?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Из давней истории РПЦЗ - Епископ Леонтій Женевскій

 

6 августа 1956 г. въ день Преображенія, послѣ нѣсколькихъ дней болѣзни скончался въ Женевѣ Епископъ Женевскій Леонтій.

Самый молодой и самый многообѣщающій Епископ Русской Зарубежной Церкви.

Кончина его была так неожиданна и для людей болѣзненна, что многіе задавали безотвѣтный вопрос, зачѣм и почему отозвал его Господь. Отвѣта на это нѣт, как не было, когда скончался еще болѣе нужный Церкви и людям св. Василій Великій, отозваный Господом таким же молодым.

Это упоминаніе не совсѣм случайное: Владыка Леонтій в наше время, в условіях нашей жизни, был дѣйствительно рѣдким священнослужителем.

Еще совсѣм мальчиком, — посошник на богослуженіях, совершаемых Блаженнѣйшим Митрополитом Антоніем, — он обращал на себя вниманіе: в нем всегда чувствовалась незаурядная личность, сосредоточенность и некоторая скрытность, и потому Митрополит Антоній шутил с ним и говорил: «Лева, покажи свое нутро».

Но он его не показывал, и кажется никто не знал его внутренней жизни, неизбѣжных бореній, труда, может быть страданій. Люди видѣли его всегда спокойным, веселым. Вокруг него — мальчика, юноши — всегда было весело и дружно. Его сверстники всегда чувствовали его силу и тяготѣли к нему.

Его всѣ любили, и это проявилось, когда он уѣзжал из Бѣлграда в Женеву: молодого іеромонаха Леонтія на вокзал пришло провожать не меньше ста человѣк, и он, как всегда привѣтливый, спокойный, как будто давно привыкшій, принимал это неожиданное по силѣ выраженіе любви.

О. Леонтій был назначен в Женеву помощником достойно всѣми почитаемаго протопресвитера о. Сергія Орлова, вскорѣ скончавшагося. Надо отмѣтить, что в Женевѣ всѣ священнослужители всѣх исповѣданій по закону должны носить штатскую одежду. Отец Леонтій ее ни разу не одѣл.

Наслѣдовать значительной личности всегда трудно: замѣстителя сравнивают с предшественником и чѣм он был значительнѣе, тѣм суд бывает строже. Замѣститель всегда приносит с собой нѣчто новое, непривычное и потому воспринимаемое несочувственно. На этот раз новизна была не только в личности.

Епископ Леонтій окончил в Бѣлградѣ Богословскій факультет, но кромѣ того еще, можно сказать, своеобразную академію Богослуженія, церковности, состоя при Митрополитѣ Антоніи и Архіепископѣ Гавріилѣ, которые были яркими представителями Православнаго возрожденія конца XIX и начала XX вѣка в Россіи. Оно отразилось прежде всего в Богословіи, в освобожденіи русской православной мысли от инославнаго вліянія, а затѣм и на отношеніи к Церковному уставу, к пѣнію и вообще сказалось на уровнѣ православной культуры. Благодаря этой «академіи» о. Леонтій усвоил нѣкоторыя руководящія правила, нѣсколько несходныя с тѣми, в которых церковно создавался его предшественник.

В том тактѣ и мягкой настойчивости, с которой молодой настоятель іеромонах Леонтій стал прививать и воспитывать новые порядки, ярко проявился его талант управленія людьми, которым он был так богато одарен.

Он правил людьми привѣтливо, с мягкой настойчивостью и спокойно. Никогда рѣзкости или властолюбія. Всегда со вниманіем к человѣку, и потому ему подчинялись охотно. Он знал каждую овцу «по имени» — знал личность человѣка, его силы и состояніе. Он никогда не возлагал, особенно на молодых, бремени неудобоносимаго, к юности был снисходителен. В этой внимательности не только условіе личнаго общенія, без котораго невозможно нравственное вліяніе. В таком отношеніи к живому человѣку - дар разсудительности, без которой нельзя строить Церковь.

