?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Библія и идея монархіи


     Ни одна изъ политическихъ формъ не имѣетъ такой тѣсной связи - исторической и идейной - съ религіей, какъ монархія. Богъ сказалъ: «Мною цари царствуютъ, и повелители узаконяютъ правду» (Прит. 8, 15).

Согласно святому Діонисію Ве­ликому, первые христіане восприня­ли отъ языческой мудрости понятіе міра какъ великой монархіи, только что для Христіанства совершенно не­допустимо было уподобленіе земно­го царя Богу. «Ты спрашиваешь ме­ня, почему я не обожествляю царя, - говорили первые христіане своимъ гонителямъ-язычникамъ, - потому что царь поставленъ не для того, что­бы обожествлять его, а для того, что­бы воздавать ему законныя почести. И царь не есть Богъ, а человѣкъ, по­ставленный отъ Бога не для обожествленія, а для того, чтобы судить справедливо». Въ сихъ словахъ наиболѣе послѣдовательно преподно­сится взглядъ на царя какъ на осо­бенную должность. Такъ извѣстное мѣсто изъ Евангелія: «Отдайте кеса­рево кесарю, а Божіе Богу» (Матѳ. 22, 21) однозначно толковалось ран­ними христіанами.

Существуетъ два типа государст­венной власти: теократическій и идолократическій. Въ теократіи главой государства является Богъ. Въ христіанскомъ сознаніи теократія являет­ся властью, которая составляетъ часть домостроительства. Въ нехристіанскомъ сознаніи государство является самостоятельной цѣнностью, въ которомъ властвуетъ одна идея, и она признана непогрѣшимой. Такое государство основывается на вѣрѣ въ непогрѣшимость человѣческаго творчества, на человѣческой гордости и предразсудкахъ.

Идея монархіи является теократической иде­ей. Въ ней, въ сущности, съ народа не снимается отвѣтственность - народъ не делегируетъ свою власть ца­рю, не облачаетъ его непогрѣшимостью. Народъ только смиренно признаетъ свою неспособность правиль­но судить о мірскихъ дѣлахъ, пре­клоняясь передъ правдой Божіей, носителемъ которой является царь, тотъ, кто творитъ волю Божію. Императоръ Константинъ Великій въ рѣчи, произнесенной передъ святы­ми отцами Перваго Вселенскаго со­бора, назвалъ себя «братомъ епископовъ въ служеніи Богу», ибо соглас­но притчѣ царя Соломона «Сердце царя — въ рукѣ Господа, какъ пото­ки водъ: куда захочетъ, Онъ направляетъ его» (Притч. 21, 1). Царская власть является родственной власти епископа, ибо она сыновне исполняетъ волю Божію въ свѣтскихъ дѣлахъ, т. е. въ области, которая изъята изъ вѣдомства церковной іерархіи: «Епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, да не пріемлетъ на себя мірскихъ попеченій. А иначе да будетъ изверженъ изъ священнаго чина», — гласитъ шестое правило Святыхъ апостоловъ. Царская власть является тяжкимъ подвигомъ, который принимаетъ царь и отвѣчаетъ за свои дѣянія предъ Богомъ. «Боже! даруй царю Твой судъ и сыну царя Твою правду, да судитъ правед­но людей Твоихъ и нищихъ Твоихъ на судѣ... да судитъ нищихъ народа, да спасетъ сыновъ убогаго и смиритъ притѣснителя» (Пс. 71, 1, 2-4). Такъ что власть, ревнующая о Божіемъ имени, не нарушаетъ свободу народа, но воспитываетъ его, облегчая его путь къ освобождающей истинѣ.

Остальные типы государственнаго устройства не могутъ быть отнесе­ны къ категоріи теократіи. Тиранія и абсолютная монархія, гдѣ носителемъ верховной власти является одно лицо, осуществляющее свою личную волю, которая признается неоспори­мой истиной, и посему изыскиваю­щая рабскаго подчиненія себѣ. Это является однимъ изъ ярчайшихъ проявленій богоборческой гордости и безразсудства. Сія тоталитарная мо­дель не является и не можетъ быть нашей цѣлью. Всѣ остальные типы мы могли бы назвать народоуправствомъ- идолократіей, основаннымъ на вѣрѣ въ человѣческую непогрѣшимость и отрицаніи первороднаго грѣха. Ихъ задача - созданіе рая на землѣ, что считается неисполнимымъ для Христіанства. Идолократы считаютъ, что смогутъ исполнить сію задачу, ибо исполняютъ волю на­рода, но они не понимаютъ, что человѣческое желаніе неопредѣленно и многомятежно, что люди вѣчно враждуютъ между собой, ибо не имѣютъ милосердія, братолюбія и смиренія; не исполняютъ библейскихъ словъ: «Если вы исполняете законъ царскій по Писанію: возлюби ближняго твоего, какъ себя самого, - хорошо дѣлаете» (Іак. 2, 8, Лев. 19, 18), не имѣютъ чувства совершенной любви, которая способна собрать ихъ въ единую паству единаго Пас­тыря.

