?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Из хроники РПЦЗ(В) - решения о митроп. Киприане – нояб./дек. 2001 г.

 
24 сентября 2011 г.
Дорогой отче!

Простите за то, что я возвращаюсь к теме последней нашей  переписки относительно Владыки Антония Женевского. Я считал своим долгом, на основании знакомых мне фактов, опровергнуть  несправедливые обвинения на Архипастыря, засвидетельствовать о его любви и попечении о Церкви.

В прежней переписке я не хотел отяжелять повествование упоминанием одного неприятного события, тоже связанного с митроп. Киприаном в конце 2001 г. Оно, все же, сильно потрясло тогда наше маленькое стадо, собранное вокруг митрополита Виталия, и я думаю, что небесполезно о нем напомнить в дополнение к предыдущим свидетельствам.

Конфликт по поводу митроп. Киприана вспыхнул в РПЦЗ(В) в ноябре 2001 г. В окружении Митрополита Виталия образовалась довольно влиятельная группа американских священников, пришедших к нам главным образом из старостильной группировки Авксентиевского толка (HOKNA – Holy Orthodox Church in North America).

26 октября/ 8 ноября 2001 г. Архиерейский Синод под председательством Митрополита Виталия вынес ряд решений, в том числе и относительно митроп. Киприана, осудив его экклезиологические тезисы[1].  

Об этом я узнал от Архиеп. Варнавы, позвонившего мне из Калифорнийского монастыря, куда он уехал сразу после хиротонии еп. Владимира, 6 ноября 2001 г. Он мне сказал: После моего отъезда было вынесено осуждение экклезиологии митроп. Киприана; я дал свою подпись еп. Владимиру. Ну, Лионцы поскрежещут зубами, а потом пройдет! 

Решение от 8 ноября 2001 г. я получил факсом из Мансонвилля только 12 ноября 2001 г. и был им серьезно озадачен.

Во-первых, для РПЦЗ(В), едва ставшей на ноги и нуждавшейся в серьезном укреплении и организации, заниматься вопросом митроп.  Киприана, мне казалось совсем несвоевременным.

Во-вторых, в Зап.-Европе с момента официально установленного общения с митроп. Киприаном в 1994 г., существовавшие прежде связи с Фили естественно укрепились. Лионские священнослужители часто туда ездили, устраивали паломничества, отцы Кастельбажак навещали дочь и сестру. Семь лет такого образа церковной жизни нельзя было со дня на день перечеркнуть, как не бывшего, синодальной резолюцией, какое бы ни было на то основание. У «американцев» вопрос стоял исключительно в богословской плоскости, без пастырского подхода к создавшемуся положению.

Видя надвигающуюся трагедию во Франции, и переговорив с Еп. Владимиром, я предложил чрез него Синоду приостановить  исполнение решения до тщательного изучения вопроса специально назначенной богословской комиссией. Так вышел новый текст за подписью тех же архиереев от 7/20 ноября 2001 г.[2]

Однако, Лионцы продолжали волноваться и считать меня виновником всего дела, а среди «американских» священников я нажил себе новых врагов.

Третий акт этой истории состоялся в конце декабря 2001 г. (без моего участья).  16/29 декабря 2001 г., на Пастырском Совещании Северо-Американского духовенства  экклезиология митроп. Киприана была тщательно  исследована и осуждена.[3]

Так или иначе, покой, единомыслие и единодушие в нашей Церкви из-за этого вопроса были нарушены. Пр. В.



[1] Ниже приводится документ от 8 ноября 2001 г. с заголовком РПЦИ. Апелляция Русской Зарубежной Церкви, под омофором Митрополита Виталия, в виде РПЦИ (И-Изгнаниие) была принята на Архиерейском Соборе 5 ноября 2001 г., состоящим из Митрополита и преосвященных Варнавы и Сергия, по предложению Еп.  Варнавы, исключительно с целью регистрации для создании юридического лица, на случай тяжбы с Архиеп. Лавром. Однако, ни сам Митрополит, ни остальные члены Церкви не признавали себя иначе, как изначально Русская Православная Церковь Заграницей.  Эта юридическая апелляция РПЦИ была столь неудачной, что употреблялась в виде заголовка не больше 15 дней. Так, сей документ от 8 ноября 2001 г. носит еще обозначение РПЦИ, а следующий документ, от 20 ноября 2001 г. – РПЦЗ. Можно заметить, что даже в настоящем документе, от 8 ноября, происходит внутри самого текста уточнение – РПЦЗ. 
 