И что примѣчательно: он жил очень строгой аскетической жизнью и с годами, чѣм болѣе он утверждался на этом все болѣе строгом пути, тѣм он становился отзывчивѣе и снисходительнѣе к людям и они уходили от него нравственно обновленные.

Всякая встрѣча с отцом, а потом в еще большей степени, с Владыкой Леонтіем, всякое общеніе с ним — молитвенное, духовное, дѣловое, личное всегда оставляло чувство радости и благодарности, с которыми и теперь люди вспоминают Владыку Леонтія и молятся о нем.

Добрые люди, уходя из нашей жизни, тоже оставляют добрыя воспоминанія. Но в отношеніи к Владыкѣ Леонтію это значительно сильнѣе и глубже. Он привлекал к себѣ не только душевно, а и духовно, воспоминанія о нем в сердцѣ — иного порядка.

Он ничего не писал, не оставил богословских трудов, проповѣдей, почти никаких осязательных слѣдов, но его знали всѣ, и не только в приходѣ, викаріатствѣ, епархіи. Его знала и с надеждой на него смотрѣла вся Зарубежная Русская Церковь. Такое отношеніе создала не только его личная привлекательность, не только его душевныя черты, нет! — многіе искренно, убѣжденно вѣруют, что его обаяніе создала Благодать Божія, которую он стяжал в своем скрытом от людей постоянном терпѣливом, вѣрном подвигѣ преданнности Богу и Его Церкви, которую он воистину «от юности возлюбил».

Владыка Митрополит Антоній говорил, что народ русскій потому так возлюбил Святителя Николая Чудотворца, что знает его только побѣдителем. Он воплощеніе побѣдной силы Праведника Господня, и мы знаем только побѣды Добра, им одержанныя, но не знаем его труда и слез, и подвига стяжанія Святости.

Это вспомнилось потому, что, думаем, нас привлекает к Владыкѣ Леонтію Благодать Божія, а труды по стяжанію ея он так скромно и тщательно скрыл от нас, что стал пред нами только образом красоты и радости праведной жизни во Христѣ.

Никто так не служил как он. В юности — никто так не пѣл как он! Он любил красоту Богослуженія, благочиніе и благочестіе. Это всѣ знали и чувствовали и с готовностью старались быть ему созвучными, и это характерно для настроенія людей вокруг него. Работать с ним было всегда радостно. Вокруг него был мир и увѣренность. Никогда не было нервности, или ригоризма, или рѣзкости, или туманной неясности. Его подчиненные работали спокойно, твердо зная, что он всегда одобрит то, что дѣлается по совѣсти и в мирѣ безстрастія.

Но быть может кто-то скажет, что так же бывает у всѣх добрых людей Да! они оставляют добрыя воспоминанія, и часто мы, не умѣющіе узнавать благодать Божію, думаем, что праведники Божіи такіе же добрые люди. Но вот яркость облика почившаго и радость воспоминанія о нем, постоянность этой радости, говорит нам, что источник ея не в добрых впечатлѣніях, а в присущем ему свѣтѣ. . . Неумѣлые и несвѣдущіе в Божественной жизни, пользуясь помощью болѣе умѣлых, мы начинаем понимать, что почившій Владыка Леонтій — подлинно праведник Богом возлюбленный. Мы вѣруем, что в нас такое свѣтлое и ясное воспоминаніе о нем именно потому, что на нем почила Благодать Божія, что он подлинно стал сроден Божественной жизни.

Когда вдумаешься в это, в то, что он жил с нами, общался так ласково внимательно, так искренно и весело, так дружественно, так просто и свободно — то правда загорается сердце благодарной любовью и благоговѣніем.

Да упокоит Господь Епископа Леонтія и да воздаст ему Своей милостью за его милость к нам, за то, что в нем мы познали свѣт и радость благодати Божіей.

 

Церковный Голос, Орган Западно-Европейской епархии Православной Русской Церкви Заграницей, № 14, март 1957 г.

Comments