pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

ДУША НАРОДА – «Православное Слово» - 1952.

За послѣднее время русская эмигрант­ская печать все чаще возвращается къ темѣ о попыткѣ коммунистовъ создать "новаго совѣтскаго человѣка". Обсужденіе этого вопроса сводится къ тому, удастся ли совѣтамъ переродить душу русскаго человѣка, потушивъ въ ней искру Божію и перелицевавъ ее на матеріалистическій образецъ, или же опытъ этотъ обреченъ на неудачу.

Первостепенная важность этого вопроса безспорна. На чемъ какъ не на основныхъ свойствахъ души русскаго человѣка зиж­дется наша вѣра въ воскресеніе Россіи и на ея освобожденіе изъ когтей III Интернаціонала.

Борьба за душу народную ведется въ Россіи съ перваго момента водворенія на на­шей родинѣ власти совѣтовъ. Эта борь­ба стоила русскому народу нѣсколько десятковъ милліоновъ жизней, но до сего  времени совѣты не могутъ еще праздно­вать въ этой области побѣду. Въ дохитлеровской Германіи, во времена свободныхъ голосованій, за коммунизмъ высказыва­лось до  6 милліоновъ человѣкъ, т. е. око­ло 10% населенія; въ это же время не­смотря на то, что принадлежность къ партіи давала многіе преимущества, въ Совѣтскомъ Союзѣ число коммунистовъ не до­стигало 1-2 %. Каждому также ясно, что побѣду въ послѣднюю войну далъ Сталину не "новый совѣтскій человѣкъ", а еще не истребленный духъ русскихъ историческихъ традицій.

Сейчасъ свѣденія изъ Совѣтскаго Сою­за говорятъ о томъ, что борьба съ русской душою приняла еще болѣе планомѣрный и ожесточенный характеръ, нежели это бы­ло передъ Второй Міровой войною. Борь­ба эта ведется въ направленіяхъ уничтоженія непримиримыхъ, изоляціи наиболѣе стойкихъ и воспитанія дѣтей и молодежи въ духѣ матеріализма, сопровождаемомъ полнымъ отрывомъ отъ семьи.

Душа русскаго народа, какъ и душа всякаго другого народа, складывается изъ основныхъ свойствъ ея и наслоеній, обра­зовавшихся подъ вліяніемъ цѣлаго ряда матеріальныхъ и духовныхъ условій, въ которыхъ народъ развивался. Нѣкоторые изъ этихъ свойствъ проходятъ красной нитью черезъ всю исторію народа и кажут­ся неразрывно съ нимъ связанными.

Для освѣщенія вопроса развитія души русскаго народа, читатель найдетъ много данныхъ въ печатываемой нами статьѣ Н. Тальберга. Въ ней, главнымъ образомъ, дается справка о вліяніи церкви на россійскую государственность и на ея правите­лей, но, одновременно съ этимъ, и о роли церкви на складъ народной души.

Часто приходится слышать споры объ обстоятельствахъ сопровождающихъ созданіе русской государственности, — вопросъ о призваніи князей раздѣлилъ во мнѣніяхъ даже крупнѣйшихъ русскихъ историковъ, но въ этихъ спорахъ часто; забывается самое важное -  психологиче­ская сторона этого событія.

Извѣстно, что человѣческое общество, въ отличіе отъ біологическаго организма, является добровольнымъ и сознательнымъ соединеніемъ. Россійская государствен­ность создалась не въ процессѣ завоеванія внѣшней силой, а путемъ чуждаго принуж­денію сознанія необходимости введенія на землѣ, населенной восточными славянами, "порядка" — т. е. государственности. Актъ призванія князей (а кто они были, варяги или славянѣ, въ данномъ случаѣ не важно) указываетъ на готовность нашихъ предковъ ограничить свою личную свободу во имя "порядка". Всякая государственность несетъ съ собой власть и принужденіе и ограниченіе въ такомъ общежитіи лично­сти совершенно неизбѣжно. Не проявилось ли въ этомъ историческомъ событіи еще въ зачаткѣ существованія нашей государ­ственности одно изъ основныхъ свойствъ русскаго человѣка - его готовность под­чинить свои личные интересы болѣе высокимъ идеаламъ и интересамъ общимъ.

