?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

August 2018

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Император Николай II как человек сильной воли – Е.Е. Алферьев – 1983 г. - Часть VIII

Еще менѣе благостымъ для Церкви былъ сумбурный XVIII вѣкъ. Въ 1721 году указомъ Петра I было упразд­нено патріаршество и учрежденъ Святѣйшій Правительствующій Синодъ. Изъ всѣхъ автокефальныхъ Православныхъ Церквей, Русская Церковь стала единственной Помѣстной Православной Церковью, которая не возглав­лялась болѣе первоіерархомъ. Занесенныя къ намъ съ Запада ядовитыя сѣмена стали вскорѣ давать на Русской Землѣ свои всходы. Здѣсь надо искать корни нѣмецкаго засилья въ правящихъ кругахъ, проникновенія и расширенія масонскаго вліянія, революціоннаго движенія декабрьскаго возстанія, нигилизма, террора и другихъ бѣдствій нашей Родины въ этомъ и послѣдуюшемъ столѣтіяхъ.

 Однако, уже въ XIX вѣкѣ въ жизни Русской Церкви наступаетъ замѣтное оздоровленіе, которое нѣкоторые историки называютъ даже расцвѣтомъ церковной жизни въ Россіи.

За четыре царствованія девятнадцатаго столѣтія были прославлены семь святыхъ и установлено празднованіе свв. Угодникамъ Волынскимъ.

И это радостное явленіе не только не угасало, но еще болѣе возрастало въ послѣдующіе годы. Съ 1896 года по 1916 годъ, т.е. за двадцать лѣтъ царствованія Императора Николая II, Русская Православная Церковь обогатилась большимъ числомъ новыхъ святыхъ и новыхъ церковныхъ торжествъ, чѣмъ за весь XIX вѣкъ. Первымъ былъ прославленъ въ 1896 г. святитель Ѳеодосій Углицкій. Въ 1897 г. было установлено мѣстное празднованіе свмуч. Исидора и съ нимъ 72 мучениковъ въ г. Юрьевѣ Ливонскомъ, латинянами утопленныхъ (1472 г.), а въ началѣ XX вѣка — празднованіе преп. Іова Почаевскаго.

1903 годъ ознаменовался великими церковными торжествами по случаю прославленія преп. Серафима Саровскаго Чудотворца, состоявшагося въ присутствіи Государя и Царской Семьи, вдовствующей Императрицы Маріи Ѳеодоровны, а также многихъ другихъ Членовъ Император­ской Фамиліи, при участіи многочисленнаго духовенства и при огромномъ стеченіи паломниковъ. Въ Саровскую Пу­стынь, расположенную среди густыхъ лѣсовъ Тамбовской губерніи, въ сотнѣ верстъ отъ ближайшей желѣзной доро­ги, собралось со всѣхъ концовъ Россіи не менѣе трехсотъ тысячъ человѣкъ, главнымъ образомъ крестьяне, громко привѣтствовавшіе Царя. Перенесеніе мощей преп. Сера­фима изъ Зосимо-Савватіевской церкви въ Успенскій соборъ состоялось 18 іюля, на второй день торжествъ прославленія. Гробъ несли Государь, Великіе Князья и архіереи. Это было уже вечеромъ; по обѣ стороны шествія стояли густые ряды молящихся съ зажженными свѣчами.

«Выйдя изъ церкви — пишетъ участникъ торжествъ — мы очутились, поистинѣ, въ другомъ храмѣ. Напол­нившей монастырскую ограду народъ стоялъ въ благоговѣйномъ молчаніи; у всѣхъ въ рукахъ горящія свѣчи. Многіе, стоя на колѣняхъ, молились по направленію къ собору. Вышли за монастырскую ограду, — тамъ та же картина, но еще величественнѣе, еще грандіознѣе: тамъ стоятъ еще большія толпы народа и также со свѣчами, иные держатъ цѣлые пуки ихъ. Было такъ тихо, что пла­мя свѣчей не колыхалось.

Тутъ былъ въ буквальномъ смыслѣ станъ паломниковъ. Изъ разныхъ мѣстъ доносилось пѣніе. То кружки богомольцевъ и богомолокъ пѣли разныя церковныя пѣснопѣнія. Не видя поющихъ, можно было подумать, что звуки пѣнія несутся съ самаго неба... Минула полночь, а пѣніе не умолкало».

