pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Categories:

О намечавшихся разговорах с МП в 1994 г.

Чрезвычайно важная тема обсуждений, затронувших архипастырей, пастырей и мирян нашего зарубежья, предстанет на решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей на второй его сессии в Леснинском монастыре 22 ноября с.г. Поставлен вопрос: не является ли целесообразным начать разговоры с Московской Патриархией с целью сближения нашей Церкви с ней. Обсуждения на эту тему уже велись на предыдущем Соборе и разделили во мнениях наш епископат.

         У сторонников сближения с МП преобладают три аргумента:

         1. Заметное вырождение русскости в приходах Русской Церкви заграницей приведет в ближайшие годы к пересмотру ее основного положения.

         2. Условия создания и существования Русской Церкви заграницей по Указу св. Патриарха Тихона (№ 362 от 20 ноября 1920 г.) упразднились, так как возможно свободное общение с "Высшим Церковным Управлением" Церкви в стране.

         3. Сознание паствы, считающей, что когда наше отечество находится в крайней нужде, не помочь Церкви в России, равносильно предательству Русского народа.

         Действительно, некоторые условия жизни сильно изменились и меняются в зарубежье. Никто не посмеет отрицать указанные явления, хоть и можно оспаривать их значение и удельный вес.

         Но поскольку собеседником нашим в этих условиях должна быть Московская Патриархия, естественно рассмотреть также и перемены, которые произошли в ней, с ее начала до сего дня.

         Прежде всего нам нужно согласиться на определении ее начала, и принять тот факт, что МП носит свое начало не от Патриаршей Русской Церкви, последним представителем которой был св. Патриарх Тихон, а, в следствие разрыва в Русской Православной Церкви, одной части архиереев, действующей без согласия остальных, получившей поддержку от безбожных гонителей и завершившей с ними союз (см. Декларацию 1927 г.) и организовавшей свое Высшее Церковное Управление. Иными словами, Московская Патриархия ведет свое начало от раскольничьей группы русских епископов.

         Какие же изменения произошли в МП с того времени? — Несмотря на относительную свободу появившуюся в стране несколько лет назад, МП ни в чем основном не изменилась, и от своего прошлого не отказывается. Не является ли это доказательством, что она чем-то злополучным скована и до сего ДНЯ?

         Ее представители — мы не говорим о верующем народе, ни о добрых священнослужителях — ее высшая иерархия, ответственная за участь верующего народа, не раскаялась по сей день в своем грехе. Некоторые каялись в личном порядке, и часто только на устах, что на деле ничего не меняет, ибо они привыкли действовать по установленному образу жизни еще в эпоху самого страшного гонения на Церковь, когда аппарат церковный, установленный воинствующими безбожниками, помогал этим безбожникам уничтожать Церковь. И в этом еще никто не покаялся.

         Мы не смеем в тех несчастных бросать камень; мы знаем, что трудно устоять перед мучениями. Но, утверждать, как они тогда делали, и по сей день утверждают, что они тогда "спасали Церковь", этого мы допустить не можем : оправдать их в этом, значит изменить Самому Христу, Главе Церкви, Который не нуждался в спасении Себя человеческими руками. Церковь не земным обеспечением оберегается, а кровью мучеников, свидетелей Истины, ибо Истина есть жизнь Церкви.

         Перед нами икона всех Русских Святых с сонмом Новых Мучеников и Исповедников Российских. Как относится к ним МП? Почтила она мучеников Митроп. Владимира, Вениамина, Вел. Кн. Елизавету, а где все остальные, где десятки тысяч почитаемых по именам и подвигам их, и миллионы безыменных? Неужели они не достойны почитания в лице МП? Эта икона с нами, по эту сторону пропасти, которая нас разделяет с МП На той стороне Российских Мучеников и Исповедников не почитают, или только в случае какой-то надобности.

         МП жила и живет компромиссами. Компромиссами с богоборцами, компромиссами с католиками, с монофизитами и так дальше.

         Она, на подобие политической партии, ищет укрепить свое влияние, устанавливая переговоры с мировыми организациями и заключая соглашения. В свою очередь, западные политики и религиозные деятели, общественные объединения пытаются поддержать МП, чтобы и чрез такой способ вступить в Россию. Ибо они знают, что МП единственный структурированный, незыблемый организм, оставшийся в действии от прежних монолитных структур страны.

         Как же мы будем неозадаченны этим положением МП, а будем только смотреть на изменения условий у нас?

