?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

April 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

"Безъ Бога не до порога" - Тальберг - 1952.


     Святой вел. князь Владиміръ, всецѣло переродившійся послѣ своего крещенія, прочно заложилъ въ душу, исторгнутаго имъ изъ тьмы язычества, русскаго народа основы истиннаго христіанства - крѣпкую, не смущаемую особыми мудрствованіями вѣру, смиреніе, покаяніе, братскую любовь, милосердіе. Развиваясь и укрѣпляясь, эти начала и дали Руси право име­новаться Святой.

Правнукъ Владиміровъ, замѣчательнѣйшій государь Кіевской Руси — этой основоположницы великой Россійской Держа­вы, — Владиміръ Всеволодовичъ Мономахъ (+1125), сочеталъ въ себѣ высокую праведность съ обычной княжеской жиз­нью того времени - походами, битвами, охотами и пр. Въ извѣстномъ своемъ поученіи къ дѣтямъ, въ извлеченіяхъ приводимыхъ ниже, онъ поставилъ тѣ вѣхи, ру­ководствуясь которыми благочестивые и отечестволюбивые люди отъ князя до пахаря, въ теченіи многихъ вѣковъ, со­вершали въ Русской Землѣ свой жизнен­ный путь.

"А вотъ вамъ наставленіе отъ моего ху­дого разума; послушайте меня и примите, если не все, то хоть половину" — писалъ онъ. "Когда Господь смягчить ваше серд­це, плачьте о грѣхахъ своихъ, говоря: "Какъ блудницу, какъ разбойника и мы­таря помиловалъ Ты, Господи, такъ и насъ грѣшныхъ помилуй". Дѣлайте такъ и въ церкви, и дома, ложась спать. Не пропус­кайте безъ того ни одной ночи и по воз­можности кладите земные поклоны: если же разнеможете, то хотя три раза покло­нитесь, но не забывайте этого и не лѣнитесь дѣлать. Такими ночными поклонами и пѣніемъ молитвъ человѣкъ побѣждаетъ діавола и избавляется отъ грѣховъ, кото­рые сдѣлалъ днемъ. Даже и сидя на конѣ, когда не будете ни чѣмъ заняты, то, коли лругихъ молитвъ не знаете, повторяйте по­стоянно про себя: "Господи помилуй", вмѣсто того, чтобы думать о пустякахъ; это очень хорошая молитва."

"Въ особенности же не забывайте бѣдныхъ, но насколько можете питайте ихъ; и о сиротѣ заботьтесь, и вдовѣ окажите справедливость сами, не давайте сильнымъ погубить человѣка. Никого, даже виноватаго, не убивайте и не приказывайте уби­вать, хотя бы и былъ достоинъ смерти: не губите никакой христіанской души. Когда говорите, хорошее, или дурное, не кляни­тесь Богомъ и не креститесь, въ этомъ нѣтъ никакой нужды. Если же вамъ надобно будетъ присягать на крестѣ, родинѣ или кому другому, подумайте въ сердцѣ своемъ и въ томъ цѣлуйте крестъ, на чемъ можете устоять, а присягнувъ, соблюдайте клятву, чтобы клятвопреступленіемъ не погубить своей души. Съ любовью принимайте благословеніе отъ епископовъ, священниковъ, игуменовъ и не сторонитесь отъ нихъ, а по возможности любите ихъ и снабжайте всѣмъ, чтобы получить молитвы за васъ передъ Богомъ. Главное не имѣйте гор­дости въ душѣ; мы должны говорить такъ: "мы смертны, нынче живы, а завтра въ гро­бу, и все, что Ты намъ далъ, Господи, не наше, а Твое, и Ты лишь поручилъ намъ на короткое время". Не прячьте имущества въ землю — это большой грѣхъ. Старыхъ почитайте, какъ отца, а молодыхъ, какъ братьевъ".