На третій день торжествъ, послѣ литургіи, говорилъ проповѣдь Архіепископъ Казанскій Димитрій. «Уединенная подвижническая обитель превратилась въ многолюд­ный городъ», говорилъ онъ. «Всегда пустынный, молча­ливый лѣсъ Саровскій полонъ нынѣ волненія и говора, движенія и шума. Но это — не шумъ житейской суеты... Это могучій подъемъ, неудержимо-сильное проявленіе сильнаго и здороваго духа благочестія, которымъ живетъ и дышитъ православная Русь.»

Саровскія торжества укрѣпили въ Государѣ вѣру въ Его народъ. Онъ видѣлъ вокругъ Себя, совсѣмъ близко, несчетныя толпы, охваченныя тѣми же чувствами, какъ и Онъ, трогательно выражавшія Ему свою преданность. Онъ видѣлъ и крестьянство, и духовенство, и дворянство, и Ему не могло не казаться, что та смута, которая трево­жила Его за послѣдній годъ, — это всего лишь наносное, внѣшнее, чисто городское явленіе, тогда какъ сердце Россіи еще здорово и бьется за одно съ сердцемъ своего Госу­даря.

Еще болѣе сильное впечатлѣніе произвели Саровскіе дни на Государыню Императрицу Александру Ѳеодоровну. Она никогда не видѣла ничего подобнаго, никогда не была свидѣтельницей такой горячей, пламенной вѣры, никогда не участвовала въ такихъ грандіозныхъ народныхъ церковныхъ торжествахъ, никогда не испытывала и не пере­живала такого высокаго духовнаго подъема. Здѣсь под­твердились незабвенные слова и доводы, которые Она слышала отъ Цесаревича незадолго до Своей помолвки, — слова и доводы, которые устранили всѣ Ея колебанія въ вопросѣ перемѣны религіи и присоединенія къ святому Православію и преобразили весь Ея духовный міръ.

Въ дни прославленія преп. Серафима Саровскаго Царь и Царица воочію убѣдились въ томъ, что Они составляютъ одно неразрывное цѣлое съ толщей великаго русскаго народа и что, если на пути ихъ общихъ стремленій къ тѣсному сотрудничеству въ дѣлѣ устроенія государ­ственной жизни встрѣчаются помѣхи, то вызываются они искусственно созданнымъ средостѣніемъ, состоящимъ изъ чуждыхъ элементовъ. Въ Саровской Пустыни передъ Ними раскрылась наяву, дивная своей духовной красотой, картина подлинной Святой Руси.

12 іюня 1909 г. состоялось возстановленіе празднества св. Княгини Анны Кашинской. Въ Высочайше утвержденномъ 7 ноября 1908 г. докладѣ о вторичномъ прославленіи Ея св. мощей говорилось: «Въ теченіе своей жизни бывъ образцомъ христіанской супруги и матери, отличаясь христіанской любовію къ бѣднымъ и несчастнымъ, прояв­ляла искреннее благочестіе, мужественно перенося всевозможныя испытанія». Государь живо интересовался этимъ дѣломъ, принимая въ немъ горячее участіе.

Исторія этого необычнаго событія такова. Обрѣтеніе мощей св. Княгини Анны Кашинской произошло 28 іюля 1649 года. 12 іюня 1650 г. мощи святой бьши перенесены, въ присутствіи Царя Алексѣя Михайловича, въ Кашинскій Вознесенскій соборъ. Однако, по почину Патріарха Іоакима, третьяго преемника Патріарха Никона, Соборы 1677 и 1678 гг. постановили «празднованія Ей не творити». Это постановленіе было принято на томъ основаніи, что паль­цы святой были сложены для совершенія двуперстнаго, а не троеперстнаго крестнаго знаменія, что было вполнѣ естественно, такъ какъ троеперстіе было окончательно утверждено лишь на Соборѣ 1656 года при Патріархѣ Никонѣ, а до этого на Руси, въ отличіе отъ Восточныхъ Церквей, всегда крестились двумя перстами. Въ такомъ случаѣ Русская Церковь должна была бы лишиться всѣхъ своихъ святыхъ, такъ какъ они жили до проведенія злосчастныхъ реформъ, приведшихъ къ расколу, вызвавшему впослѣдствіи великія — и, быть можетъ, роковыя — потрясенія въ церковной и государственной жизни нашей Родины.

