?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

August 2018

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Об утрате веры и национальности в русском зарубежье – Прот. П. Попов – 1952 г.

                                                        

Въ ежедневной борьбѣ за существованіе, намъ эмигрантамъ такъ мало приходится обращать вниманіе на духовную сторону нашей жизни.

Запросы духа человѣческаго, какъ-будто отходятъ у насъ на задній планъ, требованія насущнаго куска хлѣба для поддержанія нашей жизни заглушаютъ требованія духа. Всѣ наши мысли и думы не выходятъ изъ кру­га нашихъ матеріальныхъ нуждъ и воспоминанія о славномъ нашемъ прошломъ! Вспоминая полную достатка нашу жизнь на родинѣ, мы предаемся скорби о матеріальныхъ нашихъ лишеніяхъ, забывая, что, лишившись благъ земныхъ, питающихъ насъ физически, мы не лишились иныхъ радостей въ жиз­ни, радостей духа человѣческаго! Мы забываемъ, что не все для насъ поте­ряно! Ибо, если нѣкоторые изъ насъ и не могли захватить съ собой даже ручного багажа, то каждый изъ насъ вывезъ изъ родины величайшія цѣнности, для перевоза которыхъ не потребовалось ни разрѣшенія начальства, ни особаго мѣста на кораблѣ, ни запора отъ воровской руки! Это наши духовныя, невещественныя цѣнности, это  - наша вѣра и наша національность!

У насъ могутъ отнять храмы, запретить публичную молитву, совершеніе таинствъ и обрядовъ, но никто не въ силахъ лишить меня права молиться въ клѣти моей души, никто не запретитъ мнѣ быть исповѣдникомъ за мою вѣру, принять мученичество, никто не въ силахъ воспретить мнѣ быть распятымъ на крестѣ, никто не отниметъ у меня права умереть за вѣру Хрис­тову. Это - та "святая святыхъ" моей души и воли, куда не имѣетъ досту­па ни одна святотатственная рука религіознаго изверга! И это, мы знаемъ изъ безчисленныхъ примѣровъ мученической кончины исповѣдниковъ вѣры! И далѣе: меня могутъ всю жизнь держать въ тюремной изоляціи за мои по­грешности противъ существующихъ законовъ страны, меня могутъ въ изгнаніи передвигать изъ одной страны въ другую, но никакая сила не можетъ вытравить изъ моей груди моей горячей любви и преданности къ родинѣ, порвать мою духовную связь съ нею, заставить, меня забыть языкъ моей матери, сорвать съ меня ликъ природнаго русскаго человѣка.

Вѣра и національность - это и есть та сущность моего духовнаго бытія, тотъ образъ и подобіе Божіи, которые мы должны такъ же охранять во всю свою жизнь, какъ хранимъ всю жизнь натѣльный крестъ, возложенный на насъ при крещеніи матерью. Но такъ ли въ дѣйствительности? Оберегаемъ ли мы эту жемчужину нашей души?

Къ глубокому сожалѣнію должно признать, что въ условіяхъ изгнанни­ческой жизни, для русскаго человѣва явилось много испытаній и искушеній, въ коихъ онъ не устоялъ, не уберегъ во всей чистотѣ ни своей вѣры, ни своей національности! Едва мы, русскіе люди, высадились на иноземный берегъ Чернаго моря, какъ здѣсь уже насъ подстерегали хищники человѣче­ской души! Словно старые развратники, златомъ и роскошью жизни прельщающіе святую невинность бѣдныхъ дѣвицъ, эти хищники души человѣческой, яко-бы въ честь и во славу Божію, широко раскинули свои сѣти, уловляя русскихъ простаковъ, притиснутыхъ горькою нуждою! И многіе изъ насъ соблазнились! Проживавшимъ первые годы бѣженства въ Константинополѣ извѣстно, что переходъ въ католичество оплачивался 75 турецкими лирами и что, въ одномъ 1923 году въ Константинополѣ перешло въ католичество до 1500 русскихъ во главѣ съ громкими историческими именами! Вѣра дѣдовъ и отцовъ расцѣнивалась всего въ 75 турецкихъ лиръ! Не цѣна ли цѣненнаго, его-же цѣниша отъ сыновъ Израилевыхь (Мат.17,9). Вмѣстѣ съ насущнымъ кускомъ хлѣба, въ видѣ пайка и одежды, русскому человѣку преподно­силась и духовная пища отъ отца Римской церкви. И это было на порогѣ Европы! А за порогомъ ея русскіе люди встрѣтили уже давно заготовлен­ныя и разставленныя сѣти для уловленія славянъ ближняго Востока. Въ балканскихъ странахъ, среди исключительно православнаго населенія, кра­суются дворцы - иностранные колледжи для дѣтей всѣхъ вѣроисловѣданій, желающихъ получить даровое образованіе въ духѣ католицизма.  Подумаешь, какая трогательная и безкорыстная чья-то заботливость о воспитаніи христіанскихъ дѣтей! Въ то время, когда правительства христіанскихъ странъ отказываютъ въ средствахъ на преподаваніе Закона Божія въ своихъ школахъ, когда школы не имѣютъ иконъ въ классныхъ помѣщеніяхъ, католическіе колледжи широко раскрываютъ двери для православныхъ дѣтей съ предоставленіемъ дарового содержанія. И русскіе люди, забывая изрѣченіе Лаокоона "бойтесь Данайцевъ и приносящихъ дары", отдаютъ въ эти школы своихъ дѣтей не только по нуждѣ, т.е. не только тамъ, гдѣ нѣтъ національныхь русскихъ школъ, но и въ тѣхъ городахъ, гдѣ, на ряду съ колледжами, функціонируютъ и русскія школы, мотивируя такое предпочтеніе тѣмъ, что въ колледжахъ дѣти спеціализируются въ знаніи иностранныхъ языковъ. Но они тамъ не изучаютъ ни Закона Божія, ни родного русскаго языка. И мы вправѣ спросить такихъ родителей: какой они вѣры и наци­ональности? Неужели они ради лучшаго изученія иностранныхъ языковъ, рѣшаются пожертвовать религіозными потребностями своихъ дѣтей, остав­ляя ихъ внѣ религіознаго образованія и безъ знанія родного языка! Кто далъ имъ - родителямъ право до сознательнаго, отвѣтственнаго возраста дѣтей, вводить ихъ въ соблазнъ совращенія въ другую вѣру и національность по мотиву "изученія моднаго языка"?

