?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Из хроники РПЦЗ(В) - Перестройка Еп. Владимира (Целищева) – Часть I - дек. 2006 г.



Летом 2006 года епископы Владимир, Варфоломей и Антоний (Рудей) приняли определенную позицию против попытки захвата власти в Синоде архиеп. Антонием (Орловым) и еп. Виктором (Пивоваровым).

 В то же время еп. Анастасий поддерживал действия захватчиков и призывал архиереев явиться на подготовляемый ими собор, а противящихся вышеупомянутых архиереев обозвал саботажниками. Вследствие неудачи с созывом собора, еп. Анатасий предложил Владыке Митрополиту проект создания предсоборной комиссии во главе с заговорщиком архиеп. Антонием (Орловым), включая себя, как члена.

 Еп. Владимир уже в 2005 г. считал хиротонию еп. Анастасия большой ошибкой, в которой всем архиереям следовало бы покаяться, а ему самому пожелал доброго лечения в специализированном заведении.[1] 3 февраля 2005 г. еп. Владимир писал Секретарю Синода: «Дорогой о Господе о. Вениамин! Посылаю Вам на корректуру свое письмо к «еп» Анастасию. Думаю, что нужно в отношении него принять жесткую позицию – по другому этот человек не понимает, да и навряд-ли поймет…». В конце 2006 г. еп. Владимир в телефонном разговоре с еп. Антонием (Рудей) обозначил еп. Анастасия врагом нашей Церкви.

 В логическом последовании, еп. Антоний обратился к Секретарю Синода прот. В. Жукову с просьбой составить проект определения на покой еп. Анастасия (с правом служения), чтобы оберечь от его разрушительного вмешательства ослабевшую администрацию РПЦЗ(В).

 Получив этот текст-проект от 21 ноября 2006 г. еп. Владимир замыкается в полуторамесячном молчании, и выходит из него только, чтобы обвинить Секретаря (и его помощника о. Николая Семенова) в ряде нравственных и церковных нарушений [2].

Что произошло с еп. Владимиром, с момента получения им проекта и его реакции? Так как его письмо от 2 января 2007 г., адресованное потоиереям Вениамину и Николаю, явилось крутой переменой в отношении к своим сотрудникам, с которыми он всегда дружески обменивался мнениями и советовался.

 В прошлом у него случались радикальные перемены. Вначале 2002 г. он ратовал за  исполнение лазаревской юрисдикционной независимости в России. В том же году он поддерживал сектантское уклонение группы о. Виктора Мелехова. Все же к концу года положение вошло в русло свойственное РПЦЗ,  содействием Секретаря Синода, ходатайства которого были услышаны епископатом и, в том числе еп. Владимиром[3].

 После неудачи собора в Париже в январе 2007 г., еп. Владимир предлагает еп. Антонию созвать Собор в Киеве у богатого о. Алексея Пергаменцева. Бывшего проездом в Киеве незадолго до того, Вл. Антония насторожили обстановка и поведение о. Алексея, и на предложение созвать Собор в Киеве ответил: нужно подумать и помолиться.

 Еп. Владимир просит тогда еп. Анастасия списаться с еп. Антонием, для того, «чтобы разрешить эту неопределенность» (открытое письмо еп. Анастасия от 10 июня 2007 г.). В ходе переписки, еп. Антонию выдвигается ряд обвинений, как явствует из его ответных писем (см. в дальнейшем выпуске). В заключение, еп. Анастасий выносит публично обличение своему собрату в вышеупомянутом открытом письме и объявляет, что он подлежит судебному  разбирательству. Так, один епископ берет на себя всенародно осудить другого епископа, с молчаливым согласием третьего, еп. Владимира, который, к тому же, не мог не знать последствия своей инициативы в сторону еп. Анастасия.

 Так, лица, претендующие на безупречную каноничность, не усмотрели «бревна» в своем глазу. Впоследствии, они осудили еп. Антония за тайные хиротонии, совершенные им уже тогда, когда ему стала ясна разыгранная двумя епископами программа провокационных действий. В течение 2007 года церковное управление становилось столь беспомощным и церковное устройство столь шатким, что даже рассудительный и чинопослушный о. Валерий Рожнов предложил этот выход из положения еп. Антонию[4].

