?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

НЕ ЛЕГКО БЫЛО ПАТРИАРХІИ ПРОСЛАВИТЬ ЦАРЯ

 

 «Православная Русь», № 18, 1996 г.

 

Въ Католической церкви, въ процессѣ причисленія къ лику святыхъ существуетъ нѣкій условный персонажъ - «адвокатъ діавола», т.е. голосъ какъ бы противни­ка прославленія. По-видимому, въ какой-то мѣрѣ, эту роль взялъ на себя, и съ успѣхомъ ее выполняетъ, митрополитъ Ювеналій.

Возраженія митрополита Ювеналія поистинѣ лукавыя, и основаны на домыслахъ, выдумкахъ, клеветническихъ измышленіяхъ, напримѣръ, высказываніе о томъ, что, царь-мученикъ Николай, можетъ быть, «...хотя бы просто допускалъ мысль о самоубійствѣ...» и тогда вопросъ о его канонизаціи совершенно отпадаетъ. Во-первыхъ, установить это теперь нѣтъ никакой воз­можности, во-вторыхъ, такая мысль кажется совершенно невѣроятной, принимая во вниманіе характеръ святого царя. Самоубийство - самый трусливый выходъ изъ положенія, который царь не сталъ бы даже обсуждать для себя самого, бросивъ остальную семью на произволъ судьбы...

Не болѣе основателенъ и слѣдующій ар­гументъ. - «Кровавое воскресенье», которое митрополитъ Ювеналій ставитъ въ вину Николаю ІІ. Помимо того, что государь никакъ не виноватъ въ этой трагедіи, слѣдовало бы вспомнить не объ одномъ кровавомъ воскресеньи, а о кровавыхъ десятилѣтіяхъ, выпавшихъ на долю русскаго народа, иниціатору которыхъ МП воздавала по­чести и хвалу; напримѣръ, по случаю 70-лѣтія Стали­на патріархія опубликова­ла льстивое письмо, кото­рое подписали всѣ тогдашніе архіереи. Это поздравленіе убійцѣ и тирану, пожалуй, самый позор­ный документъ за всю исторію существованія МП.[1] Вотъ несколько перловъ изъ этого документа: (те­перь) «...когда чувство любви и благодарности къ Вамъ - Вождю, Учителю и Другу трудящихся - до­стигло особой силы и подъема, мы, церковные люди, ощущаемъ нравст­венную потребность при­соединить свой голосъ къ мощному хору поздравленій и выразить Вамъ тѣ мысли и пожеланія, которыя составляютъ особенно драгоцен­ную часть нашего духовнаго достоянія». Или такое: «... горячо приветствуя Васъ съ этимъ знаменательнымъ для всѣхъ насъ, любящихъ Васъ, днемъ, молимся объ укрѣпленіи Вашихъ силъ и шлемъ Вамъ молитвенное пожеланіе многнхъ лѣтъ жизни на радость и счастье нашей великой Родины, благослов­ляя Вашъ подвигъ служенія ей и сами вдох­новляясь этимъ подвигомъ Вашимъ».[2]

Что касается Г.Е. Распутина — тутъ патріархія съ готовностью подхватила всѣ тѣ сплетни и выдумки, которыя усиленно распространялись еще до революціи, тогда какъ такіе люди, какъ, напримѣръ, фрейлина дво­ра, баронесса Буксгведенъ, въ своихъ воспоминаніяхъ подчеркиваетъ что, хотя она и жила въ теченіе ряда лѣтъ во дворцѣ, она ни­когда не видела Распутина лично.[3] В.М. Рудневъ, назначенный Керенскимъ разслѣдовать роль и значеиіе Распутина, пришелъ къ выводу, что газетные статьи и слухи, распространяемые въ свое время, совершенно не соответствовали действительности. [4] Самое большое удивленіе вызываетъ, однако, обвиненіе въ «отреченіи», вѣдь собственно гово­ря, отреченіе такого по логикѣ митрополита «кроваваго тирана» должно расцениваться какъ положительный факторъ... И ужъ совер­шенно смехотворно требованіе «политической реабилитаціи», что является непременнымъ условіемъ прославленія какого-либо мученика, пострадавшаго отъ советской власти... Тутъ бросается въ глаза непоследовательность МП - какъ же тогда расценивать канонизацію св. патріарха Тихона? Онъ, наверное, не прошелъ бы «политическую реабилитацію», принимая во вниманіе его анаѳематствованіе советской влас­ти. То же относится и къ великой княгине, св. Елизавете, которая также врядъ ли прошла бы реабилитацію...