Впрочемъ, что мы будемъ говорить о легкомысліи нѣкоторыхъ родите­лей по отношенію къ своимъ дѣтямъ, составляющимъ для многихъ родителей излишнюю обузу, когда, и вообще русскіе люди и въ почтенномъ возрастѣ и положеніи, по небреженію къ вопросамъ вѣры, нерѣдко оказываются въ ложномъ положеніи. Русскимъ эмигрантамъ небезъизвѣстно, что въ одно время (въ 1924 г.) въ католическомъ мірѣ, по указанію свыше, явилось горячее желаніе слиться съ русской эмиграцией въ общей молитвѣ о спасеніи Россіи. И для такой молитвы назначался опредѣленный день. И неестественнымъ, а вмѣстѣ и радостнымь казалось такое участіе Римской церкви въ нашемъ обще—русскомъ испытаніи. И простодушные русскіе люди, тронутые такимъ вниманіемъ, заполнили католическіе храмы. Служилась торжествен­ная месса, патеръ говорилъ прочувственную рѣчь о соединеніи церквей, говорилъ намъ - правослазнымъ русскимъ такъ: "вы лишились отечества, ли­шились покровительства вашей церкви... вы сиры, а вотъ единый, истинный Отецъ церкви на землѣ - св. папа принимаетъ васъ подъ свой покровъ и за­щитуидите подъ его сѣнь".  А въ заключеніи раздавались листовки - изображенія святыхъ, признанныхъ обѣими церквами иизображенія Іосафата  КунцевичаИ русскіе интеллигенты, принимая изображеніе Кунцевича, крестились, благоговѣйно лобызали и уносили по домамъ изображенія Кунцевича. А кто же такой Кунцевичъ? Русскіе интеллигенты, прошедшіе во всякомъ случаѣ среднюю школу и слѣдовательно изучавшіе исторію христіанской церкви, очевидно забыли, что Кунцевичъ - измѣнникъ православію, врагъ его, преданный православною церковью анафематствованію, а католическою церковью, за совращеніе въ католичество православныхъ, канонизо­ванный въ число святыхъ Римской церкви. Православно-русскіе люди лобы­зали ликъ врага православія!

А не посѣщали ли вы, хотя изъ любопытства, молельни баптистовъ или евангелистовъ, разсѣянныя по всему міру съ особо предупредительными воззваніями и призывами именно къ русскимъ людямъ. Не замѣтили ли вы въ этихъ молельняхъ извѣстный процентъ русскихъ посѣтителей и особен­но женщинъ? Что ихъ занесло туда? Исканіе вѣры, живой вѣры? По религіознымъ мотивамъ? Мы не допускаемъ, чтобы русскія женщины, не только ин­теллигентныя, но даже малограмотныя, могли предпочесть наше трогатель­ное, умилительное, наше торжественное, полное высокихъ символовъ Богослуженіе нестройной разногласицѣ баптисткаго собранія и сумбурной проповѣди - изъясненію св. писанія полуграмотнаго начетчика, натасканнаго гдѣ-то тамъ за океаномъ, разнаго рода „богословскою" белибердой. И мы склонны вѣрить признанію нѣкоторыхъ русскихъ посѣтительницъ этихъ молелень, что ихъ привлекаетъ туда не "исканіе вѣры", а просто благотворительностьраздача дамамъ и дѣтямъ костюмовъ и туалетныхъ принадлеж­ностей.