 Еще не дохватало еп. Владимиру избавиться от Секретаря Синода. Так, единолично, будучи лишь рядовым членом Синода, вопреки Положению о Зарубежной Церкви, 11/24 сентября 2007 г., еп. Владимир призывает ультимативно к повиновению Секретаря Синода, избранного на эту должность Архиерейским Собором в ноябре 2005 г. От Секретаря последовал   мотивированный ответ (см. в следующих выпусках), и намеченная расправа видимо приостановилась.

 Тогда еп. Владимир попытался созвать собор в Канаде с еп. Анастасием, будь на нем еп. Антоний или нет, а уж о Секретаре и слова не было. Разведывательные шаги по этому вопросу были поручены некоему Вадиму, который в свою очередь обратился к о. Андрею Кензису 12 октября 2007 г.[5]

В безвыходном положении еп. Антоний обращается к о. Николаю Семенову, имевшему издавна добрые отношения с Еп. Варфоломеем, с целью обсудить с ним положение и испросить у него благословение на тайную хиротонию.

 Причем, немало важно обратить внимание на хронологию всех этих событий. Хиротонии были совершены 14 и 15 ноября 2007 г., а не летом, как пишут упорно недоброжелатели еп. Антония, и после того как очевидными стали провокационные действия епископов Владимира и Анастасия, как: открытое письмо еп. Анастасия (10 июня 2007 г.), ультиматум Секретарю Синода (24 сентября 2007 г.) и тайная организация собора в Канаде (12 октября 2007 г.).

Возможно, что неудача в попытке формальной ликвидации Секретаря Синода и побудила епископов Владимира и Анастасия нанести прямой удар по еп. Антонию, позволив разыграться заговору на него в одном из его приходов, в Алексине под Москвой (в одном из будущих выпусков будет приведена соответствующая корреспонденция).

Следовательно, отмежевание еп. Антония от сговорившихся против него двух епископов становилось неизбежным, чтобы уберечь себя и вверенное ему стадо от церковного произвола.

 
Чем можно объяснить крутой поворот еп. Владимира за время его  долгосрочного молчания в ноябр./декабре 2006 года, после  получения проекта для определения на покой еп. Анастасия? – Он же убежденно  считал еп. Анастасия врагом Церкви. Кроме того, текст определения на покой еп. Анастасия предлагался архиереям, в первую очередь, на обсуждение и правку[6]. Обычное сотрудничество с вл. Владимиром заставляло ожидать от него комментарии и поправки. А тут - полтора месяца молчания! И вдруг взрыв гнева!

 Ответ на вопрос «что случилось с еп. Владимиром» можно, по всей вероятности, найти в следующих фактах. К нам поступали сведения о том, что проводилось запугивание еп. Владимира типа : сейчас о. Вениамин старается убрать неугодного ему еп. Анастасия, а «потом доберется и до Вас». Влияние его прихожан, имевших связи с Дальним Востоком, могло вызвать обеспокоенность и, следовательно, переосмысление у еп. Владимира[7]. Если, конечно, к тому времени не подключились к делу всеведущие службы.

Можно, также, с большой степенью вероятности считать, что еп. Владимир видел себя в должности будущего предстоятеля Церкви. Он настоятельно просил Секретаря Синода составить Указ о его поминовении за старшего. Удивляло также его желание назначить не сорокадневный срок для созыва собора, как обычно делается в таком случае, а «после Святок», т.е. в четырехмесячный срок, несмотря на предложение Секретаря Синода соблюсти короткий срок. Также выразительно звучало желание еп. Владимира пригласить на собор некоторых священников, «например, о. Константина, который будет за меня», как об этом неоднократно писалось.

Во всяком случае, видимо, ему было необходимо заручиться лицами, готовыми ему оказать известную поддержку, каковыми, по его мнению, в ходе дела не явились ни еп. Антоний, ни Секретарь Синода, а каким мог стать еп. Анастасий. Этот союз показался единственным выгодным. Дальше все зависело от умения провести соответствующие  акции в канонической форме.



