pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

Процесс расшатывания РПЦЗ в начале 90-х годов.

04.09.11
Дорогой отец Алексей!
     Еще и еще всплывают воспоминания. Из прогнозов Архиепископа Антония Женевского относительно действий на нашу Церковь старостильных греков выделяется тяжелыми последствиями прием в общение митроп. Киприана Филийского.
     Как я Вам писал в первом письме, Владыка опасался, чтобы мы не стали на одну из сторон в взаимной «войне» между старокалендарными греческими синодами, которые очень желали бы использовать союзнический авторитет РПЦЗ как последний веский аргумент в своей правоте. Об этом он ясно говорил, незадолго до своей кончины, на епархиальном съезде в 1992 г.
     Казалось, что закончился для нас эксперимент с греками с момента, когда в 1978 г., они крестили, рукоположили и сделали экзархом на Португалию нашего священника Жан Роша[1]. Вышло, как будто Хризостомовцы и Матфеевцы использовали Зарубежную Церковь для создания своего епископата, а потом «отпустили с миром», да не совсем.
     Однако, опыт с греками 60-70 годов нам не послужил. И когда осколок от Хризостомовцев вырос в синод митр. Киприана, и когда возобновилось к нам движение с целью установления  евхаристического общения, мы его встретили с новым интересом!...
     Только наш Вл. Антоний, проученный горьким опытом, решительно отказался от новых экспериментов и от встреч с митр. Киприаном. Но ряд сложившихся обстоятельств не был ему в помощь. Во-первых, в монастыре митроп. Киприана, наше духовенство встречали с распростертыми руками и фотографировались. Эффектны были фотографии, на которых светился архиеп. Лавр или еп. Иларион вместе с митроп. Киприаном. Во-вторых, священнослужители нашей епархии – протоиерей Михаил де Кастельбажак, его сын иерей Квинтин и протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый, стояли горой за митроп. Киприана (дочь о. Михаила, мон. Серафима, давно подвизалась в монастыре свв. Ангелов). В-третьих, широко распространенные видеозаписи, составленные митроп. Киприаном, разоблачали вовлечение православных в экуменические действия и свидетельствовали о противостоянии им митроп. Киприана.
     Но пока общение с митроп. Киприаном происходило частным порядком, в Зарубежной Церкви не возникало богословских споров на эту тему.
Опасения Вл. Антония сказались тогда, когда в июле 1994 г., уже после его кончины, РПЦЗ вступила в общение с митроп. Киприаном. Это событие породило глубокое разногласие, расстроившее  внутреннее состояние нашей Церкви.
     Среди причин разногласия – в первую очередь ставится экклезиология митроп. Киприана. Говорят, что в ходе времени он менял или уточнял свои изложения по этому вопросу. Остается неудобоваримым понятие «больных» церквей. Спрашивается, как и когда наступит их врачевание? – На каком Соборе, включающем «больных» и «здоровых»? Непонятно, кто кого будет врачевать? Где Церковь врачующая? Нам известно, что в Церкви имеются «больные» люди - грешники, и что благодатная Церковь их врачует чрез таинство покаяния, в конце которого читается молитва о присоединении больного (грешника) к Святой Христовой Церкви. Когда сам митроп. Киприан не признает за собой врачующую «компетенцию» над больными церквами, как возникнет врачующая благодать на соборе, объединяющем «больных» и «здоровых» церквей?! На почве столь незаурядной экклезиологии появились богословские вопросы, они вскружили головы тем, кому это прежде и на ум не приходило, а вместо ответов одна путаница, тут и началось разномыслие и разногласие.
 
