?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

Иоанн Кронштадтский - молитвенник земли Русской

Св. прав. Иоанн Кронштадтский (20 дек./2 янв. 1908) уже при жизни почитался православным народом как Всерос­сийский Пастырь, как "святой батюшка". Его святость ви­дел и Александр III. Именно его, предчувствуя свою кон­чину, Царь пригласил в Ливадию в октябре 1894 г. О. Иоанн писал позже, что он «оставался в Высочайшем присутствии до самой блаженной кончины Государя... Государь Император выразил желание, чтобы я возложил мои руки на главу его, и когда я держал, Его Вели­чество сказал мне: "Вас любит народ". - "Да, - сказал я, - Ваше Величество, Ваш народ любит меня". Тогда он изволил сказать: "Да, потому что он знает, кто вы и что вы" (точные его слова)».

Будучи еще студентом Петербургской духовной ака­демии, Иван Сергиев видел, что люди в столице, про­свещенные ранее светом Христовым, забыли Бога и сделались дикарями. И тогда в 1855 г. он выбрал свя­щеннический путь среди городских язычников из хри­стиан и понес людям слово любви и свои святые молитвы.

По молитвам о. Иоанна совершались чудесные исце­ления тысяч людей. И к нему шли за благодатным врачеванием не только православные, но и иноверцы, и магометане, и даже иудеи.

Свой долг пастыря отец Иоанн видел в духовно-нрав­ственном врачевании погибающих людей. Он сурово обличал неверие, богоборчество, сектантство, предвидя гря­дущие скорбные испытания для России и русского народа. «Держись же, Россия, твердо веры твоей, и Цер­кви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколеблемой людьми неверия, безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя Православного. А если отпа­дешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истре­бить друг друга. И если не будет покаяния у русского народа, - конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют вею зем­лю кровью и слезами», - пророчествовал о. Иоанн. Вся жизнь о. Иоанна - образец православного христианина, священника Божия, который не по­корился "бедным и немо­щным началам'' матери­альным, а жил в Боге и для Бога как народный молитвенник и правед­ник, как монах в миру, в тяжкий период обострений духовной брани столь дивно спасавший душу свою и тысяч людей вокруг себя.

Страдальцы православные говорили себе: труден путь нашего спасения... Но все же этот путь, и при ныне­шних условиях нашей жизни, проходим. Жизнь дорогого батюшки Кронштадтского подтверждает это. Посмотрите на него: он не в затворе спасался; не удален был от мира, а жил, работал в самом центре его, в обычных наших "мирских" условиях, подвергаясь непрерывным нападкам врагов Православия... На это бежала посмотреть толпа народная, со всей России бежала - алчущая прав­ды, плачущая о грехах. Она, видя немощи свои, хотела хоть чуточку духовно обогреться около того, вся жизнь которого была "во Христе", который для русского народа более полусотни самых тяжких предреволюционных лет, когда враги Христовы пошли в наступление на Русь Святую, был своего рода духовным "костром", к которому стремились перезябшие в греховной суете люди.

Отец Иоанн скончался в 20 декабря 1908 г. и был погребен в основанном им Ивановском монастыре, близ реки Карповки в Санкт-Петербурге.

Император Николай II скорбел, что "угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Рус­ской, всенародно чтимый пастырь и праведник", и через 3 недели после кончины о. Иоанна издал Высочайший Рескрипт, в котором выразил пожелание ежегодно ознаменовывать день кончины отца Иоанна молитвенным поминовением, положив этим основу для его причи­сления к лику святых.

Прославление его состоялось в Русской Православной Церкви за границей в 1964 г., в Московской Патриархии - в 1990 году.

Сдачу 20 декабря Порт-Артура японцам о. Иоанн Кронштадский объяснил так:

«Отчего мы не могли ныне победить врагов-языч­ников, при нашем храбром воинстве? Скажем не оби­нуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности и от бессмысленного толстовского учения "не противься злу", следуя которому, сдался на капитуляцию Порт-Артур, а военные суда - в постыдный плен со всем инвентарем... Вот от этого неверия и от своего гордого, кичащегося разума и надмения своего военного силою мы и терпим всякие поражения и стали посмеянием для всего ми­ра! Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, не верующей в Бога и себя боготворящей. Научись, Россия, веровать в Правящего судьбами мира Бога Все­держителя и учись у твоих святых предков вере, муд­рости и мужеству» (1907).

 

Comments