?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О таинстве покаяния.


       Покаяніе есть Таинство, въ которомъ исповѣдующій грѣхи свои при видимомъ изъявленіи прощенія отъ свя­щенника невидимо разрѣшается отъ грѣховъ Самимъ Іисусомъ Христомъ. Въ этомъ опредѣленіи указываются какъ видимая сторона Таинстваисповѣданія кающимся грѣховъ предъ священникомъ и изъявленіе послѣднимъ прощенія, такъ и невидимое дѣйствіе егодѣйствительное благодатное разрѣшеніе отъ грѣховъ самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ.

Дабы дать полное понятіе о Таинствѣ Покаянія, мы, прежде всего, скажемъ о Божественномъ установленіи этого Таинства. 

Какъ средство къ отвращенію гнѣва Божія за грѣхи людей, покаяніе было возвѣщаемо еще въ Ветхомъ Завѣтѣ. Такъ, пророкъ Іона возвѣстилъ покаяніе ниневитянамъ и они раскаялись, и Господь помиловалъ ихъ. Про­рокъ Наѳанъ возвѣстилъ покаяніе Давиду, и Давидъ пока­ялся, и Господь помиловалъ его. Такъ же точно поступали и другіе пророки. Послѣднимъ пророкомъ, возвѣщавшимъ покаяніе въ Ветхомъ Завѣтѣ, былъ Іоаннъ Креститель. О немъ евангелистъ Маркъ повѣствуетъ: «явился Іоаннъ, крестя въ пустынѣ и проповѣдуя крещеніе покаянія для прощенія грѣховъ. И выходили къ нему вся страна іудейская и іерусалимляне, и крестились отъ него всѣ въ рѣкѣ Іорданѣ, исповѣдуя свои грѣхи». Но покаяніе, проповѣданное въ Ветхомъ Завѣтѣ, только отклоняло гнѣвъ Божій отъ кающихся и не могло вполнѣ примирить ихъ съ Богомъ, ибо не могло вполнѣ уничтожить грѣховъ. Зна­читъ, оно не было Таинствомъ Покаянія, а служило толь­ко приготовленіемъ къ этому Таинству. Только Господь Іисусъ Христосъ установилъ Таинство Покаянія и даровалъ Намъ въ немъ благодатное средство очищаться отъ всѣхъ грѣховъ и становиться такими же чистыми и невин­ными, какими мы вышли изъ благодатныхъ водъ Крещенія. Еще во время Своей земной жизни Онъ обѣщалъ даровать Апостоламъ власть прощать грѣхи. Припомнимъ, напримѣръ, слова, сказанныя Іисусомъ Христомъ апостолу Петру, когда послѣдній исповѣдалъ Его Сыномъ Божіимъ: «И дамъ тебѣ ключи Царства Небеснаго; и что свяжешь на землѣ, то будетъ связано на небесахъ; и что разрѣшишъ на землѣ, будетъ разрешено на небесахъ», — такъ говорилъ тогда Господь. Равнымъ образомъ, въ другой разъ Онъ говорилъ всѣмъ Апостоламъ Своимъ: «истинно, истинно говорю вамъ: что вы свяжете на землѣ, то будетъ связано на небѣ, что разрѣшите на землѣ, то будетъ разрешено на небѣ». Но, собственно, Господь даровалъ эту власть Апостоламъ и установилъ Таин­ство Покаянія послѣ Своего Воскресенія, когда, явившись ученикамъ Своимъ, сказалъ: «пріимите Духа Святого: кому простите грѣхи, тому простятся; на комъ оставите, на томъ останутся». Слова эти ясно показываютъ, что Апо­столы, а въ лицѣ ихъ и всѣ преемники ихъ, получили отъ Іисуса Христа власть прощать грѣхи именно Духомъ Святымъ, то-есть невидимою силою Духа Святого, причемъ, безъ сомнѣнія, они должны были употреблять при этомъ и извѣстное видимое дѣйствіе. Итакъ, вѣрно то, что Таин­ство Покаянія установлено Богомъ.

