, созданный благодаря широкой благотворительной дѣятельности Русской Духовной Миссіи и Палестинскаго Общества. Теперь этотъ образъ, для мало освѣдомленнаго элемента воплотился въ томъ, что ему ловко представлено въ качествѣ советской «Цер­кви».

Борьба за существованіе сильно ослабленной Русской Миссіи въ періодъ между революціей и Второй Міровой войной, оказалась особенно трудной. Она стала еще труднѣе начиная съ 1948 г., когда значительная часть ея недвижимаго имущества была для нея утеряна. Потеря эта была особенно чувствительна тѣмъ, что доходами съ это­го имущества содержались монастыри и церкви, а также и пре­старелые монахи и монахини. Эти же средства давали возможность содержать нѣсколько школъ и амбулаторій.

То, что составляло потерю для Миссіи, явилось болыпимъ пріобрѣтеніемъ для коммунистовъ. Миссія однако имѣетъ одно преимущество, несмотря на свою кажущуюся слабость въ сраваненіи съ возможностями совѣтскаго монолита: коммунизмъ, всетаки, многимъ внушаетъ отвращеніе. Самъ же фактъ наличія нашей Миссіи, воспринимается многими въ Свободномъ Мірѣ, какъ свѣтящійся маякъ, какъ принципъ, достаточно важный чтобы за него держаться.

Со всѣхъ концовъ текутъ въ Миссію просьбы о помощи. Многіе съ надеждой смотрятъ на ея возможность оказать вліяніе, или ожидаютъ завѣренія съ ея стороны, что Свободный Міръ понимаетъ всю опасность угрозы коммунизма и дѣлаетъ все отъ него зависящее для борьбы съ нимъ.

Русская Духовная Миссія и Православное Палестинское Общество, находящееся въ вѣдѣніи Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви Заграницей, который зарегистрированъ въ Соединенныхъ Штатахъ и имѣя свое юридическое лицо, находятся подъ ихъ покровительствомъ и защитой, оказались призванными играть гораздо болѣе значительную историческую роль, чѣмъ та, ко­торая предусматривалась ихъ основателями.

Успѣшное исполненіе этой роли окажетъ въ будущемъ большое вліяніе и не потеряетъ своего моральная значенія. Пока же, Ду­ховная Миссія и Палестинское Общество, въ тѣсномъ сотрудничествѣ, несутъ на себѣ всю тяжесть большой отвѣтственности.

Нынѣшній, Начальника, подлинной и единственно-легальной Русской Духовной Миссіи, а также Администраторъ и Вице-Президентъ Палестинскаго Общества, архимъ. Антоній (Граббе), полно­стью отдаетъ себѣ отчетъ въ важности предстоящей ему задачи. Онъ предпринялъ разнообразные шаги, какъ въ Израилѣ, такъ и Соединенныхъ Штатахъ, для осуществленія своей многосторонней дѣятельности.

Всѣ его усилія направлены на возстановленіе законныхъ имущественныхъ правъ Духовной Миссіи и Палестинскаго Общества, на возможность сохраненія святынь, историческихъ памятниковъ и культурнаго наслѣдства цивилизованнаго міра. Въ его убѣжденіи, путешествіе въ Святую Землю обогащаетъ душу стара и млада, какъ это было и въ прежнія времена, когда религія значила для человѣчества больше, чѣмъ въ наши дни.

Онъ также отдаетъ себѣ отчетъ въ необходимости использовать, до сихъ поръ существующія добрыя чувства христіанъ-арабовъ по отношенію ко всему русскому, и въ важности направленія ихъ въ сто­рону западнаго Свободнаго Міра. Эти арабы находятся въ постоян­ной опасности быть обманутыми при помощи совѣтской поддержки и такимъ путемъ оказаться завербованными въ ряды коммунисти­ческой партіи.

Онъ сознаетъ несоразмѣрность своихъ средствъ и возможно­стей по отношенію огромности заданій. Но онъ вѣритъ въ Божествен­ное Всемогущество, въ могучую силу Правды, въ силу закона, въ доброе начало въ человѣчествѣ и въ возможность успѣшно закончить возложенное на него послушаніе[2].



[1] Разъяснения от Редации:  Православное Палестинское Общество (ППО), управлыяемое Советом ППО, состоявшем из дореволюционных членов Общества, было зарегистрированное в Берлине в 1922 г. В 1925 г. Совет обосновался в Париже. В его ведении находились владения Общества в Италии (Бари) и в Палестине. Его представителем в Бари был кн. Живахов, а в Палестине было т.н. Бюро администраторов, начальник которого назначался Советом. Авторитет Совета ППО был признан Британским мандатным правительством в Палестине. После 6-ти дневной войны (1967 г.), начальник Духовной Миссии архимандрит Антоний (Граббе), выставив угрозу захвата земельных участков Израильским правительством, как в 1948 г., предложил Совету ППО стать временно под юридической протекцией Синода РПЦЗ. В 1970 архимандрит «перестроил» организацию ППО, предложив географический раздел компетенций на три секции – США, Европа и Палестина, и фактически стал в управлении Палестинкого отдела ППО. Отсюда и утверждение, что в Александро-Невском подворье былы административный центр Русской Духовной Миссии и Православного Палестинского Общества.  
 
[2] Послесловие от Редакции: В 1985 г. архим. Антоний был смещен и ушел в раскол с Синодом. В начале 90-х годов Советский Союз привел в действие выработанную тактику поглощения Русской Зарубежной Церкви и всего Её недвижимого имущества. «Воссодинение с Матерью-Церковью» - Московской Патриархией - состоялось 17 мая 2007 г. с условием для Зарубежной Церкви временного автономного управления.
 


Праздненства 100-летия Елеонской "Башни" - Вознесение 1986 г.

 
Встреча с монахинями - слева направо: Архиеп. Антоний Женевский, прот. Вениамин Жуков, Митроп. Виталий


 
Крестный ход: слева направо - Митроп. Виталий, архим.Несктарий (Чернобыль), прот. Вениамин Жуков.


 
Вид на Иерусалим с террасы Гефсиманской обители: слева направо: Архиеп. Антоний Женевский, Митроп. Виталий, прот. Вениамин Жуков, прот. Валерий Лукьянов, временно начальник Духовной Миссии.

 
Освящение Иорданских вод: слева направо - протод. Николай Семенов, Архиеп. Павел Австралийский и Ново-Зеландский, Архиеп. Антоний Женевский, прот. Вениамин Жуков, Митроп. Виталий.

 

Погружение в Иордань: слева направо - протод. Николай Семенов, Архиеп. Павел, Митропн. Виталий, прот. Вениамин Жуков. 


Comments