[1] 21 янв./3 фев. 2005 г., Епископ Владимир письменно обличил Епископа Анастасия (выдержки):
Дорогой епископ или отец Анастасий! Милостивый архи-   или просто -пастырь!
 Не удивляйтесь и простите, что обращаюсь к Вам таким образом, ибо Вы сами, через свои рассуждения, стали тому причиной.

Непонятно, зачем Вы снова предлагаете своё письмо, написанное Вами полгода назад и которое уже было рассмотрено архиереями на Архиерейском Синоде. Для чего вновь и вновь с такой навязчивостью предлагать не принятое Синодом?.... 

Хотя, строго говоря, мало ли кто сейчас может по Интернету выслать какую-нибудь глупость, к которой я, честно признаться, и отношу все Ваши сочинения, реагировать на которые меня заставляет боль за нашу Церковь и Ваша клевета по отношению к нашему епископату. В противном случае, все Ваши эпистолярные творения, скорее, можно было бы рекомендовать не для Церковного внимания, а для каких-нибудь медицинских исследований… 

Один архиерей нашей Церкви, прочитав Ваши письма, произнёс: «это – сумасшедший»! Согласитесь, разве может нормальный человек и в здравом рассудке написать своему священноначалию, что у него «мозги наизнанку» (Ваши слова) и в кощунственном безумии сравнивать Святую Церковь с «матрёшкой»? Недаром и кандидатура Ваша во епископа, ещё до лавровского раскола, не была утверждена архиереями Зарубежной Церкви. Я считаю, что Ваша «хиротония» была большой ошибкой, в которой нам всем нужно покаяться, и которую необходимо как можно скорее аннулировать, а Вас отправить на лечение в какой-нибудь психиатрический госпиталь. Помоги Вам Господь в Вашем выздоровлении. <…>

 
[2] Подписанный еп. Антонием и еп. Варфоломеем документ об Определении на покой еп. Анастасия не признается еп. Владимиром, как законный синодальный акт. Это обстоятельство заставляет задать ряд вопросов еп. Владимиру: 1) почему он признает действительность подписи еп. Варфоломея под синодальными документами от 30 июля 2006 г.; 2) почему он признает действительность его подписи (и сам за него подписывает) под указом о его поминовении за богослужением от 27 сентября 2006; 3) почему он  не признает её действительность два месяца спустя под Определением на покой еп. Анастасия? 4) Однако, признает её пять месяцев спустя под прошением на покой от 4 марта 2007 г. (с припиской от руки еп. Владимира). Единственно возможный ответ: еп. Владимир действует так, как ему удобно.

[3] Олег Целищев родился 28 января 1966 г. в Калининграде. Окончив морское училище, он провел несколько лет в плавании. В середине 90-х годов, вслед за своими родителями, бывшими катакомбниками, приглашенными в Америку Митрополитом Виталием, Олег получает визу и, как его родители, поселяется в Синоде. Когда его родители вернулись в Россию, Митрополит Виталий сказал Олегу, что невозможно долго оставаться жить в Синоде - ему нужно определиться, либо идти в мир и создавать семью, либо поступать  в семинарию и стать монахом. Он поступает в Свято-Троицкую семинарию. В октябре 2001 г. он  присоединяется к Митрополиту Виталию и 6 ноября 2001 г. состоится его хиротония в Мансонвилле.

[4] Дорогой Владыка Благословите!

Если Богу угодно тайное рукоположение во епископы и тайное служение Церкви Христовой на протяжении какого-то времени, то обратите внимание на игумена С… (Б…)). Прот. Валерий Рожнов. Пусть будет так, как Богу угодно промыслом Божиим и Вашей волей архипастыря. (Оригинал находится при Секретариате, имя упомянутого лица нами не оглашается – Ред.).

[5] From: "Val Wright" <vwright@Wajax.com>

Date: October 12, 2007 8:45:20 AM MDT (CA)

To: "Rev. Andrew Kencis" <frandrew@monasterypress.com>

Subject: news

Dear Fr Andrew, please Bless!
I spoke with Bishop Vladimir last night, who has asked that for the time being this be kept confidential.
He has asked some assistance with organizing a Sobor in Edmonton, and wanted to be sure you were still OK with hosting it there.
Bishop Anastassy has agreed, and he is still working on Bishop Anthony. Regardless, he wants to proceed, even if its just Bishop Anastassy who would come.
I believe this is good news in the right direction, and I agreed to help as required.
Likely this would be in the early part of 2008.
Please let me know your feelings about this.
Also on another note, about a month ago I wrote to Matushka and have not heard back yet - we need to acquire a basic set of priest vestments to keep in Vancouver for visiting clergy, and asked if there is anyone in your parish who sews vestments, or could we purchase a set of older vestments that are no longer used by your parish. Perhaps you could look at this as well.

