pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Письмо Нилуса (+ 1929) относительно "сергіанства" – фев. 1928 г. – Часть II

См. выше Часть I

 

Что же понудило м. Сергія къ такому грѣху противъ Церкви Русской? Очевидно, желаніе этимъ путемъ добиться легальнаго существованія церковныхъ организацій, вопреки примѣру Господа, рѣшительно отвергшаго путь сдѣлокъ съ совѣстью ради полученія возможности имѣть поддержку въ силахъ мiра сего (Мө. IV, 8-10). М. Сергій самъ заявляетъ объ этомъ результатѣ печатно въ дополненіи къ "Обращенію" ("Извѣстія " за 19 авг. 27 г.). Самъ м. Сергій сознается, что "его усилія, какъ будто не остаются безплодными, что съ учрежденіемъ Сѵнода укрепляется надежда не только на приведеніе всего церковнаго управленія въ должный строй, но возрастаетъ увѣренность въ возможность мирной жизни". Онъ не увѣренъ даже въ томъ, что легализація распространится далѣе Сѵнода, а только надеется, т. е. кромѣ туманныхъ посуловъ и неопредѣленныхъ обѣщаній покамѣстъ ничего не получено. Печальный итогъ даже съ точки зренія житейскихъ соображеній.

"Едва ли нужно объяснять значеніе и всѣ послѣдствія перемѣны, совершающейся въ положеніи нашей Православной Церкви", - говоритъ м. Сергій. Да, едва ли и нужно, потому что все ясно. Ясно, почему вмѣстѣ съ легализаціей Сѵнода не легализуется тѣмъ самымъ и вся Церковь. Такъ оно и должно бы быть, если бы Сѵнодъ былъ, дѣйствительно, центромъ Церкви, единымъ съ ней въ мысли и жизни. Но на самомъ дѣлѣ это не такъ, и, съ легализаціей Сѵнода, Церковь продолжаетъ пребывать въ безправномъ состояніи, ибо легализована не Церковь, а всего лишь новая оріентація, носящая къ тому же ярко политическій характеръ. Церковь же легализуютъ лишь тогда, когда она, въ лицѣ собора, дастъ окончательное одобреніе предпринятому м. Сергіемъ "дѣлу", т. е. совершитъ тотъ же грѣхъ самооплеванія и преступнаго компромисса. Ясно и то, почему м. Сергій говоря о "второмъ Помѣстномъ Соборѣ", говоритъ не о томъ, что этотъ соборъ изберетъ Патріарха, какъ долженъ былъ бы сказать, а только о томъ, что онъ изберетъ намъ уже не временное, постоянное центральное церковное управленіе. Умолчаніе знаменательное. Ясно для чего потребовалась такая обостренная формулировка новыхъ отношеній Церкви и власти, по которой "радости и успѣхи ея - наши радости и успѣхи, а неудачи - наши неудачи" и т.д.

Эта явная, унизительная, смѣшная и безполезная ложь, по справедливости оцѣненная въ газетныхъ комментаріяхъ къ "Обращенію" ("Извѣстія ", 19/VII-27), необходимая, однако, для того, чтобы сдѣлать условія легализаціи, проводимой м. Сергіем, по возможности наиболѣе непріемлемыми для всѣхъ честныхъ церковныхъ дѣятелей и тѣмъ самымъ, какъ бы, уже не по суду государства, а по суду якобы, самой Церкви, оплевать ихъ политическими контрреволюціонерами, лишивъ, такимъ образомъ, лучшихъ пастырей Церкви возможности принимать участіе въ церковной жизни и тѣмъ окончательно ослабить Церковь.

Ясно, наконецъ, и то, какъ будетъ проходить легализація: будутъ анкеты въ томъ или иномъ родѣ, въ родѣ какъ во время оно у "живистовъ", съ извѣстными уже по воззванію, а можетъ быть, еще и неизвѣстными обязательствами. Отвергшіе эти обязательства будутъ заключаемы, заточены въ тюрьмы. Словом, все остается по-старому, а истинная Церковь будетъ гонима. Новое же во всемъ этомъ печальномъ дѣлѣ будетъ лишь то, что это гоненіе на Русскую Церковь будетъ оправдываться временнымъ ея предстоятелемъ, м. Сергіем.

