?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Из писем свят. Новомученика Виктора (Островидова) – Часть І

 

 

05.01.13 было озвучено (http://rusk.ru/newsdata.php?idar=58835) громкое заявления Архиепископа Марка, б. Берлинского и Германского Русской Зарубежной Церкви, присоединившегося пять лет назад к Московской Патриархии. По-видимому, политические давления в России на клириков существуют до сего дня. Как иначе он бы заявил, зная подлинную историю Зарубежной Церкви и Её тождественность в  исповедании веры с Катакомбной Церковью, что «Разделение в Русской Церкви было исключительно административное». Не хватало своих, так немца пригласили обманывать русских.

Вся история Русской Церкви XX в. свидетельствует о духовной сущности непринятия большинством епископата Русской Церкви сергианской церковной организации - Московской Патриархии.

В публикуемых ниже письмах священномученика Епископа Зарянского Виктора (Островидова) все расставляется на свои места: «Блюдите, да никто же васъ прельститъ, мнози бо придутъ во имя Мое... и многихъ прельстятъ», предупреждаетъ Господь (Лук. XXI, 4-5).

 
 

ПИСЬМО КЪ МИТРОПОЛИТУ СЕРГІЮ ОТЪ ОКТЯБРЯ 1927 г.

 

Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отецъ, Дорогой и Глубокочтимый Владыко.

Сейчасъ получилъ Ваше благословеніе на награжденіе одного изъ протоіереевъ города Вятки митрой и увидѣлъ Вашу знакомую дорогую надпись, и отъ такой неожиданности сердце наполнилось забытой отрадой и прежнимъ благоговѣніемъ къ Вамъ, съ которымъ я оставилъ Васъ годъ тому назадъ. Слезы невольно потекли изъ глазъ - это слезы любви къ отцу и благодарности къ Богу. Пусть эти слова будутъ свидѣтельствовать Богу о томъ, что я вовсе не хочу обидѣть Васъ, посылая Вамъ это письмо.

Я пишу его отъ скорби за святую Православную Церковь.

Дорогой Владыко. Вѣдь не такъ давно Вы были доблестнымъ нашимъ кормчимъ, и для всѣхъ насъ вожделѣннымъ намъ первопастыремъ, и одно воспоминаніе святѣйшаго имени Вашего вливало въ сердца наши бодрость и радость. И вдругъ - такая печальная для насъ перемѣна: умы наши ко­леблются, сердца потеряли опору и чувствуется, что мы снова остались безъ руководителя и защитника отъ нападающихъ на насъ, - и это съ тѣхъ поръ, какъ окружили Васъ совѣтчики Ваши.

Души наши изнемогаютъ, ужасъ созерцанія того, что теперь происхо­дить кругомъ въ Церкви, подобно кошмару давитъ насъ, и всѣхъ охватываетъ жуткій страхъ за будущее Церкви. Тамъ далеко, задумалъ отложиться Ташкентъ, тутъ бурлить и возмущается Ленинградъ, здѣсь стенетъ и вопіетъ къ Небу Вотландія и опять бунтуетъ Ижевскъ, а тамъ въ скорби недоумѣнія приникли къ землѣ Вятка, Пермь и пр. пр. города, а надъ всѣми сими готовится вотъ, вотъ произнести свой рѣшающій голосъ Москва.

Вѣдь вездѣ пошло одно лишь разрушеніе Церкви и это въ «порядкѣ управленія». Что это такое? Зачѣмъ это? Ужели святая Церковь мало еще страдала и страдаетъ отъ «внѣшнихъ». И какая можетъ быть польза отъ этихъ разрушающихъ миръ гибельныхъ распоряженій. Вотъ взять и нашу, едва увидавшую свѣтъ Вотскую епархію. Какъ радъ былъ народъ, и какъ бы въ ней могла развиваться церковная жизнь. И вдругъ въ угоду «злому генію», изъ за корыстныхъ и злобныхъ его цѣлей и происковъ, а также ради личныхъ вожделѣній эта, едва начавшая черезъ Васъ жить епархія, - уже разрушается. Не справедливо ли было передъ Богомъ и людьми однимъ Вашимъ распоряженіемъ утвердить ея бытіе въ территоріальныхъ границахъ Вотской области, за что благословило бы Васъ небо и земля.

Вѣдь за это говоритъ сама Истина: народъ объединенный въ гражданскомъ отношеніи необходимо объединить, и въ Церковномъ, а не давать изъ меркантильныхъ соображеній дробить его на пять частей.

Владыко, пощадите Русскую Православную Церковь - она вручена Вамъ, и отъ Васъ много зависитъ не давать разрушать ее «въ порядкѣ управленія». Пусть не подвергается порицанію всечестная Глава Ваша, и да не будетъ причинъ къ расколамъ и отпаденіямъ отъ Церкви. Если же этого не будетъ сдѣлано - соблюдено, то свидѣтель Богъ и Ангелы Его, въ Церкви произойдетъ великій расколъ, отъ котораго не спасетъ и пред­лагаемый Соборъ, который теперь самъ уже заранѣе называется именемъ, котораго лучше не произносить.

Возведи окрестъ очи твои съ вершины умственной горы и виждь чада твои (Ис. IX, 4), какъ волнуются и страдаютъ они, и будь намъ виновникомъ мира и споспѣшникомъ покоя Церкви. О семъ просимъ и молимъ святую душу Твою.