Такъ или иначе, эта нелѣпая ошибка, которую можно объяснить лишь фанатизмомъ реформаторовъ и разгорѣвшимися страстями, была исправлена ровно черезъ 260 лѣтъ, въ царствованіе Императора Николая II. Торжество возстановленія празднованія св. Анны Кашинской проис­ходило въ г. Кашинѣ въ православномъ Успенскомъ соборѣ по единовѣрческому чину.

Это событіе имѣло также большое значеніе для привлеченія къ Православію старообрядцевъ, такъ какъ оно устраняло съ ихъ стороны укоризны въ томъ, что въ Пра­вославной Церкви не прославляются святые, имѣющіе дву­перстное сложеніе для крестнаго знаменія.

23 мая 1910 г. древній Полоцкъ торжественно встрѣчалъ, вмѣстѣ съ Королевой Эллиновъ Ольгой Константи­новной, Ея Августѣйшимъ братомъ Вел. Кн. Константиномъ Константиновичемъ, Вел. Кн. Елизаветой Ѳеодоровной и Е. В. Княземъ Игоремъ Константиновичемъ, святыя мощи преп. Евфросиніи Княжны Полоцкой, преста­вившейся въ Іерусалимѣ въ 1173 г. и почивавшей въ Кіевѣ. Крестный ходъ изъ матери городовъ русскихъ вышелъ 19 апрѣля. Отъ Кіева до Орши св. мощи были перевезены по Днѣпру, а отъ Орши до Витебска — пѣшимъ путемъ. По обѣимъ сторонамъ дороги стояли тыся­чи народа съ зажженными свѣчами. Въ Кіевѣ и Полоцкѣ число богомольцевъ доходило до 20.000 человѣкъ.

По этому поводу Государь обратился къ Кіевскому Митрополиту Флавіану со слѣдующимъ рескриптомъ: «Свято прошедшая поприще, указанное Ей Божественнымъ Промысломъ, да пребудетъ Святая Княжна для всего Бѣлорусскаго народа навѣки яркою путеводительною звѣздою, указующую правду Православія. Проявившійся же въ незабвенные дни перенесенія честныхъ мощей Ея духъ благочестія въ народѣ, притекавшемъ въ великомъ множествѣ на поклоненіе Преподобной, да послу­жить въ назиданіе и тѣмъ, кто, въ житейской суетѣ и душевномъ смятеніи, готовы покинуть спасительный путь истинной Православной вѣры».

Этотъ рескриптъ, получившій широкое распространеніе, встрѣтилъ живой откликъ среди населенія.

4 сентября 1911 г., въ присутствіи Вел. Кн. Елисаветы Ѳеодоровны и Вел. Кн. Константина Константиновича, совершено было прославленіе мощей святителя Іоасафа Бѣлгородскаго. На торжество собралось 150.000 паломниковъ. Государыня Императрица Александра Ѳеодоровна и Вел. Кн. Елисавета Ѳеодоровна пожертвовали къ ракѣ лампады художественной работы. На всеподданнѣйшемъ докладѣ Оберъ-Прокурора Св. Синода о семъ прославленіи Государь 10 декабря 1910 г. начерталъ: «Благодатнымъ предстательствомъ Святителя Іоасафа да укрѣпляется въ Державѣ Россійской преданность праотеческому Право­славію ко благу всего народа Русскаго. Пріемлю предложеніе Св. Синода съ искреннимъ умиленіемъ и полнымъ сочувствіемъ». Вскорѣ послѣ открытія мощей свят. Іоасафа Бѣлгородскаго Государь Императоръ прибылъ по­клониться Его св. мощамъ.

Въ 1911 г. было возстановлено церковное почитаніе преп. Евфросина Синозерскаго. Это былъ въ царствованіе Императора Николая II второй случай — послѣ св. Кн. Анны Кашинской — вторичнаго прославленія святого, ошибочно исключеннаго изъ сонма Русскихъ Святыхъ во время реформъ, предпринятыхъ Патріархомъ Никономъ въ ХѴII вѣкѣ.

17 февраля 1913 г. въ Москвѣ были торжественно прославлены мощи святителя Гермогена, Патріарха Московскаго и всея Россіи. По этому случаю Государь телеграфировалъ Вел. Кн. Елисаветѣ Ѳеодоровнѣ: «Благодарю собравшихся въ стѣнахъ Кремля на молитвенное поминовеніе Патріарха Гермогена, примѣръ коего да свѣтитъ въ настоящія и будущія времена».

