pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

АНТИПАСХА

 

Обычай продолжать торжества великих праздников до семи дней был уже в Церкви ветхозаветной. Таким образом праздновались Пасха (Исх. 12, 16) и праздник Кущей (Лев. 23, 36). Последний из праздничных дней в этом случае был особенно торжествен, назывался великим (Иоан. 7, 37) и как бы заменял собою первый праздник.

По сему примеру и от преизбытка духовной радости о воскресшем Спасителе и в Церкви христианской восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составлял особое торжество, как бы в замену самой Пасхи; отчего и назван «Антипасхою», что значит «вместо», или «противу-Пасхи». Притом день сей, служа заключением светлой, служит вместе началом другой – новой недели после Пасхи, царицы праздников; им начинается круг недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, которое от самых апостольских времен принято в Церкви воспоминать через каждые семь дней, т.е. в каждый первый день недельный. Отсюда произошло название Антипасхи «неделею новою», т.е. первою, «днем обновления» или просто «обновлением», что, по изъяснению святого Григория Богослова, напоминает тот первый недельный день мира, который следовал по торжественном окончании творения.

Но с восьмым днем по Святой Пасхе также соединяется еще воспоминание о явлении Воскресшего ученикам Своим в восьмой день по Воскресении и об осязании спасительных язв тела Его апостолом Фомой; отсюда – более других употребительное у нас название Антипасхи – «неделею святого Фомы», или «Фоминою». Это примечательное событие – как очевиднейшее доказательство истины Воскресения Христова и как опыт неизреченной любви и снисхождения воскресшего Господа к слабости сердца человеческого , косного к безусловной вере и в самых учениках Его – составило поэтому самый главный предмет песнопений церковных в продолжение новой недели. Святая Церковь, напоминая нам о явлении Господа дневным чтением из Евангелия, приглашает всех с благодарением воспеть Благоволившему – в уверение наше – дать осязать себя: «Человеколюбче, велие и безприкладное множество щедрот Твоих: яко долготерпел еси от иудей заушаем, от апостола осязаем, и отметающихся Тебе многоиспытуем: како воплотился еси? Како распялся еси безгрешне? Но вразуми ны яко Фому, вопити Тебе: Господь мой и Бог мой, слава Тебе!» (Стих. на стиховне).

Кроме сего, в древней Церкви, от одного благочестивого обычая, неделя Антипасхи имела еще одно особое наименование, оставшееся и теперь в употреблении в церкви западной. А именно: в древности праздник Пасхи был торжественным временем крещения иудеев и язычников, обращавшихся в христианство, каковое таинство совершалось над ними в ночь под светлый праздник. Новокрещенных или – как обыкновенно называли их древние – новорожденных одевали в белую одежду  - образ их младенчества во Христе, которую носили они в продолжение всей Светлой седмицы. В неделю Фомину торжественно в церкви снимали с них эту одежду и полагали её в особом притворе храма. Поэтому все дни Светлой седмицы нередко назывались «днями в белых» (одеждах); а новая неделя – день торжественного снятия этих одежд – «неделею в белых».

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author