         Что, все же, можно ответить на аргументы выставленные частью нашей паствы, желающей сближения с МП?

         1) Вопрос деруссификации нашей паствы заграницей. Это положение должно было бы привести нас неизбежно через несколько лет, пять или десять, к определению нового положения нашей Церкви заграницей. Тут следует учесть, что эта аргументация, может быть выставлена только если рассматривать Русскую Церковь заграницей как установившуюся окончательно заграницей, с конечной заграничной целью. Здесь, наглядно, измена цели! Поскольку Русская Церковь заграницей ведет свое начало от законно поставленного русского епископата, и является единственным законным русским церковным организмом, имея таким образом преемство от 1000-летней Русской Православной Церкви, постольку ее целью является сохранение и использование этого преемства для всего русского народа.

         Передача своей законности всей России может осуществится даже и при сравнительно слабой пропорции истинно русских ревнителей среди нашей паствы. Это дело не множества, а законности.

         Сторонники переговоров с МП выражают желание МП отнять от нас эту законность. Для достижения этой цели МП всем пожертвует, примет любой вариант сотрудничества с нами, любую степень нашей независимости от нее.

         Передача легитимности Русской Православной Церкви, от Зарубежной Русской Церкви, которая ее имеет, Московской Патриархии, которая ее не имеет — это единственная цель, преследуемая нынешними толкователями переговоров. МП нуждается в Правде, и как светлый хитон, полученный от нас, она ее наденет на себя, не покаявшись в своих богоборческих делах и в богоотступнической своей природе. И только мы это ей можем дать.

         2) Аргументация, что якобы больше не в силе указ Патриарха Тихона за № 362, на котором канонически зиждется Русская Церковь заграницей, потому что стали недействительными условия его применения, связанные с невозможностью соединения с Центральным Церковным Управлением. В силу чего, у Русской Церкви заграницей нет больше основания на самостоятельное существование..

         Этот указ 1920 г. издан законной тогда Русской Православной Церковью, и упомянутые отношения зарубежных епископов касаются все же Высшего Церковного Управления, а не закрепленной своим отступничеством МП., еще неведомой в то время. Из следующих слов указа можно наоборот понять, что обозначенные в нем условия пребывают по сей день: "В случае если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственных границ и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность....".

         3) Что касается третьего типа аргументации, относительно нашего предательства Русского народа, если мы не пойдем навстречу МП, то можно утверждать как раз обратное: предательство русского народа произойдет именно тогда, когда ему не дадут иной возможности, как иметь над собой единственную церковную власть МП

         Мнение паствы может иногда повлиять на пастырей и архипастырей, особенно когда оно настоятельно себя представляет как голос церковного народа. Но не всякий голос паствы есть голос Церкви. Если Сам Господь указал Апостолу Петру, что не всякому духу нужно поддаваться, а проверять откуда он, то мы должны в таких существенных церковных вопросах и себя и других проверять, зная, что нецерковный голос верующих людей не может быть голосом церковного народа.

         В заключение напомним, что в истории Русской эмиграции не раз появлялись соблазны, заставляя людей поверить в свободу отчизны и в благонамерение правителей ее. Многие помнят массовую иллюзию, захватившую эмигрантов в 1945 г. Многие поддавшиеся естественному чувству любви к своему народу очутились в застенках на своей родине и бились лбами о стены, плача от того, что были столь доверчивы.

         Соблазн встает и теперь. Он пытается не столь сыграть на нашей боли по родине — известно, что многие из нас уже родились заграницей — как вызвать мучительное чувство от неучастия в судьбе находящегося в беде русского народа.

         Жизнь нашей Церкви заграницей была всегда трудной, путь ее был узкий, от всех сторон на нее рушились невзгоды, происходили расколы, поддерживались клевета и презрение. Но чем дальше мы будем идти в процессе апокалиптическом к грядущему антихристу, тем больше будем мы встречать невзгод, скорбей и испытаний.

         Если случится наше сближение с МП, мы лишимся хитона Святой Руси, хранимого нашей Церковью заграницей в течение 75 лет. Если, в таких условиях мы еще как-то сохраним себя, осознав наше горе, мы станем искать путей, чтобы исповедывать в чистоте и свободе истинную Православную веру. Не лучше ли сохранить очаг Русской Православной Церкви заграницей, которая до сих пор пронесла свет Истины чрез испытания и гонения на чужбине?

Прот. Вениамин Жуков. 4/17 ноября 1994 г.

 
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author