?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Царская Семья и Дальняя Россия – А. Хвалин – Часть IV и последняя.

См. Часть ,  Часть II  и Часть III соответственно в Письмах 17, 18 и 19 апреля 2012 г.


Летом 1901 года в Приморскую область от Попечительства о слепых Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, Матушки Государя Николая II, был командирован глазной летучий отряд. По просьбе администрации края Владыка Евсевий благословил обитель принять отряд, который прибыл в монастырь 1-го мая и пробыл здесь до 10 июня. Отрядом заведовал врач В.М. Данченко, в работе отряда принимал участие монастырский фельдшер. Всего было принято около 500 больных, сделано 299 операций. Больных размещали в двух гостиницах и школе, содержание отряда и больных было безплатным. Через два года, в мае 1903 года, в монастыре работал Второй глазной отряд.

В 1903 году Августейшая Супруга Царствующего Монарха - Ея Императорское Величество Государыня Императрица Александра Феодоровна Всемилостивейше соизволила пожертвовать для пяти церквей Владивостокской епархии в селениях Ильинке, Галенки, Комаровке, Хвапынке, Фроловке, построенных при пособии от Фонда Имени Императора Александра III, полные облачения для священников.

В письме обер-прокурора Св. Синода от 24-го октября 1902 г. на имя епископа Владивостокского и Камчатского Евсевия говорится: "Государь Император, на представленной мною Его Величеству копии с телеграммы Вашего Преосвященства о последовавшем 29-го минувшего сентября освящении приходского в г. Владивостоке каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы и о выраженных по сему случаю присутствовавшими на торжестве освящения храма лицами верноподданнических чувствах преданности и благодарности за по­жертвования от Монарших щедрот на построение храма 5000 руб. изволил в 13-й день текущего октября собственноручно начертать:

"Прочел с удовольствием. Радуюсь освящению нового храма на дальней окраине России."

В годы Русско-японской войны сердце Царево было с Его доблестными войсками, чтобы ни утверждали ни прошлые, ни нынешние ХАМовитые хулители Отечества, Веры и Царя. Для усиления Действу­ющей Армии в Европейской России формировались третьи батальоны для Восточно-Сибирских стрелковых полков. Третьи батальоны, при­быв на фронт, увеличили численность армии и, вместе с тем, влили в защитников новые духовные силы: они принесли с собой и передали сражающимся благословение и любовь Родины и Государя. На всем пути от Петербурга, по свидетельствам очевидцев, воины были пред­метом самых горячих чувств со стороны всех слоев населения.

Вот как описывает эти события командир роты 1-го Восточно- Сибирского стрелкового Его Величества полка И.Е. Иванов:

"На третий день Пасхи состоялась торжественная передача 1-му Восточно-Сибирскому стрелковому Его Величества полку иконы преподобного Серафима Саровского Чудотворца, пожалованной Госуда­рем Императором своему полку и переданной Им лично вновь сфор­мированному 3-му батальону полка. О Высочайшем смотре 3-му батальону и о пожаловании иконы командир полка своевременно получил из Петербурга телеграмму. Батальон в середине марта прибыл в полк, пробыв в пути слишком месяц.

30-го марта полк в полном составе построился покоем для принятия иконы, имея в середине церковный намет. Команда - "на караул"- и командующий дивизией генерал-майор Гернгросс громко прочел телеграмму Государя:

" Командиру 1-го Восточно-Сибирского стрелкового полка из Петербурга, на поезд номер 135, город Харбин. Да благословит Господь выступление моих стрелков в поход. На днях я смотрел и напутствовал вновь сформированный батальон, которому передал икону Св. Сера­фима, Саровского Чудотворца. Желаю, чтобы икона сия всюду сопро­вождала Мой полк в походе. НИКОЛАЙ."

Громким "Ура!" встретили стрелки слова Высочайшей телеграммы. Генерал Гернгросс поздравил полк с новой Монаршей милостью, а командир полка, приняв икону от командира прибывшего 3-го баталь­она, подполковника Будаговского, передал ее полковому священнику отцу Иоанну Врублевскому.

Отец Иоанн благословил иконой коленопреклоненного командира полка полковника Хвастунова и передал ему этот новый священный знак Монаршего внимания к полку. После молебна Св. Серафиму офицеры и стрелки справа рядами, набожно крестясь, прикладывались к иконе новоявленного России чудотворца, почерпая в этом новые силы для борьбы с врагом родины и христианства. Церемония передачи иконы закончилась церемониальным маршем."

Если бы все сердца так отзывались на Царскую заботу о материальном и духовном могуществе Русской Армии. Но уже заронил лукавый в душу многих семена измены, трусости и обмана, кои спустя годы распустятся ядовитыми плодами в так называемом "заговоре генера­лов", предопределившем успех февральского бунта в целом.

Не изгладился в памяти русского церковного народа случай с знаменитой иконой "Торжество Пресвятой Богородицы", которую называли "Порт-Артурской". Местом ее пребывания вместо легендарного Порт-Артура стал владивостокский кафедральный Успенский собор.