Что касается видимой стороны этого Таинства, то она состоитъ въ слѣдующемь: кающійся исповѣдуетъ предъ священникомъ грѣхи свои, а послѣдній, по выслушаніи исповѣди, разрѣшаетъ его отъ грѣховъ, говоря: «Господь и Богъ нашъ Іисусъ Христосъ благодатію и щедротами Сво­его человѣколюбія да проститъ ти, чадо, вся согрѣшенія твоя, и азъ, недостойный іерей, властію Его, мнѣ данною, прощаю и разрѣшаю тя отъ всѣхъ грѣховъ твоихъ, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Въ приведенныхъ разрѣшительныхъ словахъ священ­ника указывается и невидимое благодатное дѣйствіе Таин­ства Покаянія, состоящее въ томъ, что кающійся разрѣшается Іисусомъ Христомъ отъ всѣхъ грѣховъ своихъ. Съ нимъ бываетъ то же, что было съ упоминаемымъ въ Евангеліи мытаремъ, который оправданнымъ пошелъ изъ хра­ма въ домъ свой. О немъ бываетъ, по слову Спасителя, ве­ликая радость на небѣ у Ангеловъ Божіихъ, и онъ стано­вится любезнымъ Богу, подобно возвратившемуся блудно­му сыну къ отцу своему, о которомъ говорится: «увидѣлъ его отецъ и сжалился, и побѣжавъ, палъ ему на шею, и цѣловалъ его». Велико поэтому благодатное дѣйствіе Таинства Покаянія; оно совершенно примиряетъ насъ съ Богомъ и очищаетъ насъ отъ всѣхъ грѣховъ, какъ бы ни были велики они, если только мы приносимъ истинное раскаяніе въ нихъ.

Это приводить насъ къ вопросу: въ чемъ состоитъ истинное раскаяніе или что требуется отъ кающагося?

Чтобы отвѣтить на этотъ вопросъ, посмотримъ на примѣры истиннаго, угоднаго Богу раскаянія, указываемые въ словѣ Божіемъ. О раскаяніи мытаря мы знаемъ, что оно было угодно Богу. Каково же было это раскаяніе? «Мытарь же, стоя вдали, не смѣлъ даже поднять глазъ на небо, но, ударяя себя въ грудь, говорилъ: Боже! милостивъ буди мнѣ, грѣшному!» — такъ повѣствуется объ этомъ раскаяніи въ Евангеліи. Такимъ образомъ, мытарь, войдя въ храмъ, сталъ въ немъ вдали, позади всѣхъ, ибо считалъ себя грѣховнѣе всѣхъ. Въ этомъ выразилось его смиреніе предъ Богомъ. Онъ не смѣлъ даже поднять глазъ на небо, ибо стыдился предъ Богомъ грѣховъ своихъ. Наконецъ, онъ ударялъ себя въ грудь и взывалъ: «Боже! милостивъ буди мнѣ, грѣшному!» Дѣйствіемъ этимъ онъ выразилъ великое сокрушеніе свое о грѣхахъ, о прощеніи которыхъ онъ умолялъ милосердіе Божіе. Таково было раскаяніе мытаря. Таково же было и раскаяніе апостола Петра послѣ того, какъ онъ отрекса отъ Господа. «И вышедши вонъ, горько заплакалъ» — такъ говорится о семъ раскаяніи въ Евангеліи. Это раскаяніе было именно тѣмъ раскаяніемъ, къ которому призывалъ Самъ Богъ чрезъ пророка Іоиля въ слѣдующихъ словахъ: «обрати­тесь ко Мнѣ всемъ сердцемъ своимъ въ постѣ, плачѣ и рыданіи. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь къ Господу Богу вашему».

Изъ всего этого ясно видно, что истинное раскаяніе есть раскаяніе, соединяемое съ сокрушеніемъ о грѣхахъ. На такое именно раскаяніе указываетъ и апостолъ Павелъ въ словахъ: «печаль ради Бога производитъ неизмѣнное покаяніе ко спасенію». Апостолъ выражаетъ здѣсь, что покаяніе, угодное Богу и ведущее ко спасенію, возникаетъ изъ сердечнаго сокрушенія о томъ, что грѣхами своими мы прогнѣвляемъ Бога, и потому тѣснѣйшимъ образомъ сое­диняется съ этимъ сокрушеніемъ.

Въ 3-й главѣ Евангелія отъ Матвея говорится: «увидѣвъ же Іоаннъ многихъ фарисеевъ и саддукеевъ, идущихъ къ нему креститься, сказалъ имъ: порожденія ехиднины! кто внушилъ вамъ бѣжать отъ будущаго гнѣва? Сотво­рите же достойный плодъ покаянія». Здѣсь замѣчательно то, что фарисеи и саддукеи шли креститься отъ Іоанна, а между тѣмъ, Іоаннъ не только не одобряетъ ихъ, но, напротивъ, порицаетъ ихъ и грозитъ будущимъ гнѣвомъ. Причина этого указывается въ словахъ: «сотворите же достойный плодъ покаянія». Значить, они, хотя и прино­сили покаяніе, но намѣренія исправить свою жизнь и принести плоды достойные покаянія не изъявляли, почему и покаяніе ихъ было отвергнуто.