"Въ своемъ домѣ будьте дѣятельны и сами смотрите за всѣмъ, не надѣйтесь ни на тіуна, ни на слугу, чтобы не посмѣялись приходящіе къ вамъ ни надъ домомъ вашимъ, ни надъ обѣдомъ вашимъ. Вышедши на войну, не предавайтесь лѣни; не надѣйтесь на воеводъ, не потворствуйте себѣ ни въ напиткахъ, ни въ ѣдѣ, ни въ снѣ; стражу разставляйте сами и ночью, вездѣ поставивъ караулъ, сами ложитесь вмѣстѣ съ воинами, и вставайте рано; да не сни­майте съ себя оружія второпяхъ, не подумавши; отъ такой небрежности человѣкъ можетъ внезапно погибнуть. Берегитесь лжи и пьянства — это губитъ и тѣло и ду­шу. Когда пойдете куда по своей землѣ, не позволяйте своимъ, ни чужимъ отрокамъ обижать жителей ни въ селеніяхъ, ни въ поляхъ, чтобы васъ не стали прокли­нать. А куда пойдете или гдѣ останови­тесь въ пути, вездѣ напойте и накормите всякаго просящаго; особенно чтите гостя, откуда бы къ вамъ не пришелъ, — простой ли человѣкъ, или именитый, или посолъ, — если не можете подарить чѣмъ либо, то угостите пищей или питіемъ: эти люди, ходя по землѣ, разславятъ человѣка, какъ хорошаго или дурного. Больныхъ навѣщайте, мертваго пойдите проводить, вѣдь всѣ мы смертны; — не пройдите мимо человѣка, не привѣтствуя его, а скажите вся­кому при встрѣчѣ доброе слово. Жену свою любите, но не давайте надъ собою власти. А самое главное — выше всего ставьте страхъ Божій ... Что знаете доб­раго, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь; вотъ, напримѣръ, мой отецъ: онъ, не выѣзжая изъ своей земли, изучилъ пять языковъ; за это в чужихъ земляхъ уважаютъ. А лѣность — мать пороковъ: лѣнивый, что умѣетъ, забываетъ, а чего не умѣетъ, тому не учится; вы же, если хотите поступать хорошо, отнюдь не лѣнитесь на все доброе. Первое дѣло - ходите въ церковь; пусть не застанетъ васъ солнце на постели — такъ поступалъ мой блаженный отецъ и всѣ доблестные мужи; воздавъ же хвалу Богу въ заутреню и потомъ увидавъ восходящее солнце, съ радостью прославьте Бога и скажите: "Ты просвѣтилъ очи мои, Христе Боже, и даровалъ мнѣ свѣтъ Твой прекрасный!" И по­томъ: "Господи, продли мнѣ вѣку, чтобы я покаявшись въ остальныхъ грѣхахъ сво­ихъ и очистивъ жизнь свою, восхвалилъ Бога." Послѣ этого садитесь держать совѣтъ или чинить судъ и расправу, или поѣзжайте на охоту, на проѣздку или ложи­тесь спать: спать въ полдень опредѣлено Богомъ; въ эту пору отдыхаютъ и птицы, и звѣри, и человѣкъ."

Разсказавъ о своихъ походахъ, которыхъ "большихъ было 83, а прочихъ малыхъ и не упомню" и объ опасностяхъ испытанныхъ имъ на охотѣ, онъ писалъ затѣмъ: "Послѣдняго убогаго смерда и бѣдной вдовы не позволялъ сильнымъ оби­жать; самъ заботился о церковныхъ нуждахъ и о службахъ. Вы, дѣти мои; кто будетъ читать это, не осуждайте меня: я вѣдь не смѣлостью своею хвалюсь, но хочу про­славить Бога и Его милость ко мнѣ за то, что Онъ меня, грѣшнаго и дурного человѣка, столько лѣтъ хранилъ отъ такихъ смертельныхъ опасностей и сотворилъ ме­ня грѣшнаго не лѣнивымъ на всѣ нужныя для человѣка дѣла."

"Вы, прочитавъ это писаніе, устремитесь на все хорошее, восхваляя Бога со святы­ми Его. Смерти же, дѣти, не бойтесь ни на войнѣ, ни отъ звѣря, но какъ вамъ Богъ дастъ, совершайте, что подобаетъ мужу, какъ и я, подвергаясь опасности и на войнѣ, и отъ звѣря, и отъ воды, и падая съ коня. Никто изъ васъ не можетъ ни быть убитъ, ни получить какой-либо вредъ, если не будетъ на то воли Божіей, а если смерть отъ Бога будетъ назначена, то ни отецъ, ни мать, ни братья не могутъ за­щитить; если и хорошо беречься, все же Божіе попеченіе лучше человѣческаго."

