?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Письмо Нилуса (+ 1929) относительно "сергіанства" – фев. 1928 г. – Часть I


Предлагаемъ нашимъ читателямъ отвѣтъ извѣстнаго церковнаго писателя и новаго испобѣдника Сергѣя Нилуса Льву Александровичу Орлову на вопросы послѣдняго о "Деклараціи" митрополита Сергія и его «Сѵнода». Печатаемъ его письмо по тексту книги "Неизвѣстный Нилусъ" (т. II, Москва, Православный Паломникъ, 1995).


Драгоцѣнный мой Левъ Александровичъ!

Давно не умилялся я такъ, какъ былъ умиленъ сегодня отъ чтенія Вашего письма. Въ 28-то лѣтъ, да еще въ наше-то лукавое и пребеззаконное время и сохранить такъ свою душу. Какъ Господь помогъ сохранить ее Вамъ - какъ же тутъ было не умилиться?! Исполать Вам, родной мой, и слава и честь родителямъ Вашимъ, наипаче же Господу Богу, соблюдшему Васъ седмитысящнымъ въ средѣ неподклонившихъ выи своей Ваалу! Радуюсь и паки реку - радуюсь и благодарю Создателя моего и Вашего, что хоть и на дванадесятомъ часѣ моей жизни я встрѣтился съ Вашей душой, но все же на ея примѣрѣ я лишній разъ убѣдился, что какъ ни мало стадо Христово, но не одолѣть его и самымъ вратамъ адовым. Отъ всего сердца обнимаю и цѣлую Васъ, жемчужинка Божія драгоценная! Храни Васъ и соблюди отъ всякаго зла и навѣта вражьяго Господь и Матерь Божія ! По любви и вѣрѣ Вашей Господу угодно, чтобы письмо мое это шло къ Вамъ не почтой, а съ оказіей и потому, съ Божіей помощью, надеюсь дать имъ на всѣ Ваши вопросы исчерпывающіе ихъ отвѣты.

Начну съ важнейшаго - съ Сергіевской смуты. Въ письмѣ своемъ Вы пишите, что, почитая всякую законную власть и церковное единство и не видя въ дѣйствіяхъ м[итрополита] Сергія ничего противоканоническаго, Вы молитесь о немъ и о теперешнемъ Сѵнодѣ, равно и за всѣхъ правящихъ іерарховъ Россійской Церкви.

Но скажите мнѣ: Каіафа и Анна каноничны были, или нѣтъ, съ точки зрѣнія ветхозавѣтнаго формальнаго правовѣрія, когда осудили Господа на пропятіе? А Іуда не былъ ли единымъ отъ двунадесяти? Однако, первые христіане не рѣшились бы молиться за нихъ, какъ о право правящихъ слово истины. Таково въ глазахъ моихъ (да и не однихъ моихъ) дѣяніе м. Сергія и иже съ нимъ отъ 16/29 іюля 1927 года. Дѣяніе это, по бѣсовски меткому выраженію совѣтскаго офиціоза, "Извѣстій", есть попытка "построить крестъ такъ, чтобы рабочему померещился въ немъ молотъ, а крестьянину - серпъ". Иными словами: замѣнить крестъ совѣтской печатью - печатью "звѣря" (Апок. XIII, 16).

Вотъ что по этому, всякаго плача достойному поводу, размышляли мы, нехотящіе подклонять выи своей Ваалу и "звѣрю, рана котораго исцѣлела". "Уста священника должны хранить вѣденіе, и закона ищутъ отъ устъ его, потому что онъ вѣстникъ Господа Саваоѳа. Но вы уклонились отъ пути сего, для многихъ послужили соблазномъ въ законѣ, разрушили завѣтъ Левія, говоритъ Господь Саваоѳъ. За то [и] Я сдѣлаю васъ презрѣнными и униженными передъ всемъ народомъ, такъ какъ вы не соблюдаете путей Моих, лицепріятствуете въ дѣлахъ закона" (Малах. II, 7-9).

Эти слова пророка Божія пришли намъ на память послѣ прочтенія воззванія отъ 16/29 іюля 27 г. м. Сергія и организованнаго имъ Врем[еннаго] Свящ[еннаго] Патр[іаршего] Сѵнода. Возстали они, какъ обличеніе того пути, на который такъ рѣшительно и безоглядно стали они въ этомъ своемъ "Обращеніи". Можетъ ли Церковь, которая есть "столпъ и утвержденіе истины", можетъ ли она и ея іерархія, при какихъ угодно случаяхъ и для какихъ угодно цѣлей становиться на путь лжи и человѣкоугодничества? Нѣтъ, ибо это безусловно воспрещается словомъ Божіимъ (Дѣян. IV, 19; Іезек. III, 18).