Примѣръ этотъ поучаетъ насъ, что истинное раскаяніе должно быть соединено также съ намѣреніемъ исправить свою грѣховную жизнь. Тогда только грѣшникъ умилости­вить Бога своимъ раскаяніемъ, когда отвратится отъ беззаконія своего и начнетъ жить праведно и благочестиво, какъ говоритъ о семъ Самъ Богъ устами пророка Іезекіиля: «когда беззаконникъ обратился отъ беззаконія своего и сталъ творить судъ и правду, онъ будетъ за то живъ».

Наконецъ, есть еще одна черта, служащая необходимымъ условіемъ истиннаго спасительнаго раскаянія, — это вѣра во Христа и надежда на Его милосердіе. Какъ важно это условіе, видно изъ примѣра Іуды. О послѣднемъ повѣствуется, что онъ раскаялся въ страшномъ грѣхѣ преда­тельства Господа, но раскаяніе это привело его къ вѣчной гибели, ибо онъ пошелъ и удавился. Это потому, что онъ не имѣлъ вѣры во Христа и надежды на Его милосердіе, а раскаяніе безъ надежды на Іисуса Христа всегда приво­дить къ отчаянію. Апостолъ говоритъ объ Іисусѣ Христѣ: «о Немъ всѣ пророки свидетельствуютъ, что всякій вѣрующій въ Него, получитъ прощеніе грѣховъ именемъ Его». Іисусъ Христосъ взялъ на Себя всѣ наши грѣхи и уничтожилъ ихъ Своею крестною смертію. Естественно, поэтому, что для того, чтобы получить прощеніе грѣховъ, нужно вѣровать въ Господа Іисуса Христа и надѣяться на Его милосердіе.

Итакъ, сокрушеніе о грѣхахъ, намѣреніе исправить свою жизнь, вѣра во Христа и надежда на Его милосердіе — вотъ тѣ условія, которыя требуются отъ кающагося, чтобы раскаяніе его было истиннымъ и угоднымъ Богу. Здѣсь намъ припоминается слѣдующій разсказъ. Въ Персіи жилъ нѣкогда благочестивый христіанинъ по имени Іаковъ. Онъ былъ близокъ къ языческому царю персовъ и въ одно время, когда послѣдній приносилъ жертву, поклонил­ся идоламъ вмѣстѣ съ царемъ. Объ этомъ узнали мать и жена Іакова. Онѣ написали ему письмо, въ которомъ горь­ко упрекали его за отреченіе отъ христіанской вѣры и гро­зили ему отказаться отъ него, если онъ не раскается въ грѣхѣ своемъ. Прочитавъ это письмо, Іаковъ смутился, повергся въ глубокую думу, и слезы изъ глазъ его покатились градомъ: «Увы! уныло сказалъ онъ, если мать моя и супруга моя такъ чуждаются меня, что же мнѣ будетъ въ будущимъ вѣкѣ, когда придетъ Богъ судить живыхъ и мертвыхъ и воздастъ каждому по дѣламъ его?» Затѣмъ онъ вторично прочиталъ письмо и воскликнулъ: «заблудшій! моли твоего Искупителя, чтобы простилъ страшный грѣхъ твой; моли... Онъ милосердъ и не хочетъ смерти грѣшника, но съ радостію принимаетъ кающагося». Съ того вре­мени святой Іаковъ день и ночь плакалъ и рыдалъ, поверг­шись предъ распятіемъ Господнимъ, и это раскаяніе про­должалось до тѣхъ поръ, пока нѣкоторые изъ нечести­выхъ увидѣли его. Они донесли о семъ царю, гонителю вѣры Христовой, и праведникъ за исповѣданіе этой вѣры былъ преданъ на смерть. Таковъ этотъ примѣръ истиннаго раскаянія. Св. Іаковъ глубоко сокрушался о своемъ грѣхѣ, совершенно перемѣнилъ свое поведеніе и, въ то же время, вѣровалъ во Христа и надѣялся на Его милосердіе. За это Господь принялъ покаяніе его и сподобилъ его мученическаго вѣнца.

Но каждый изъ насъ знаетъ, какъ трудно сознать свою грѣховность и возбудить въ себѣ искреннее сокрушеніе о ней. Извѣетно также, что и вѣра въ Іисуса Христа и надежда на Его милосердіе имѣютъ многихъ враговъ. Вотъ почему св. Церковь предлагаетъ намъ еще особенныя средства, которыя содѣйствуютъ намъ въ покаяніи. Таковыми средствами служатъ постъ, молитва и епитимія. Средства эти имѣютъ великую силу. Въ подтвержденіе этого, достаточно вспомнить исторію исцѣленія бѣсноватаго отрока. Сами Апостолы не могли изгнать бѣса изъ отрока сего, и когда спросили объ этомъ Господа, то Гос­подь сказалъ имъ: «сей же родъ изгоняется только молит­вою и постомъ». Бѣсы суть главнѣйшіе виновники всѣхъ нашихъ грѣховъ. Однако и сихъ враговъ сильны побѣдить постъ и молитва. Поэтому вѣрно то, что эти же средства сильны возбудить въ насъ и истинное покаяніе.