     В 1995 г. Западно-Европейские архиереи отреагировали круто на принятие в общение митроп. Киприана.
     Вл. Серафим писал : "Всё большее соучастие наше, в лице наших Архипастырей, со всеми этими группировками подсказывает нам, что теперь наступило время осознать опасность принятого, было, решения о вхождении с ними в литургическое общение... Мы ничего в этом не выигрываем, но скорее – теряем! А они полностью выигрывают и по мере того, что всё это безнаказанно проходит, стремятся и будут стремиться нас ввязывать на большее... после признания Заруб. Церковью этих группировок, в среде нашего духовенства епархии, появился червь разномыслия. Да какие-нибудь два или три священнослужителя мыслят по иному и тем вносят диссонанс в нашу единую семью».
     Вл. Варнава писал : «Напоминаю, что на юбилее Курско-Коренной ик. Б.М. св. Дары – при сослужении митрополитов Власия и Киприана - были опрокинуты».
     Вл. Амросий писал: «я никак не могу убедиться в каноничности этих двух организаций (включая румынского старостильного Митр. Власия)... на счет митр. Киприана, хочу подчеркнуть отвратительную репутацию, которой он пользуется у Греков различных толков... он не постыдился заключить самые позорные союзы с другими очень подозрительными и безнравственными личностями, например : «митрополитом» Евлогией (Хесслер) в Италии или «митрополитом» Гавриилом» (Роша) в Португалии, сбежавший от нас клирик... К этому добавляю, его гнусное поведение с коммунистическим румынским президентом Илиешку, которому он подарил икону».  
     Последовавшая реакция от митроп. Киприана только подлила масло в огонь, разгоревшийся в нашей среде.
     В 1996 г. Митроп. Киприан предпринял созыв в Фили нечто наподобие Вселенского Собора, с целью мирового осуждения экуменизма. Был приглашен наравне с Болгарской и Румынской старостильными церквами и наш Митрополит, причем программу на повестку дня Митр. Киприан разослал всем нашим архиереям для отзыва. Митр. Киприан становился в глазах у многих  Председателем некоего «Вселенского» движения. Вообразите, на каком месте сидел бы Митрополит Виталий на «Вселенском Соборе Противостоящих»?!
     16/29 октября 1996 г. Митроп. Виталий обратился по этому поводу к своим собратьям: «Все мы получили от греческого Митрополита Киприана письмо с большими предложениями. Мне кажется, что никто из нас не должен ему лично отвечать, ибо в этом кроится большая опасность, что мы все, каждый из нас, будем отвечать по разному. Может быть, в этом и есть желание греков нас, уже сейчас, немножечко разделить... Я ему отвечу сейчас, что на будущем Синоде мы ответим все вместе одним посланием.»
     Из Доклада Архиепископа Серафима Брюссельского и Западно-Европейского Архиерейскому Собору 1998 года:
     «… лет 5 тому назад, наш Синод … вошел в общение с группами греч. старостильников и румынских. То есть “выдал им диплом их каноничности”.
Среди доброй дюжины существующих (и враждующих между собою) греческих или иных старостильников – выбор пал не по признаку их каноничности (ибо все они без исключения – самосоздавшиеся!), а по каким-то иным, субъективным причинам. И вот они для нас стали каноничными!...
    На послед­нем нашем епархиальном Съезде уже почувствовался появившийся разлад, антагонизм среди нас! Между священнослужителями несочувствующими движению в Фили и сочувствующими!...
     И это настолько серьезно, что я вижу, что епархиальный Съезд нашей епархии, кото­рый должен состояться через год или, в крайнем случае, через 2 года, созывать в настоящем положении немыслимо...
     Где те наши епархиальные Съезды прежних годов, которые давали нам новые силы, но­вые импульсы (как бы зарядка электрической батареи) на последующие год, два?! Где наши прежние епархиальные Съезды, после которых мы рассылали наши Послания, начинающиеся словами “собранные здесь в любви и единомыслии?!” Таковые мы теперь здесь иметь не можем и не по нашей вине... Ущерб нам извне!».
     Вот какие были последствия от принятия в общение в 1994 г. митроп. Киприана!
     Вечная память Владыке Антонию.
     Пр.В. 

 
[1] Указ Архиепископа Антония Женевского и Западно-Европейского № 607 от 28 октября/ 10 ноября 1978 г.
«Архиепископ Авксентий, возглавляющий одну из группировок старостильников в Греции, принял незаконно в свою юрисдикцию, без нашего канонического отпуска, священника Жан Роша (Jean Rocha), начальника Православной Португальской Миссии в Лиссабоне. Он совершил еще большее беззаконие тем, что крестил священника Ж. Роша, его рукоположил заново в священника и, без нашего ведома, его хиротонисал в «епископа»! Такие незаконные, антиканонические действия Архиепископа Авксентия заслуживают порицание, и нас вынуждают прекратить всякое молитвенное общение с ним, как и с ново хиротонисанным «епископом»! Сим уведомляем к исполнению все духовенство епархии» (перевод с имеющегося у нас французского текста)
 
 



Subscribe
Comments for this post were disabled by the author