Все, что говорится отъ лица Церкви, должно дышать истиной Христовой, исходить изъ нея, быть сообразно съ ней; и всякое отклоненіе отъ истины, какими бы соображеніями оно ни оправдывалось, является оплеваніемъ Пречистаго Лика Христова, а для Церкви, въ конечномъ итогѣ, оказывается всегда позорнымъ и вреднымъ. Позорно и вредно ей и то дѣло, которое начато м. Сергіемъ, позорно и вредно потому, что въ немъ Нѣтъ истины, а все оно полно лжи, соображеній и расчетовъ человѣческихъ.

Послѣ октябрьскаго переворота Русская Церковь оказалась передъ лицомъ государственной власти не только безрелигіозной, но ярко антихристіанской, въ существѣ своемъ отрицавшей Христіанство и Христу противоположно-враждебной, а потому фатально обреченной на борьбу съ Нимъ. Церковь стоитъ поперекъ дороги коммунизму въ самыхъ главныхъ основныхъ пунктах. Она является отрицаніемъ коммунизма въ области матеріалистической философіи, его категорическихъ концепцій и практическихъ средствъ его осуществленія.

Противоположность эта равняется противоположности между "да" и "нѣтъ", между утвержденіемъ и отрицаніемъ, и поэтому враждебныя дѣйствія государственной власти противъ Церкви были неизбѣжны. Однако, власть не находила до сихъ поръ въ себѣ достаточной силы открыто начать бороться съ Церковью, какъ таковой, - она дѣлала это подъ видомъ борьбы съ политической контрреволюціей церковной іерархіи и церковныхъ организацій. Но если явленія политической контрреволюціи и имели мѣсто въ словахъ и дѣяніяхъ отдѣльныхъ немногихъ личностей церковной іерархіи, то они, во-первыхъ, были весьма немногочисленны и, во-вторыхъ, быстро прекратились. Кромѣ того, несомненно, что если бы этихъ явленій и совершенно не было, то все-таки враждебныя дѣйствія Соввласти по отношенію къ Церкви проявились бы обязательно, какъ вытекающія изъ гораздо болѣе глубокихъ причинъ (Вы ихъ изъ моей книги знаете), чѣмъ случайное поведеніе тѣхъ или иныхъ личностей, и, значитъ, объяснять отношенія между Церковью и властью лишь только настроеніемъ отдѣльныхъ іерарховъ ни въ коемъ случаѣ невозможно.

Когда такимъ образомъ поступаетъ власть, то это еще понятно, но, когда то же исходитъ отъ церковного дѣятеля, когда и онъ напряженные отношенія между властью и Церковью стремится объяснить только, какъ слѣдствіе контрреволюціонныхъ политическихъ настроеній церковныхъ круговъ, - такому поведенію трудно найти имя, до сихъ поръ такими инсинуаціями занимались "обновленцы" и прочіе предатели и враги Церкви Христовой. И мы и за себя лично, и отъ лица всей Церкви, съ негодованіемъ отвергаемъ все такіе обвиненія какъ ложь и клевету.

Но теперь къ этому хору лжесвидѣтелей присоединился и замѣститель Патриаршего Мѣстоблюстителя со своимъ "Врем[еннымъ] Свящ[еннымъ] Патр[іаршимъ] Сѵнодомъ". Объясняя, почему Православная Церковь въ Россіи до сихъ поръ гонима, они пишутъ: "Мѣшать намъ можетъ лишь то, что мѣшало и въ первые годы Совѣтской власти устроенію церковной жизни на началахъ лояльности - это недостаточность сознанія всей серьезности совершившагося въ нашей странѣ. Утвержденіе Соввласти многимъ представлялось какимъ-то недоразумѣніемъ, случайнымъ и потому недолговѣчнымъ".