Таково же было міровоззрѣніе прапра­внука Мономахова, достославнаго и праведнаго св. кн. Александра Невскаго (+1263), которому только всецѣлое упова­ние на произволеніе Божіе, дало возмож­ность совершить неимовѣрно трудное служеніе Отечеству — ратное и дипломатичес­кое — въ первое время татарскаго ига и при отраженіи шведовъ и ливонскихъ ры­царей. "Насъ немного, а врагъ силенъ; но Богъ не въ силѣ а въ правдѣ; идите съ вашимъ княземъ" говорилъ Александръ сво­ей дружинѣ, съ которой, послѣ благословенія архіепископа Спиридона, выступалъ въ походъ противъ шведовъ. "Бѣ множес­тво храбрыхъ, якоже древле у Давида ца­ря: бяха бо сердца ихъ, аки сердца львовъ" писалъ лѣтописецъ о подвигахъ воиновъ Александра. Но всѣ они — продолжалъ лѣтописецъ, приводя ихъ имена, — не дер­зали приписывать побѣды своимъ доблестямъ, но говорили, что за нихъ и вмѣстѣ съ ними сражались ангелы Божіи.

Доблестный вел. кн. Дмитрій Донской, (+1389), праправнукъ Александровъ, благочестіемъ своимъ подражавшій Мономаху, ревностный духовный сынъ свят. митр. Алексія и преп. Сергія, исключительно по­мощи Господней приписывалъ побѣду надъ Мамаемъ въ 1380 г. на Куликовомъ полѣ и смиренно переносилъ, выпадавшія на долю его послѣ того невзгоды.

"Не наши воеводы прогнали врага, не наши рати устрашили его, у него были войска неисчислимыя. Сила невидимая по­слала на него страхъ и онъ бѣжалъ Бо­гомъ гонимый" — такъ говорили русскіе люди, когда въ 1395 г., при сынѣ Дмитріевомъ, вел. кн. Василіи I (+1425), спасена была Москва по перенесеніи туда изъ Владиміра чудотворной иконы Божіей Матери.

Съ вѣрой въ помощь Божію начиналъ въ 1552 г. завоеваніе Казани царь Іоаннъ Грозный (+1584). Въ сентябрскіе дни это­го года, когда въ стоявшихъ, въ ожиданіи рѣшительныхъ дѣйствій, подъ Казанью войскахъ проявился упадокъ нравствен­ности, съ должнымъ назиданіемъ выступилъ знаменитый митрополитъ Макарій; съ именемъ котораго неразрывно связана лучшая, блестящая пора правленія перваго русскаго царя. Митр. Макарій, отправивъ изъ Москвы въ станъ увѣщательное посланіе и Животворящій крестъ съ частицей Древа Господня, предписалъ осѣнить Имъ воинство съ окропленіемъ святой водой. Послѣ этого прекратились козни діавольскія и вскорѣ, очищенное покаяніемъ и молитвой, царское воинство завладѣло Ка­занью. Съ именемъ Божіимъ, во славу Церкви, соблюдая строго посты и требуя отъ своихъ ратныхъ людей цѣломудрія, шелъ Ермакъ Тимофеевичъ лично до это­го совершившій покаянный подвигъ, заво­евывать для Россіи Сибирь. Спокойно, предаваясь молитвѣ передъ образомъ Божіей Матери, ожидалъ въ 1591 г. царь Феодооъ Іоанновичъ (+1598) разгрома крымскихъ татаръ, грозно подступившихъ къ Москвѣ, но вреда ей не принесшихъ.

Истинное смиреніе и преклоненіе передъ волею Божіей побуждало князей ознаме­новывать побѣды свои и счастливыя события княженія не сооруженіемъ памятниковъ славы, а благодарственнымъ строеніемъ храмовъ. Начало этому положилъ св. вел. кн. Владиміръ, выстроивъ въ Василевѣ обѣтный храмъ Преображенія Гос­подня въ память чудеснаго спасенія сво­его въ день его праздника въ 995 г. отъ печенѣговъ. Знаменитый Софіевскій соборъ въ Кіевѣ заложенъ былъ Ярославомъ Мудрымъ (+1054) въ память окончатель­ной побѣды надъ печенѣгами въ 1036 г. Вел. кн. Дмитрій Донской воздвигъ Успенскій Дубенекій мон. и другія обители въ ознаменованіе Куликовской побѣды. Срѣтенскій монастырь въ Москвѣ созданъ Ва­силіемъ I въ память встрѣчи въ столицѣ въ 1395 г. иконы Владимірской Божіей Ма­тери, спасшей столицу отъ Тамерлана. Василій III (+1533) воздвигъ въ 1515 г. въ Смоленскѣ Вознесенскій дѣвичій мон. и въ 1524 г. въ Москвѣ Новодѣвичій мон. по случаю отвоеванія отъ Литвы древняго Смоленска. Покровскій соборъ (храмъ Василія Блаженнаго) сооруженъ въ Москвѣ Іоанномъ ІV въ ознаменованіе покоренія Казани. Донской мон. въ Москвѣ основанъ былъ царемъ Феодоромъ Іоанновичемъ по случаю отраженія крымскаго ха­на. Казанскій соборъ въ Москвѣ основанъ по случаю освобожденія 22 октября 1612 г. столицы отъ поляковъ, въ память чего и установлено особое празднованіе чудо­творной иконы, чтимой ополченіемъ кн. Пожарскаго и Минина.