Но кромѣ этихъ обычныхъ средствъ къ покаянію есть еще въ Церкви особыя средства къ очищенію и умиро­творенію совѣсти; это, какъ мы сказали, епитимія, что значитъ — наказаніе. По опредѣленію катехизиса, подъ симъ наименованіемъ, смотря по надобности, предписыва­ются кающемуся нѣкоторыя особыя благочестивый упражненія и нѣкоторыя лишенія, служащія къ заглажива­нію грѣха и къ побѣжденію грѣховной привычки, какъ, напримѣръ, постъ сверхъ положеннаго для всѣхъ, а за тяжкіе грѣхи — отлученіе отъ святого Причастія на опредѣленное время.

Для объясненія этихъ словъ представимъ себѣ, что ску­пому и корыстолюбивому, напримѣръ, человѣку назнача­ется епитимія, состоящая въ томъ, чтобы онъ ежедневно раздавалъ милостыню въ извѣстномъ количествѣ. Не будетъ-ли это вѣрнымъ средствомъ къ уничтоженію въ немъ грѣховной болѣзни скупости и корыстолюбія? Очевидно, да. Выполняя подобную епитимію, скупой и корыстолюби­вый человѣкъ скоро почувствуетъ, какое великое благо для души заключается въ томъ, чтобы дѣлать добро ближ­нему, и непремѣнно оставить прежнюю грѣховную склон­ность свою къ земнымъ сокровищамъ. Самая тяжкая епитимія состоитъ въ отлученіи отъ святого Причащенія на опредѣленное время. Въ подтвержденіе благодѣтельнаго слѣдствія этой епитиміи, мы приведемъ здѣсь слѣдующій разсказъ.

Въ городѣ Ѳессалоникахъ въ царствованіе императо­ра Ѳеодосія произошло народное возмущеніе. Разгнѣванный этимъ Ѳеодосій послалъ туда воиновъ, которые по его повелѣнію умертвили болѣе 3000 человѣкъ и въ томъ числѣ множество невинныхъ. Бывшій тогда епископомъ св. Амвросій глубоко огорчился такою несправедливостію императора. Между тѣмъ, послѣдній пожелалъ прійти въ церковь и причаститься св. Таинъ. Но Амвросій не доз- волилъ царю войти въ церковь и отлучилъ его отъ участія въ христіанскомъ богослуженіи и въ Таинствѣ Причащенія. Онъ требовалъ, чтобы царь публично исповѣдалъ свой тяжкій грѣхъ и раскаялся въ немъ. Ѳеодосій въ гнѣвѣ возразилъ св. Амвросію: «развѣ не грѣшилъ подобно мнѣ и Давидъ?» На это Амвросій отвѣчалъ: «если ты согрѣшилъ, какъ Давидъ, то и покайся такъ же, какъ покаялся Давидъ». Слова эти произвели сильное впечатлѣніе на Ѳеодосія. Онъ вполнѣ созналъ всю грѣховность свою и подчинился наложенной на него епитиміи. Вскорѣ послѣ этого онъ смиренно уже просилъ Амвросія о допущеніи къ богослуженію и св. Причащенію; исповѣдалъ предъ всѣми свои прегрѣшенія и умолялъ Бога о прощеніи. Амвросій принялъ тогда его въ общеніе съ Церковью и причастилъ св. Таинъ.

Таково было спасительное слѣдствіе епитиміи, наложен­ной св. Амвросіемъ на императора Ѳеодосія. Столь же благодѣтельны для насъ и другія епитиміи, налагаемый на насъ пастырями Церкви. Всѣ онѣ возбуждаютъ въ насъ искреннее раскаяніе и служатъ къ заглажеванію неправды грѣха и къ искорененію грѣховной привычки. Поэтому не будемъ уклоняться отъ нихъ, но охотно будемъ выполнять ихъ, если только пастырямъ нашимъ будетъ угодно нала­гать ихъ на насъ.

Вотъ, братіе, необходимыя свѣдѣнія о Таинствѣ Покаянія, которыя твердо долженъ знать всякій христіанинъ, желающій и обязанный сознательно приступать къ столь великому и спасительному Таинству.

Православная Русь №3, 1987.




Comments