Дѣйствительно, единство по­стигается только въ любви, т. е. въ Богѣ. Совершенная любовь - въ волѣ Божіей. Идолократы отрицаютъ объективную Истину - Господа нашего Іисуса Христа - когда на его мѣсто поставляютъ кумира - без­благодатное государство, безгрѣшное въ своихъ законахъ. Посему они и борются съ Церковью, какъ съ организаціей, которая имѣетъ свой отдѣльный законъ, какъ съ государствомъ въ государствѣ. Непосредст­венная теократія осуществима толь­ко въ Новомъ Іерусалимѣ, когда будутъ новое небо и новая земля: «Спа­сенные народы будутъ ходить во свѣтѣ его, и цари земные принесутъ въ него славу и честь свою» (Откр. 21,24).

Смыслъ монархіи состоитъ въ постоянномъ олицетвореніи въ образѣ монарха религіозно- нравственнаго идеала, который живетъ въ народѣ, олицетвореніи правды Божіей. Богооткровенная основа института царской власти изначально засвидѣтельствована въ книгѣ Второзаконія. Въ ней разсказывается, что за 400 лѣтъ до появленія царской власти у израильскаго народа онъ получилъ благословеніе отъ Бога на свое учрежденіе: «Когда придешь въ землю, которую Господь Богъ твой дастъ тебѣ, и овладѣешь ею, и посе­лишься въ ней, и скажешь: поставлю я надъ собою царя, подобно прочимъ народамъ... то поставь надъ собою царя, котораго изберетъ Господь Богъ твой» (Втор. 17, 14-15). А пер­вая книга Царствъ подробно повѣствуетъ намъ о исполненіи Божественнаго предсказанія о явленіи царскаго служенія.

Святой апостолъ Петръ напоминаетъ и наставляетъ насъ подчинять­ся и покоряться начальству и властямъ: «Всѣхъ почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (I Петр. 2, 17).

Какое значеніе имѣетъ въ нашей жизни единоначальный институтъ царской власти? Отвѣтъ находимъ у преподобнаго Ѳеодора Студита: «Единъ есть Господь и Законода­тель, какъ писано: едина власть и едино Богоначаліе надо всѣмъ. Сіе единоначаліе есть источникъ всякой премудрости, простирается надо всѣми, ибо отъ благодати Божіей по­лучило начало».

Исторія Церкви Христовой намъ показываетъ, какія неисчислимыя заслуги имѣли христіанскіе цари въ борьбѣ Церкви съ язычествомъ и еретиками ради торжества право­славной вѣры. Вотъ почему святой Іоаннъ Златоустъ училъ, что царская власть есть та, которая препятствуетъ пришествію антихриста. Царь- помазанникъ является отблескомъ Божественной власти и славы, воплощеніемъ правды и милости Божіей. «Господа, оказывайте рабамъ должное и справедливое, зная, что и вы имѣете Господа на небесахъ» (Кол. 4, 1).

«Всевышній владычествуетъ надъ царствомъ человѣческимъ и даетъ его, кому хочетъ» (Дан. 4, 14). - Здѣсь слѣдуетъ процитировать великаго русскаго святителя Филарета, митрополита Московскаго: «О, если бы народы достаточно разбирались въ достоинствѣ царя и постоянно свидѣтельствовали о своемъ благоволеніи и любви къ нему! Тогда всѣ земныя царства были бы предверіемъ Царства небеснаго!».


Петръ Граматиковъ, преподаватель Духовной Академіи въ Софіи
(Газета «Царски вестник», 1992 г., №3. Переводъ съ болгарского языка К. В. Глазкова) – «Православная Русь», № 5, 2003.


Comments