Черезъ сто лѣтъ, послѣ образованія россійской государственности, князь Владиміръ, а съ нимъ и лучшіе люди Земли Рус­ской ищутъ правду, которая могла бы оду­хотворить молодое государство.

До того времени роль князя сводилась лишь къ чисто матеріальнымъ обязанностямъ:  охранѣ границъ, защитѣ купеческихъ каравановъ, идущихъ изъ "варяги въ греки", созданію убѣжищъ для населе­ния на случай войны и для сохраненія товаровъ въ ожиданіи ихъ вывоза и т. д. Стать вождемъ своего народа, его духовнымъ руководителемъ князь могъ лишь поставивъ въ основу государства какое то религіозное начало, чѣмъ государственная власть становилась не только физической силой, но и нравственнымъ авторитетомъ. Какъ въ наше время поклоненіе матеріи (по существу силѣ безнравственной), ея  обожествленіе, ведетъ постепенно къ нрав­ственному одичанію, иаденію нравовъ, войнамъ и народнымъ бѣдствіямъ, словомъ къ регрессу, такъ и въ тѣ времена языческое поклоненіе явленіямъ природы, а не Творцу ея, не могло дать импульса къ народному развитію. Толчкомъ къ росту Руси былъ данъ Христіанствомъ.

Крестясь князь Владиміръ весь перерож­дается и изъ языческаго князя превраща­ется въ святого, въ "красное солнышко". За своимъ княземъ преображаются и его сподвижники и дружинники и его народъ.

Въ этомъ быстромъ превращеніи нема­ловажную роль сыграло то обстоятель­ство, что зерно христіанской правды упа­ло на тогда еще дѣвственную русскую ду­шу. На западъ христіанство пришло въ страны, гдѣ царило римское право съ его вполнѣ сложившемся государственными укладомъ и общественнымъ бытомъ и ихъ лишь "охристіанизировало". Къ славянамъ, осѣвшимъ по теченіямъ Днѣпра, Двины и Волхова, христіанство явилось какъ откровеніе, какъ новое ученіе жизни и полностью захватило цѣлину еще не сло­жившейся русской души. Оно закрѣпило нѣкоторыя черты характера нашихъ предковъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ и воспитало ихъ душу. Стремленіе къ исканію правды, при­сущее князю Владиміру и его сподвижникамъ передается уже какъ традиція его наслѣдникамъ.

Дальнѣйшая исторія дала много доказательствъ того, какъ завѣты просвѣтителей Земли Русской твердо укоренились въ сердцахъ лучшихъ русскихъ людей. Въ самыя темныя времена татарскаго ига, въ дни смутъ, — герои и духовные руководи­тели русскаго народа всегда были исповѣдниками тѣхъ же идеаловъ, что были искони заложены въ русскую душу. И св. князь Александръ Невскій и Сергій Радо­нежский и Гермогенъ Московскій и за ними русскіе великіе князья, цари и императо­ры говорили тѣмъ же языкомъ и звали русскій народъ къ тѣмъ же подвигамъ: къ исканію правды въ частной и государ­ственной жизни и къ самоотверженному ей служенію.

Не эти ли сроднившіяся съ русской ду­шей свойства стали основаніемъ твердости русскаго народа во дни смутъ и испытаній и нынѣ въ его борьбѣ съ матеріалистами. Эти же свойства являются залогомъ гря­дущей побѣды русской души надъ зломъ во образѣ III Интернаціонала.

Что какъ не христіанскіе завѣты предковъ легли въ основу силы Россійскаго Го­сударства, съумѣвшаго во имя мирнаго со­жительства объединить болѣе 160 народ­ностей въ одно государственное цѣлое.

И эти же принципы христіанскаго мира, отказа отъ эгоизма и служеніе высшимъ идеаламъ должны стать вкладомъ русской души міру, чтобы помочь ему избавиться отъ узъ, наложенныхъ на него слугами матеріализма.

 

Православное Слово, Буэнос Айрес, №17, октябрь 1952

 

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author