28 іюля 1914 г. состоялось прославленіе мощей святи­теля Питирима, Епископа Тамбовскаго.

Во время Великой Войны, 10 іюня 1916 года, Митрополитъ Макарій Московскій соверпшлъ прославленіе мощей святителя Іоанна, Митрополита Тобольскаго и Сибирскаго. На всеподданнѣйшемъ докладѣ Государемъ, ко­торый въ то время былъ Верховнымъ Главнокомандующимъ русской арміей, было начертано: «Пріемлю предложеніе Святѣйшаго Синода съ умиленіемъ и съ тѣмъ большимъ чувствомъ радости, что вѣрю въ предстательство Святителя Іоанна Максимовича въ эту годину испытаній за Русь Православную».

 Основной чертой характера Императора Николая II, служившей источникомъ Его духовной и волевой силы, была Его религіозная сущность, нашедшая яркое выраженіе въ слѣдующихъ двухъ актахъ.

Первый изъ нихъ былъ данъ Государемъ 12 января 1909 г. по случаю кончины приснопамятнаго прот. о. Іоанна Кронштадтскаго, который еще при жизни признавался святымъ не только всѣмъ русскимъ церковнымъ народомъ, но и заграницей.

«Неисповѣдимому Промыслу Божію было угодно, чтобы угасъ великій свѣтильникъ Церкви Христовой и молитвенникъ Земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведникъ о. Іоаннъ Кронштадтскій. Всѣмъ сердцемъ раздѣляя великую скорбь народную о кончинѣ любвеобильнаго пастыря и благотворителя, Мы съ особымъ чувствомъ обновляемъ въ памяти Нашей скорбные дни предсмертнаго недута въ Бозѣ почившаго Родителя Наше­го, Императора Александра III, когда угасающій Царь пожелалъ молитвъ любимаго народомъ молитвенника за Царя и Отечество. Нынѣ вмѣстѣ съ народомъ Нашимъ, утративъ возлюбленнаго молитвенника Нашего, Мы про­никаемся желаніемъ дать достойное выраженіе сей совме­стной скорби Нашей съ народомъ молитвеннымъ поминовеніемъ почившаго, ежегодно ознаменовывая имъ день кончины отца Іоанна, а въ нынѣшнемъ году пріурочивъ оное къ сороковому дню оплакиваемаго событія. Будучи и по собственному духовному влеченію Нашему и по силѣ Основныхъ Законовъ первымъ блюстителемъ въ Отенествѣ Нашемъ интересовъ и нуждъ Церкви Христовой, Мы со всѣми вѣрными и любящими Сынами ея ожидаемъ, что Св. Синодъ, ставъ во главѣ сего начинанія, внесетъ свѣтъ утѣшенія въ горе народное и зародитъ на вѣчныя времена живой источникъ вдохновенія будущихъ служите­лей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырскаго дѣланія».

Прот. о. Іоаннъ Кронштадтскій не только присутствовалъ при кончинѣ Императора Александра III, но, по же­ланно Государя Николая Александровича, онъ также сослужилъ при Его бракосочетаніи въ церкви Зимняго Двор­ца 14 ноября 1894 г. и при коронаціи въ Успенскомъ собо­ре 14 мая 1896 года.

 

 Въ второмъ рескриптѣ, данномъ по случаю столѣтней годовщины Отечественной войны, Государь писалъ: «Сто лѣтъ назадъ, когда первопрестольная столица, а съ нею и вся Святая Русь, переживала тяжкую годину нашествія двадесяти языкъ, православное духовенство, перенося вмѣстѣ со всѣмъ русскимъ народомъ лишенія и невзгоды, ока­зало Отечеству великую заслугу. Будя въ сердцахъ народа и доблестнаго воинства пламенную вѣру въ Бога, безза­ветную преданность своему Царю и любовь къ Церкви и Родинѣ, врагами униженнымъ и поруганнымъ, духовенство, среди ужасовъ смерти, пожаровъ и разоренія, под­держивало мужество и крѣпкое стояніе за Святую Русь возгрѣваніемъ надежды на скорое заступленіе и помощь Божію. Вѣчно памятными останутся слова, вдохновенно сказанныя Преосвященнымъ Августиномъ при встрѣчѣ въ Москвѣ блаженныя памяти Императора Александра Благословеннаго: «Съ нами Богъ! Разумейте, языки, и поко­ряйтесь, яко съ нами Богъ! Господь силъ съ Тобою, Царь!».

 





Comments