Икона была писана в Киево-Печерской Лавре по видению (за два месяца до начала Русско-Японской войны) престарелого моряка- севастопольца. Десять тысяч богомольцев по пятачку (более от одного лица не принимали) собрали сумму, необходимую для изготовления иконы. Образ Богородицы был написан на золотом чеканном фоне, здесь же было написано эмалированной вязью: "Торжество Пресвятой Богородицы. В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от Святых обителей Киевских и 10. ООО богомольцев и друзей."

По пути следования в Порт-Артур икона была доставлена во Владивосток 2-го августа 1904 года. 6-го августа, в праздник Преображения Господня, в присутствии Наместника Его Императорского Величества и при многочисленном стечении молящихся Его Преосвященство Владыка Евсевий после литургии в первый раз служил молебен перед сею необычной по своему происхождению иконою посреди храма.

Пресвятая Богородица повелела доставить икону в Порт-Артур, пообещав в этом случае победу русской армии. Вопреки ясно высказанной воле Божией Матери в Порт-Артур доставляли копии иконы, боясь подвергнуть опасности образ.

В то время, как икона находилась в соборе Владивостока, в Петербурге объявился доброволец, вызвавшийся доставить ее в Порт- Артур: ветеран русско-турецкой войны 1877-1878 гг., отставной ро­тмистр Лейб-гвардии уланского полка, делопроизводитель Императорской охоты Н.Н. Федоров. Но и он не смог добраться с иконою до Порт-Артура. В конце концов она попала к генералу Куропаткину. "Вождь нашего воинства А.Н. Куропаткин, - писал св. праведный Иоанн Кронштадтский, - оставил все поднесенные ему иконы в плену у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим."

После окончания Русско-японской войны 1904-1905 гг., унесшей многие тысячи жизней, было решено построить храм памяти погибших. Наиболее верно смысл строительства будущего собора выразил священник В. Давыдов: "Владивостокский собор должен воплотить сбывшуюся мечту, которая лежала в основании храма Василия Бла­женного; вместе с тем он должен быть знамением начала новой эры для православия на востоке... Если верно, что Владивосток по своему географическому положению, не напрасно и не случайно носит мно­гозначительное имя "владыки востока", то без сомнения, именно здесь, во Владивостоке место будущему центру православия - новому Риму востока. И этот храм, как и Василий Блаженный, должен по своей архитектуре представлять сочетание стилей, возглавляемых большим римско-византийским куполом; он, по своему наружному и внутренне­му виду и устройству, должен быть понятен и не чужд для каждого язычника...

Храм этот по своим размерам должен быть рассчитан, конечно, не на одну и не на две тысячи молящихся, с тем, чтобы все могли и видеть и слышать богослужение... Воистину, это будет "собор Востока", воистину будет "Восток - имя ему."

Все планы относительно нового владивостокского собора конкретизировались в 1909 году, когда архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий возбудил ходатайство о том, чтобы "храм-памят­ник, который имеет быть воздвигнут в России в память погибших в войну с Японией воинов, был воздвигнут именно во Владивостоке, как на театре или почти на театре бывших военных действий, и чтобы этот храм и был кафедральным собором."

Председателем Комитета по сооружению храма стал сенатор Петр Огарев. В 1912 году, 22-го августа, Государь Император по всеподданейшему докладу г. Обер-прокурора Св. Синода Высочайше соизволил на принятие под Августейшее покровительство Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны этого Комитета.

Получив Монаршье благословение, Комитет активно разворачивал свою деятельность. Например, 5-го октября того же 1912 года в день тезоименитства Государя Наследника Цесаревича Алексея Николаевича Его Высокопреосвященство архиепископ Евсевий в сослужении Преосвященнейшего Павла совершил литургию и молебен в кафед­ральном соборе.

На молебен выходило 24 священнослужителя из городского, военного, епархиального духовенства.

Непосредственно после литургии в зале соборного дома состоя­лось заседание состоящего под Высочайшим покровительством Е.И.В. Государыни Императрицы Александры Феодоровны Комитета по сооружению нового кафедрального собора во Владивостоке в честь погибших воинов.

Однако по грехам нашим сооружение столь грандиозного собора на далекой окраине России не состоялось. Более того, за веро- и- цареотступничество Господь жестоко покарал приморцев.

Поддавшись мирским рассчетам, церковные представители Владивостока поспешили признать новую, чуждую церкви власть масон­ского Временного правительства и в полночь 28-го февраля 1917 года отслужили в Успенском соборе благодарственный молебен об успехе переворота, о многолетии  бунтовщиков- клятвопреступников, нару­шивших государственную присягу и предавших Помазанника Божьего - Русского Царя. Мерзка такая молитва перед очами Божьими. "И оставляется дом ваш пуст",- сказал Господь, От взорванного безбож­никами Успенского кафедрального собора остался только добротный фундамент, на котором в советское время был построен жилой особняк, ныне он занят художественным училищем.