Дѣлая то, что онъ дѣлаетъ (Іоанн, XIII, 27), м. Сергій, во всякомъ случаѣ, обязанъ былъ выполнить то, чего онъ самъ требовалъ отъ митрополита Агаѳангела, отъ бывшаго архіепископа Григорія Екатеринбургскаго и прочихъ претендентовъ на созданіе новыхъ оріентацій, - испросить благословеніе отъ своего іерархическаго начальника. Вѣдь, м. Сергій только замѣститель Мѣстоблюстителя, т. е., лицо не самостоятельное и обязанное дѣйствовать, во всякомъ случаѣ, не вопреки указаніямъ того, чье имя онъ самъ возноситъ на Божественной литургіи, какъ своего Господина. Поэтому онъ долженъ былъ запросить митрополита Петра о его отношеніи къ предпринимаемому имъ весьма важному и отвѣтственному дѣлу и только съ его благословенія дѣйствовать. Между тѣмъ, ни въ протоколахъ Сѵнодскихъ засѣданій, ни въ самомъ "Обращеніи" Нѣтъ и слѣдовъ указаній на то, что это было сдѣлано, и что благословеніе получено. Наоборотъ, обоснованіе на покойного Патріарха Тихона и его довольно апокрифическіе слова (что [sic] страшно сближать м. Сергія съ ВЦУ, Лубенцами и прочими, якобы продолжателями дѣла покойного Патріарха), даетъ полное основаніе заключить, что санкцій отъ м. Петра не получено.

А если это такъ, то это уже крупное самочиніе. Насколько важно было для м. Сергія получить благословеніе м. Петра показываетъ то соображеніе, что, въ случаѣ его несогласія съ дѣятельностью своего замѣстителя, м. Сергія, сей послѣдній сразу становиться такимъ же "похитителемъ власти", какъ и тѣ лица, о которыхъ онъ упоминаетъ въ своемъ обращеніи.

Таково, дорогой мой Левъ Александрович, было мненіе мое и единомышленныхъ объ "Обращеніи" м. Сергія.

Вопросъ, затронутый имъ объ отношеніи къ эмигрировавшему духовенству, мы разсматривали съ той же точки зрѣнія, съ какой отнеслись и ко всему "Обращенію" - Вы ее теперь знаете.

Недоставало нам, въ утвержденіе ее, авторизованного высшимъ посвященіемъ голоса Церкви истинной въ лицѣ ея епископата. И голосъ этотъ не замедлилъ. Изъ прилагаемой при семъ копіи "Обращенія " къ м. Сергію наиболѣе авторитетной части Петроградскаго духовенства съ санкціей митрополита Іосифа и епископовъ Димитрія и Сергія, а также письма къ м. Сергію еп. Воткинскаго Виктора, Вы увидите, что м. Сергію и его Сѵноду голосъ этотъ уготовалъ мѣсто въ средѣ "Церкви лукавнующихъ", отъ котораго и Васъ и меня да избавитъ Господь...

Еще вопросъ Ваш: "Что намъ дѣлать и куда идти?" По глубочайшему моему убежденію, Истинная Церковь Христова, "Жена облеченная въ солнцѣ" (Апок. XII, 1), уже находится въ пустынѣ, ибо ангелы Церкви нашей - Кириллъ и Петръ, первостоятели и епископы-исповѣдники помѣстныхъ Церквей - всѣ они въ ссылкѣ и изгнаніи въ мѣстахъ пустынныхъ - слѣдовательно, и мы, вѣрные Церкви той, тоже находимся въ пустынѣ. А въ пустынѣ же что иного дѣлать, какъ только молиться? Господи помилуй! Господи помилуй!

Пока есть и храмъ Божій не отъ "Церкви лукавнующихъ, ходи, когда можно, въ церковь, а нѣтъ - молись дома; если же и домашніе - враги человѣку, то молись въ клѣти сердца: Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя, грѣшнаго! и: Пресвятая Богородица, спаси мя! Скажете, а причащаться гдѣ? у кого? Отвѣчу: Господь укажетъ... У насъ въ Черниговѣ, изъ всѣхъ церквей, только церковь Троицкая осталась вѣрной Православію; но если и она сохранитъ поминовеніе Экзарха Михаила и, следовательно, молитвенное общеніе съ нимъ, дѣйствующимъ по благословенію Сергія и Сѵнода, то мы прекратимъ общеніе и съ нею. Вѣруемъ, что за вѣру нашу Господь пошлетъ къ намъ во время благопотребное, какъ преподобной Маріи Египетской, своего Зосиму. Такъ вѣруемъ. Такъ исповѣдуемъ...