Thank you, and please remember us in your prayers, Respectfully
Vadim
Regards, Val Wright

Sales Manager, Material Handling - BC Region Wajax Industries 9087E - 198th Street Langley, BC V1M3B1. Dir: 604-513-2603 Cel: 604-340-1303 Fax: 604-513-1916 Toll Free: 1-800-522-5499 email: vwright@wajax.com

 [6] Письмо архиереям от Секретаря Синода прот. Вениамина Жукова от 23 ноября 2006 г.: «Доверительно. Ваши Преосвященства! Дорогие Владыки! Посылаю на Ваше рассмотрение/изменение или одобрение текст проект относительно определения на покой Еп. Анастасия. Прошу Ваших святых молитв. Пр. В.»

[7] Его Преоснящемству,

Преосвященнейшему Епископу Антонию Бельцкому и Молдавскому

Дорогой Владыка! Со смирением и любовью обращаемся к Вам, нашему архипастырю. Нам стало известно, что в настоящее время идет работа по низложению еп. Анастасия, которое планируется провести бея всякого соборного решения и должного расследования.

Уже готов документ со ссылками на каноны, обвиняющий епископа не и каких-то конкретных канонических нарушениях, но только лишь в «беспрестанной агрессивности». Ему ставится в вину только то, что он высказывал мнение, отличное от мнения «синодальной канцелярии» и некоторая при этом резкость его выражений. Другие же, мельком там упомянутые обвинения, настолько явно неубедительны и бездоказательны, что этот документ не осмеливается их даже ставить ему в вину.

Дорогой Владыка, если еп. Анастасий будет смещен на основании таких обвинений, какие выдвигаются в этом постановлении, незаконность его низложения будет настолько всем очевидна, что не удастся соблюсти даже видимость законности, И обвинять в этом будут вас, наших архипастырей, и отнюдь не «синодальную канцелярию», единственной функцией которой, по канонам, является ведение делопроизводства. Ведь под этим постановлением должно будет стоять и Ваше имя. И вполне возможно что завтра этот же самый документ будет использован «синодальной канцелярией» как одно из обвинений уже против Вас. Там, где, пусть даже благонамеренно, нарушаются законность и каноны, никто не может чувствовать себя в безопасности. (Выделено нами – Ред.).

Если еп. Анастасий действительно виновен в чем-то, что заслуживает его смещения с кафедры, то пусть те, кто его обвиняет, выдвинут против него конкретные обвинения и ему будет дана возможность на них ответить. Ведь вполне возможно, что после того, как еп. Анастасий даст свои объяснения, все обвинения против него окажутся несостоятельными, Тогда мы избежим больших церковных нестроений, и вся дальневосточная паства (которой гораздо больше чем «один приход», поскольку даже обвинительное письмо упоминает как минимум о нескольких), не останется без своего епископа. Если же низложение произойдет помимо Собора, по заранее заготовленной бумаге, то воля Божия здесь будет замещена волей человеческой, попыткой «спасения Церкви» ограниченным человеческим умом и усилиями. Такое незаконное низложение епископа было бы сильным ударом но нашей Церкви и послужило бы к дальнейшему ее разрушению. Не явилось бы это последней каплей, переполняющей чашу долготерпения Божия.

Дорогой Владыка, со смирением и со слезами молим Вас, не допустите этого дальнейшего разрушения, Вся надежда сейчас на Вас и на Владыку Владимира. Как бы нам хотелось видеть наших архипастырей в мире, братолюбии и любви, да и мы, ваша паства, следуя благому примеру, поступали бы так же.

Дмитрий Сизинцев, Александр Бенземанн, Марина Беизсманн,

св. Николая, архиепископа Мирликийского, 12/06/2006


Comments