Словно божественная свечечка перед тем как погаснуть в черноте иноверного ига, вспыхнула в сердцах приморцев их любовь к Монарху, всей Семье в дни празднования 300-летия Дома Романовых.

В Массе опубликованных по сему торжественному случаю материалов в прессе можно обнаружить даже кантату Е. Федотовой, где за всем внешним блеском земного царствования чудится небесное величие Царя-Великомученика Николая и Его Августейшей Семьи:

Горите, светочи родные! Цари, любимый Государь! Тебе мольбы слова живые, С Тобой небес Всесильный Царь.

Судьбы народа предрешая, В Тебе Он Русь благословил, И, солнца блеск преумножая, Денницу чудную явил.

С 1912 года в память 300-летия Царствования Дома Романовых во Владивостокской епархии был установлен ежегодный Крестный ход. Тысячи паломников шли из Владивостока триста верст к Шмаковскому мужскому монастырю. Шествие длилось от 12 до 17 дней с останов­ками во всех населенных пунктах для совершения церковных служб и молебствий.

О глубине народной любви к своему Монарху можно судить хотя бы по описанию юбилейных торжеств в селе Новороссия, тем более, что, как свидетельствуют очевидцы, такие картины были по всему При­морью.

В знаменательный февральский день русский народ особенно ярко, особенно сильно показал свою любовь к Царю из Дома Романовых. Это был праздник великий для всей России и всякий верный сын Отечества старался пообставить его как можно поторжественнее, как можно радостнее.

Никто из жителей не помнит такого торжественного празднования, какое пришлось видеть им самим 21-го февраля в день юбилея 300-летия Дома Романовых. Народ праздновал этот день в полном смысле этого слова, - праздновал строже и торжественнее, чем какой-либо великий церковный празд­ник. Все те, которые вовсе не бывали в храме даже годами - в этот день побывали, почти все участвовали в крестном ходе, который по своей грандиозности, величию, торжественности, при массовом участии народа и учащихся, был первый еще в селе.

Это, действительно, диковинное дело в селе. Смотришь: около каждого дома развивается национальный флаг, и душа радуется.

Неизгладимое впечатление и сильное воздействие на души молящихся оказал крестный ход, совершенный на расстоянии двух верст по селу. Нельзя не порадоваться стройности и порядку крестного хода и тому умилительному воодушевляющему общенародному пению ...

На месте остановки крестного хода, а также около здания училища были устроены триумфальные арки, разукрашенные зеленью и флага­ми с инициалами событий 1613 г. и 21-го февраля 1913 г.

По окончании крестного хода и по выходе из храма всем молящимся была предложена обильная трапеза в здании местного училища, а всем учащимся были розданы подарки и предложен чай.

Затем был собран сельский сход, который постановил приговором для увековечения памяти Дома Романовых выразить свою верноподданническую преданность и любовь к ныне царствующему Батюшке- Царю, Августейшей Семье и Всему Царствующему Дому с готовностью положить живот свой за Веру, Царя и Отечество.

Нам думается,- говорил в "Епархиальных ведомостях" 25-го февраля 1913 года священник И. Креминский,- что за редким исключением в селах подобных приговоров не писали: таким образом, простой народ, народ земледельческий, на котором зиждется национализм, вера и патриотизм, как нельзя лучше без принуждения и лицемерия показал свою горячую любовь и преданность к своим Венценосным Вождям и неустанным Печальникам о благе всего русского народа. Пусть же это твердо помнят враги самодержавия.

От себя же редакция добавляет, что по сообщениям священников, учителей и других лиц, а также местных газет, подобные же торжества происходили повсеместно по всему Уссурийскому краю.

В канун февральского бунта и предательства Русского Царя - Помазанника Божьего своим народом карта Владивостокской крепости фиксирует, что все форты имели собственные наименования по именам русских Князей и Самодержцев, в том числе и Династии Романовых, начиная с Царя Михаила Феодоровича, дарованного Богом России на Земском Соборе 1613 года, до здравствовавшего тогда и убиенного через год изуверами в Ипатьевском подвале Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°

БИБЛИОГРАФИЯ

См.: П.Ф. Унтербергер. Приморская область 1856-1898 гг. СПб., 1900, гл. XV, с.311-324;

Э.Э. Ухтомский. Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (в 1890-1891 гг.). СПб-Лейпциг: Ф.А. Брокгауз. 1897, т. ІІІ;

И.Е. Иванов. Военно-походные впечатления от Владивостока до Вафангоу и от Вафангоу до Ляояна командира роты 1-го Восточно-Сибирского Его Величества полка. СПб, 1907;

"Владивосток", 1891 г. NN 5-10, 12, 18-21, 25;

"Дальний Восток", 1913 г. N 43, 1916 г. N 119;

"Владивостокские епархиальные ведомости", 1903 г. NN 2,14, 18; 1909 г. NN 9-11, 17, 18; 1912 г. NN 19, 20; 1913 г. N 2.

 


Comments