Да будетъ всегда съ Вами помощь Божія, ограждающая Васъ отъ зла, укрѣпляющая въ добрѣ, утверждающая въ мудрости первоіерарха, ободря­ющая въ избраніи пути истины.

Припадая къ священнымъ стопамъ Вашимъ Вашъ нижайшій послушникъ и богомолецъ Епископъ Викторъ.

 

ВТОРОЕ ПИСЬМО ЕМУ ЖЕ ОТЪ 16 ДЕКАБРЯ 1927 г.

Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь, Глубокочтимый и дорогой Владыко.

Въ октябрѣ мѣсяцѣ я съ сыновней любовью возымѣлъ дерзновеніе вы­сказать Вашему Высокопреосвященству свою скорбь по поводу начавшагося губительнаго разрушенія Православной Церкви «въ порядкѣ управленія».

Таковое разрушеніе Церкви Божіей есть вполнѣ естественное и неизбѣжное слѣдствіе того пути, на который поставило Васъ Ваше «воззваніе 16 іюля», и которое для насъ смиренныхъ и боящихся Бога и для всѣхъ христолюбивыхъ людей является совершенно непріемлемымъ.

Отъ начала до конца оно исполненно тяжелой неправды, и есть возму­щающее душу вѣрующаго глумленіе надъ Святою Православною Церковью, и надъ нашимъ исповѣдничествомъ за истину Божію. А черезъ предатель­ство Церкви Христовой на поруганіе «внѣшнимъ», оно есть прискорбное отреченіе отъ своего спасенія или отреченіе отъ Самого Господа Спасителя.

Сей же грѣхъ, какъ свидѣтельствуетъ Слово Божіе, не меньшій всякой ереси и раскола, а несравненно большій, ибо повергаетъ человѣка непосред­ственно въ бездну погибели, по Неложному Слову: «иже отречется Мене предъ человѣки» и проч.

Насколько было въ нашихъ силахъ мы себя самихъ и нашу паству оберегали, чтобы не быть намъ причастниками грѣха сего, и по этой причинѣ самое воззваніе возвратили обратно. Принятіе воззванія являлось передъ Богомъ свидѣтельствомъ нашего равнодушія и безразличія въ отношеніи къ Святѣйшей Божіей Церкви, Невѣстѣ Христовой.

По страху же Божію для меня явилось теперь непріемлемымъ уже и Ваше распоряженіе о моемъ перемѣщеніи: - «боюсь, - какъ пишетъ мнѣ одинъ святитель, - не будетъ ли выявление послушанія съ нашей стороны учтено «ими» (сѵнодомъ), какъ одобреніе содѣяннаго «ими». И потому, если бы мнѣ была предоставлена полная свобода передвижения, которой я не имѣю, какъ адм. высланный, то я тогда спросилъ бы себя: не придется ли мнѣ за это послушаніе отвѣчать передъ Богомъ, ибо оно по существу объединяетъ меня съ людьми отъ Бога удалившимися. А что воззваніе, дѣйствительно, достойно многихъ слезъ, и что удаляетъ человѣка отъ Бога, - объ этомъ я свои мысли изложилъ особо въ формѣ письма къ ближнимъ, кото­рое здѣсь прилагается.

Что же въ дальнѣйшемъ? - Въ дальнѣйшемъ я бы молилъ Гос­пода, и не только я, но и вся Православная Церковь, чтобы Онъ не ожесточилъ сердца Вашего, какъ нѣкогда сердце фараона, но далъ бы Вамъ благодать сознанія содѣяннаго грѣха и покаянія на жизнь. Тогда всѣ вѣрующіе въ радости и слезахъ благодаренія Богу опять придутъ къ Вамъ, какъ къ отцу, пастыри - какъ къ первопастырю, и вся Церковь Русская, какъ къ своей священной главѣ. Врагъ вторично заманилъ и обольстилъ Васъ мыслью объ организаціи Церкви. Но если эта организація по­купается такой цѣной, что и Церкви Божіей, какъ дома благодатнаго спасенія человѣка уже не остается, а самъ получившій организацію перестаетъ быть тѣмъ, чѣмъ онъ былъ, ибо написано: - «да будетъ дворъ его пустъ и епископство его да пріиметъ инъ» - то лучше бы намъ не имѣть никогда никакой организаціи.

Что пользы, если мы, сдѣлавшіеся по благодати Божіей храмами Святаго Духа, стали сами вдругъ непотребны, а организацію себѣ получили. Нѣтъ. Пусть погибнетъ весь вещественный міръ видимый, пусть въ нашихъ глазахъ важнѣе его будетъ вѣрная гибель души, которой подвергается тотъ, кто представляетъ такіе внѣшніе предлоги для грѣха.

Если же ожесточеніе сердца пошло далеко, и надежды на покаяніе не остается, то и на сей исходъ мы имѣемъ просвѣщающее насъ слово: - «тѣмъ же изыдите отъ среды ихъ и отлучитеся, глаголетъ Господь, и не­чистой ихъ не прикасайтеся, и Я приму васъ, и буду Вамъ во Отца и вы будете Мнѣ въ сыны и дщери, — глаголетъ Господь Вседержитель» (2 Кор. VI, 17-18).

Вашего Высокопреосвященства Глубокочтимаго Архипастыря во Христѣ братъ, сердечно преданный Викторъ, епископъ Ижевскій и Вотскій.

16/ХІІ-27 г.

Продолжение ниже

 

Comments