Заявленіе Архіерейскаго Сѵнода РПЦИ отъ 26 октября/8 ноября 2001 года
Архіерейскій Сѵнодъ Русской Православной Церкви въ Изгнаніи подъ Предсѣдательствомъ Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Виталія, Первоіерарха РПЦИ опредѣляетъ заявить:
1. О неизмѣненіи каноническаго и евхаристическаго общенія съ Московской Патріархіей — нецерковной организаціей;
2. (въ согласіи съ постановленіемъ Архіерейскаго Собора РПЦЗ 1974 г.) О прекращеніи необдуманно установленнаго Соборомъ РПЦЗ въ 1994 г. евхаристическаго общенія съ Сѵнодомъ Противостоящихъ подъ Предсѣдательствомъ Митрополита Оропосскаго и Филійскаго Кипріана, изъ-за его неправославнаго ученія о Церкви (о больныхъ и здоровыхъ членахь Церкви въ области «правильнаго пониманія вѣры») и признанія Таинствъ новостильниковъ дѣйствительными (см. Митр. Кипріанъ «Экклизіологическіе тезисы», ос. 2 и 5);
3. О подтвержденіи анаѳемъ на ересь экуменизма Архіерейскими Соборами РПЦЗ 1983 г. и 1998 г.;
4. О неимѣніи евхаристическаго общенія съ Сербской Церковью, участвующей въ экуменическомъ движеніи.
 
Архіерейскій С
ѵнодъ РПЦИ (т.е. — РПЦЗ подъ омофоромъ Митрополита Виталія) (подлинно в тексте - Ред.) доводитъ до свѣдѣнія Боголюбивыхъ пастырей и паствы Церкви Христовой, что не имѣетъ общенія съ нынѣшнимъ сѵнодомъ, возглавляемымъ архіеп. Лавромъ (Шкурлой), не столько по причинѣ желанія этого сѵнода «соединиться съ Московской Патріархіей» (хотя и само «желаніе преступленія» въ духовной жизни является грѣхомъ), сколько по причинѣ открытого исповѣданія сторонниками этого сѵнода о своемъ евхаристическомъ общеніи съ Сербской церковью, участвующей въ экуменическомъ движеніи и имѣющей литургическое общеніе съ Московской Патріархіей (что подводитъ ихъ подъ свои же соборные анаѳемы 1983 г. и 1998 г.), и признанія сѵнодомъ архіеп. Лавра т. наз. "прославленія Свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ" со стороны лже-церкви (МП), чѣмъ не только не-церковь возводится въ достоинство Церкви Христовой» но это является также и откровенной ложью, ибо не прославленъ Священномученикъ Митр. Іосифъ Петроградскій.
Истинное и полное прославленіе Свв. Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ  было совершено Св. Церковью въ 1981 г.
Подписи: Митрополитъ Виталій, Архіепископъ Варнава (За Архиеп. Варнаву съ его согласія – Епископъ Сергій), Епископъ Сергій, Епископъ Владимиръ.
 
[2] Заявление Архиерейского Сѵнода РПЦЗ от 7/20 ноября 2001 года
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей под Председательством Его Высокопреосвященства  Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, Первоиерарха  РПЦЗ заявляет:
Некоторые мероприятия, принятые за последнее время Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей, неоднозначно были встречены нашей Боголюбивой паствой и вызвали среди наших верных чад тревогу и переживания. Ради сохранения единства, мира и любви в нашей Церкви, мы смиренно признаем, что была допущена опрометчивость в принятых, нами решениях.
Наша Церковь должна именоваться по прежнему Русской Православной Церковью Заграницей, и как прежде должно возноситься по чиноположению имя
Высокопреосвящеинейшего Виталия, Митрополита Восточно Американского и Нью-Йоркского, Архиепископа. Монреальского и Канадского, как ІІервоиерарха Русской Зарубежной Церкви с соответствующим именем Правящего архиерея. Не взирая на доводы, выдвинутые в пользу переименования нашей Церкви, основным положением должно быть принято то, что мы ни в чем не изменили курса, нашей Церкви в области исповедания православной веры, соблюдения Ее и верности Русской Православной Церкви, лежащих на основании Священного Писания и Священного Предания в соответствии с Указом от 7/20 ноября 1920  года за №362 Святителя Тихона, последнего законного Патриарха Московского и всея России.
В Указе от 26 октября/8 ноября 2001 года, решение пункт 2, касательно прекращения евхаристического общения с Синодом Противостоящих под Председательством Митрополита Оропосского и Филийского Киприана, было принято на основании заявлений архипастырей и клириков, высказавших свое смущение и несогласие с учением о Церкви Христовой, изложенным  в труде под названием "экклсзиологичсские тезисы". На основании того, что это решение было принято без надлежащего исследования соответствующей Богословской Комиссии, нарочито назначенной Архиерейским Собором,  и представления ее заключений на обсуждение Архиейского Собора, исполнение этого решения приостанавливается.
С Божиим благословением на верных чад Русской Православной Церкви Заграницей.
Митрополит Виталий, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (подпись)
Варнава, Архиепископ Каннский и Европейский (подпись)
Сергий, Епископ Мансонвилльский (подпись)
Владимир, Епископ Сакраментский (подпись)
Варфоломей, Епископ Гренадский (подпись)
 
[3] Текст см. в нижеследующем выпуске.
 

Comments