Исторію нашей Родины надлежитъ об­стоятельно изучать по ея храмамъ и обителямъ. Святыни Кіева, Новгорода, Пско­ва, Смоленска, Ростова, Суздаля, Владиміра, Твери, Москвы - исторія русскаго го­сударства.

Конечно, нельзя закрывать глаза и на тѣневую сторону нашего тогдашняго отечественнаго быта. И въ старой Руси не ма­ло было непригляднаго, сквернаго, порою страшнаго. Распри князей, коварство и жестокость пріемовъ борьбы, примѣнявшихся ими въ отношеніи противниковъ. Ереси стригольниковъ и жидовствующихъ. Казни, впадавшаго временами въ безум­ство, больного царя Іоанна ІV. Смутное время 17 вѣка съ его измѣнами, когда, по вѣрному опредѣленію инокини Марфы (Романовой), "измалодушествовались" русскіе люди. Грѣшилъ, и порою тяжко грѣшилъ русскій народъ. Но, не оставлявшая его сила покаянія, проистекавшая отъ неугасавшей вѣры, вымаливала прощеніе грѣховъ, двигала потомъ на подвиги. И какъ не грѣшили въ тѣ времена, только единицы дерзали измѣнить вѣрѣ, посягать на чинъ церковный, именно на то, чѣмъ и держалась крѣпко Россія.

"... Все пережила она (Русь)" писалъ историкъ Платоновъ въ статьѣ, посвящен­ной св. вел. кн. Владиміру "все вынесла, потому что держалась за крестъ Христовъ, потому что искала помощи въ непобѣдимой силѣ этого Креста, у алтарей Божіихъ храмовъ, у гробницъ святыхъ угодниковъ- страдальцевъ и молитвенниковъ за Землю Русскую; потому что помнила и хранила завѣтъ своего Равноапостольного князя- просвѣтителя любить и до послѣдней кро­ви защищать Святую вѣру, жить такъ, что­бы былъ народъ не на словахъ только, но и на дѣлѣ правосланымъ, "Святою Русью".

Рейнгольдъ Гейденштейнъ, польскій шляхтичъ, сторонникъ Баторія, воевавшаго съ царемъ Іоанномъ ІV Грознымъ, стой­кость и послушаніе русскихъ объясняетъ ихъ религіозными убѣжденіями: "Они, пи­салъ онъ, считаютъ варварами или басур­манами всѣхъ, кто отступаетъ отъ нихъ въ дѣлѣ вѣры. По установленіямъ своей религіи, считая вѣрность къ государю въ та­кой степени обязательной, какъ и вѣрность къ Богу, они превозносятъ похвалами твердость тѣхъ, которые до послѣдняго вздоха сохранили присягу своему князю и говорятъ, что души ихъ, разставшись съ тѣломъ, тотчасъ переселяются на небо". Рюссовъ, ярый противникъ вторженія въ 16 вѣкѣ "московитовъ" въ Ливонію, отмѣчая твердость ихъ въ защитѣ крѣпостей, пишетъ въ заключеніи: "...у русскихъ считалось не только позоромъ, но и смернымъ грѣхомъ сдать крѣпость".

"Всей землею обще стать за православ­ную крестьянскую вѣру" — вотъ къ чему звали другъ друга въ посланіяхъ, не пріявшіе смуту, города въ самое страшное время, когда государство раздиралось разбойничьими бандами и расхищалось сосѣдями. "А самимъ бы вамъ собрався съ ратными людьми и съ нашими околными городы сославься, стать за Православную вѣру крестьянскую на польскихъ и литовскихъ людей заодинъ, чтобы польскіе и литовскіе люди Московское государство не овладѣли и наши общія Православныя крестьянскія вѣры въ латинство не превра­тили" — писали въ смутное время начала 17 в. нижегородцы жителямъ Вологды.

Н. Тальбергъ.

Православное Слово, Буэнос Айрес, №17, октябрь 1952
(Без продолженія).

Comments