Некоторые предста­вители МП, естественно, не придаютъ значенія все­народному требованію прославленія со сто­роны русскаго народа. Свѣдѣнія о почитаніи новомучениковъ, включая и Царскую се­мью, періодически доходятъ изъ Россіи. Такъ, въ 1995 г., въ день памяти св. многострадальнаго Іова, въ честь дня рожденія Царя-Мученика Николая ІІ-го, былъ отслуженъ молебенъ въ Ростовѣ-на-Дону на площади передъ зданіемъ Ростовской областной администраціи. Совсѣмъ недавно, отнюдь не монархическая газета "The Jerusalem Post" помѣстила снимокъ группы молящихся царю-мученику Николаю II и одновременно отмѣтила, что къ Православной Церкви (имѣется ввиду Московская Патріархія) об­ращались съ просьбой о канонизаціи. Даже Антоній, митрополитъ Сурожскій, задается вопросомъ «Почему можно считать возмож­ной канонизацію Царской семьи?» И отвѣча- етъ: «Критиковали государя какъ императо­ра, какъ правителя, но никто никогда худого слова не сумѣлъ и не посмѣлъ бы сказать о немъ какъ о семьянинѣ, какъ о человѣкѣ. Его кротость, доброта, простота, смиреніе, супружеская вѣрность, весь его обликъ - все это говорило о томъ, что, какъ частное лицо, онъ истинный христіанинъ» («О причисленіи Царской семьи къ лику святыхъ», Лондонъ).

Надо отмѣтить, что лучшіе представите­ли русскаго народа прекрасно понимаютъ, что для духовнаго возрожденія Россіи необходимо общее покаяніе и всеобщее признаніе прославленія Новомучениковъ и Цар­ской семьи. Свѣдѣнія объ этомъ проникаютъ и заграницу; такъ извѣстно, напримѣръ, что въ очень многихъ русскихъ семьяхъ есть иконы Новомучениковъ и Царской семьи.

Надо полагать, что МП недостаточно ин­тересуется настроеніями православныхъ. Да­же въ періодъ такъ называемой перестрой­ки, МП выборочно канонизировала не­сколько новомучениковъ, и назначила комиссію, которая работаетъ очень медленно, собирая матеріалы. Принимая во вниманіе количество новомучениковъ и требованіе ихъ политической реабилитаціи, комиссія проработаетъ много лѣтъ надъ прославленіемъ. Прославленіе же Царской семьи видимо не состоится въ обозримомъ будущемъ, т.к. въ МП немало подобныхъ митроп. Ювеналію, могутцихъ изобрести еще мно­го отводовъ. Собственно говоря, полное прославленіе всехъ новомучениковъ (включая и Царскую семью) состоится вероятно только после обновленія состава іерархіи МП, когда такъ называемые «адвокаты діавола» вымрутъ или уйдутъ на покой, но и тогда это можетъ стать возможнымъ только благода­ря чуду. Между темъ, прославленіе новому­чениковъ съ сопутствующимъ ему всенароднымъ покаяніемъ, единственный путь къ возрожденію нашей несчастной Родины. Чѣмъ скорѣе это поймутъ русскіе люди, темъ вероятнее такое возрожденіе. Какъ говорилъ новопреставленный архіепископъ Антоній Лосъ-Анжелосскій въ своемъ «Духовномъ завещаніи»:

«Господь судилъ намъ жить въ исключи­тельно трудное время, подобнаго которому еще не было въ Русской Церкви, но Господь сподобилъ насъ великаго благодеянія при­надлежав св. Православной Церкви, ибо только въ ней мы можемъ получить спасеніе, если не потеряемъ драгоценнаго времени для приготовленія къ вечности».

Вотъ это-то «драгоценное время» и мы, и нашъ народъ, многіе изъ котораго еще находятся въ сетяхъ коммунистической иде­ологіи, не должны терять. Только покаяніе, къ которому все должны присоединиться, можетъ спасти и возродитъ св. Русь. Да даруетъ же намъ Господь, по молитвамъ свв. Но­вомучениковъ и св. Царской семьи общее покаяніе и духовное возрожденіе, которое и приведетъ къ нравственному выздоровленію нашей Родины.

Инокиня Іоанна (Келлерь), Св. Нлеонъ

 



[1] Протоіерей М. Ардовъ «Мелочи архи..., прото... и просто іерейской жизни», М., 1995 г., с. 50.

[2] ЖМП, 12, 1949 г.

 

[3] С. Буксгведенъ «Жизнь и трагедія императ­рицы Александры Ѳеодоровны», Возрожденіе, Парижъ. №115, іюль 1962 г., сс. 59, 66-67.

 

[4] В.М. Рудневъ «Правда о царской семьѣ и «темныхь силахъ» въ сборникѣ «Священной памяти царственныхъ мучениковъ», Гермаиія (безъ даты,), сс. 15,16, 33-34.

 

Comments