11 февраля. - Оказія все еще не ѣдетъ, а такъ много, безчисленно много нужно еще сказать изъ того, чему свидѣтелемъ поставилъ меня Господь - точію свидѣтелемъ. Вотъ, напримѣръ, лежитъ передо мною обширное посланіе нарочитыхъ "свидѣтелей истины" - епископовъ, Соловецкихъ заточниковъ. Оно тоже обращено къ м. Сергію по поводу его "Обращенія ". И сколько же въ посланіи этомъ и негодованія и скорби! Оно большое и переписать его для Васъ у меня нѣтъ ни времени, ни силы (я вѣдь, больной сердцемъ, "конечный больной", по свидѣтельству Комиссіи отъ ГПУ).

Вотъ что, между прочимъ, пишутъ Соловецкіе старадальцы-епископы: "...Что скажемъ мы, когда управляющій нашъ святитель произноситъ намъ строгій приговоръ о "словахъ и дѣлахъ"? Не ставятъ ли эти слова черный крестъ надъ всѣми мучительными и невыразимыми страданіями, пережитыми Церковью за последніе годы - надъ всей этой борьбой, которая казалась героической? Не объявляютъ ли подвигъ Церкви преступленіемъ? И какъ прочитаютъ эти слова тѣ, кто теперь въ далекомъ изгнаніи? Что почувствуютъ, увидевъ обвинителя въ лицѣ своего отвѣтственнѣйшаго собрата? И не сорвется ли страшное слово "клевета" съ ихъ поблѣдневшихъ устъ? Не покажется ли имъ, что даже покой усопшихъ (убіенныхъ за слово Божіе) тревожитъ этотъ приговор, подписавшихъ декларацію епископовъ?"... И далѣе: "...По поводу предполагающейся легализаціи, м. Сергій предлагаетъ "выразить всеподданную нашу благодарность совѣтскому правительству за такое вниманіе къ нуждамъ православного населенія ". За что же благодарить? Покамѣстъ мы знаемъ одинъ фактъ: м. Сергій и члены Сѵнода имѣютъ возможность засѣдать въ Москвѣ и составлять декларацію. Они въ Москвѣ. Но первосвятитель Русской Церкви, м. Петръ, вотъ уже не первый годъ безъ суда обреченъ на страшное томительное заточеніе. Они въ Москвѣ. Но м. Кириллъ, потерявшій счетъ годамъ своего изгнанія, на которое онъ обреченъ, опять-таки, безъ суда, находится нынѣ, если только живъ, на много [вѣрстъ] за предѣлами Полярнаго круга. Они въ Москвѣ… М. Арсеній, поименованный среди членовъ Сѵнода, не можетъ пріѣхать въ Москву и въ пустыняхъ Туркестана, по его словамъ, готовится къ вѣчному покою. И сонмъ русскихъ святителей совершаетъ свой страдальческій подвигъ между жизнью и смертью въ условіяхъ невѣроятнаго ужаса... Такъ не за все это благодарить?! За эти неисчислимыя страданія послѣднихъ лѣтъ?! За то, что погасла лампада преподобнаго Сергія?! За то, что драгоцѣнные останки преподобнаго Серафима, а еще раньше - святителей Өеодосія, Митрофана, Тихона, Іоасафа - подверглись неимовѣрному кощунству?! За то, что замолкли колокола Московскаго Кремля и закрылась дорога къ Московскимъ Святителямъ?! За то, что Печерскіе Угодники и Лавра Печерская въ рукахъ у нечестивыхъ?! За то, что сѣверная наша обитель (Соловецкая) стала для насъ и другихъ мѣстомъ непрекращающихся страданій?! За мученія эти, за кровь митрополитовъ Веніамина, Владиміра и другихъ убіенныхъ святителей?!"

Дальнѣйшихъ выписокъ изъ этого святительскаго исповѣдническаго "Плача" не продолжаю - довлѣетъ ми и Вамъ, рука едва повинуется писать отъ сердечнаго волненія. Добавлю отъ себя: не за Дивеевъ ли благодарить, разогнанный въ отвѣтъ на приглашеніе м. Сергія "благодарить за вниманіе"?

Доколѣ же, о Господи! А у м. Сергія центромъ служенія - Даниловъ монастырь, который почитаемъ "Оплотомъ Православія", и гдѣ духовничествуетъ и "окормляетъ" многія православныя души духовный разоритель великой старческой обители, Георгій. Имѣяй уши слышати да слышитъ! Храни Васъ, дорогой мой, Господь и Матерь Божія.

Вашъ С.

Черниговъ, 9/11-го февраля 1928 г.



Subscribe
Comments for this post were disabled by the author