Въ другомъ мѣстѣ недовѣріе Правительства къ Церкви м. Сергій называетъ "естественнымъ" и "справедливымъ", т. е. вину за него возлагаетъ всецѣло на Церковь, а не на правительство. Такимъ образомъ, убіеніе сонма священно- и церковно-служителей, разгромъ церковныхъ организацій, тюрьмы и ссылки весьма многихъ епископовъ, отнятіе храмовъ и всякаго церковнаго имущества, - беззаконные даже съ точки зрѣнія нынѣшнихъ законовъ, - по мненію м. Сергія и его "Свящ. Патр. Сѵнода" законны и справедливы. Болѣе того: оказывается, что все эти гоненія и, вообще, отсутствіе мира власти по отношенію къ Церкви, по мненію м. Сергія, имѣютъ причину только въ том, что Церковь со дня на день ждала крахъ совѣтской власти, противясь въ чемъ-то этой власти, что, поэтому правы были не мы, а "живисты-обновленцы", сразу "оцѣнившіе конъюнктуру" и поспѣшившіе еще пять летъ назадъ сдѣлать то, что теперь съ такимъ опозданіемъ сдѣлалъ м. Сергій.

Неизвѣстно, какими побужденіями высказаны м. Сергіемъ всѣ эти невѣроятные въ устахъ православнаго іерарха утвержденія, но для всякаго православнаго христіанина ясно, что въ этихъ утвержденіяхъ нѣтъ истины, что это опасная клевета на Церковь, на ея епископовъ и, что въ дѣйствительности, враждебное отношеніе соввласти къ Православной Церкви не было "естественнымъ" и "справедливымъ", какъ то пытается утверждать м. Сергій.

Одна неправда влечетъ за собой другую. Мы показали, какъ несправедливо обвиняетъ м. Сергій православныхъ епископовъ въ контрреволюціонномъ политиканствѣ, становясь, такимъ образомъ, единомышленникомъ обновленцевъ и другихъ враговъ Церкви. И вот, зная, что эти его выступленія вызовутъ справедливое возмущеніе и сопротивленіе истинно вѣрующихъ, м. Сергій, съ цѣлью защитить себя, снова говоритъ неправду. Эта новая неправда состоитъ въ томъ, что м. Сергій старается заранее опорочить передъ правительствомъ и передъ народомъ тѣхъ, кто по совѣсти не сможетъ присоединиться къ неправеднымъ дѣяніямъ его и Сѵнода. Этимъ несогласнымъ съ нимъ онъ снова навязываетъ политическую контр-революціонность, говоря будто всѣ, кто не поддерживаетъ его въ новомъ его начинаніи, думают, что "нельзя порвать съ прежнимъ режимомъ и даже съ монархіей, не порывая съ Православіем". М. Сергій знает, что опасно въ настоящѣе время даже самое легкое подозреніе въ контрреволюціонности и, тѣмъ не менѣе, не боится эту опасность навлекать на служителей и рядовыхъ членовъ Церкви, на своихъ братьевъ и дѣтей, обвиняя ихъ въ контрреволюціонности, и за что же?

За то, что они не въ состояніи по совѣсти признать, что "радости и успѣхи Совѣтскаго Союза - наши радости и успѣхи, а неудачи - наши неудачи", что "всякій ударъ, направленный въ Союзъ, сознается нами, какъ ударъ, направленный въ насъ". Развѣ христіане, которые не всякую радость безбожнаго, воинствующяго противъ всякой религіи, коммунизма могутъ счесть своей радостью и не всякій успѣхъ - своимъ успѣхомъ, тѣмъ самымъ политическіе враги совѣтской власти. Да и можно ли требовать отъ вѣрующаго христіанина такого отождествленія въ жизненныхъ оцѣнкахъ съ безбожнымъ коммунизмомъ, какого требуетъ м. Сергій?

Пусть м. Сергій не укрывается за казуистическія различенія Совѣтскаго Союза и коммунизма: это исключается многочисленными заявленіями членовъ правительства, вродѣ сдѣланнаго Бухаринымъ, заявившимъ, что "наша партія неотдѣлима отъ СССР" ("Извѣстія ", 18/VII 27 г., # 187/3121). И такъ оно, конечно, и есть.

Поэтому всецѣло на совѣсти м. Сергія и грѣхъ несправедливаго и напраснаго обвиненія своихъ братьевъ въ тяжкихъ политическихъ преступленіяхъ и грѣхъ унизительной чудовищной лжи и пресмыкательства предъ сильными міра сего, совершаемые имъ отъ лица Святой Церкви, вопреки прямому запрещенію Апостола "сообразоваться съ вѣкомъ симъ" (Рим. XII, 2).

См. ниже Часть II

Comments