Конечно - женщины, да еще матери нѣсколькихъ дѣтей, въ условіяхъ эмигран­тской жизни, во всемъ этомъ нуждаютсяНо какъ это далеко, недосягаемо далеко отъ идеала женщинъ первыхъ вѣковъ христіанства, женщинъ-матерей, отвергавшихъ всѣ земныя блага, предлагавшіяся имъ за измѣну вѣрѣ, и посылавшихъ своихъ дѣтей на мучительную смерть! Не странно-ли: за туалет­ныя принадлежности профанировать вѣру! Мало того, мы имѣемъ исключи­тельный примѣръ религиознаго уродованія дѣтей: православ­но-русская семья отдаетъ дочь свою въ католическую школу, черезъ полго­да переводятъ ее въ русскую національную школу, черезъ полгода ее усыновляетъ болгаринъ-баптистъ и она посѣщаетъ баптистскую молельню, а еще черезъ полгода одумавшіеся родители возвращаютъ ее въ свою семью и снова отдаютъ въ русскую школу! Спрашивается, какой она вѣры и национальности? И кто далъ право этимъ безпринципнымъ родителямъ производить такіе эксперименты надъ душой ребенка?

Не лучше охраняется нами и другая наша духовная цѣнность — наша національность. По свидѣтельству одного Американскаго Владыки, русскіе люди въ Америкѣ быстро, ассимилируются, забывая свой материнскій языкъ и свой чисто-русскій бытъ! А вотъ вамъ выдержки изъ анкеты, произведен­ной въ русской гимназіи въ Чехославіи, касающейся русскихъ дѣтей: "Я русскій языкъ забылъ почти совершенно", пишетъ одинъ. "Я по итальянски говорю теперь гораздо лучше,  чѣмъ по русски", пишетъ другой. "Я по португальски пишу очень хорошо, а по русски у меня однѣ ошибки", пишетъ третій. "Пріѣхавъ домой изъ англійской школы я даже съ матерью могла объясняться только по французски", пишетъ четвертая. "Мнѣ очень трудно сейчасъ писать по русски", и т.д. Видите - съ какою скоростью и лег­костью разстаются русскіе люди съ роднымъ языкомь и національнымъ ликомъ. Какъ скоро то и другое стирается среди нарѣчій и племенъ всего міра! Впрочемъ удивляться тому и не приходится. Вѣдь мы, русскіе люди, и дома, у себя - на родинѣ  отличались индифферентизмомъ по вѣрѣ и космополитизмомъ и это обстоятельство, какъ извѣстно, много способствовало воспріятію русскимъ народомъ большевизма, рожденнаго изъ похоти космополитизма!

Сознаемся, что ни одинъ народъ въ мірѣ не отличается такимъ легкомысліемъ въ дѣлѣ вѣры и національности, какъ русскій народъ. Посмотри­те исторію еврейскаго народа, разсѣяннаго по всей  вселенной! Вся ихъ исторія на протяженіи двухъ тысячелѣтій это  сплошная исторія непре­станной борьбы за вѣру и національность! Какихъ-нибудь 15-20 милліоновъ еврейскаго народа не растворились, не обезличились въ милліардѣ людей всѣхъ націй земного шара, а свою специфичность сохраняютъ въ полной неизмѣнности и неприкосновенности! И то и другое - вѣра и національность - доведены у нихъ до фанатизма... И это у нихъ такая непобѣдимая сила, что, не имѣя отечества, будучи въ разсѣяніи, этотъ народъ, какъ извѣстно, имѣетъ чрезвычайное вліяніе на ходъ міровой исторіи и небезуспѣшно стремится къ міровой гегемоніи.

Кому неизвѣстна твердость національнаго духа у нѣмцевъ? Нѣмецъ вездѣ и прежде всего нѣмецъ. Словаки, 300 лѣтъ бывшіе подъ гнетомъ Австрии, и по сей день не знаютъ языка своихъ поработителей и говорятъ только на материнскомъ языкѣ! Поляки, разсѣченные на три части, подпав­шие на цѣлое столѣтіе подъ давленіе великихъ народовъ - русскаго и нѣмецкаго — сумѣли ревниво сохранить свое національное лицо. Упрямо, упорно, нерѣдко героически блюли они свою вѣру, свой языкъ, свой бытъ, всѣ традаціи, навыки, обычаи, вкусы, чувства, изъ которыхъ складывается характеръ націи. И все это, національное богатство указанные выше на­роды пронесли бережно и сохранно, какъ драгоцѣнную святыню, черезъ тысячелѣтія, а вотъ для насъ, русскихъ людей, достаточно и несколько мѣсяцевъ и годовъ, чтобы подвергнуться ассимиляціи и промѣнять свое національное лицо на лицо той страны, куда случайно забросила насъ судьба.

ІІротоіерей П. Поповъ.

«Православный Благовестникъ», Сан-Франциско, № 9-10, 1952.



Comments