?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Церковь Мучениковъ - Часть І


Докладъ Архіепископа Антонія Лосъ-Анжелосскаго, составленный во исполнение указа Архіерейскаго Синода отъ 9/22 марта 1972 года о собираніи матеріаловъ по вопросу прославленія Сонма Новомучениковъ Россійскихъ.

 

Почитаніе Св. Мучениковъ въ древней Христіанской и современной Греческой Церкви.

По вѣрованію древней Христіанской Церкви, подвигъ мученичества одинъ самъ по себѣ доставляетъ святость, какъ это торжественно провозглашаетъ Церковь въ тропарѣ мученикамъ, которые «во страданіи своемъ приняли вѣнцы нетлѣнные», не отъ людей, а «отъ Бога»; это же исповѣдуетъ Церковь въ воскресныхъ степенныхъ 2-го гласа: «Святымъ Духомъ источается всякая премудрость, отсюда благодать апостоламъ, и страдальчествы вѣнчаются мученицы, и пророцы зрятъ» (3-й антифонъ, Слава, и нынѣ).

Въ древней Церкви св. мученики и ихъ св. мощи почитались съ момента ихъ кончины и въ честь множе­ства изъ нихъ, если это было осуществимо, воздвигались храмы тотчасъ послѣ ихъ убіенія, напримѣръ, св. первомученику Стефану, св. вмч. Георгію, св. вмч. Варварѣ, св. вмч. Никитѣ, св. мч. Агафіи, св. мч. Агніи, св. мч. Агриппинѣ, св. мч. Вонифатію, св. мч. Іерону, св. мч. Евпраксіи, св. мч. Іуліаніи, св. мч. Конону, св. мч. Мануилу, Савелу и Исмаилу, св. мч. 45 мчч. въ Никополѣ Армянскомъ и другимъ. (Всѣ свѣдѣнія взяты изъ Четьихъ Миней св. Димитрія Ростовскаго). Эти храмы часто воздвигались простыми рядовыми мірянами.

Въ греческой Церкви не только древніе мученики, но и новые признаются святыми и должны быть почи­таемы за таковыхъ, даже безъ всякаго каноническаго дознанія Церкви, совершенно такъ же, какъ древняя Церковь смотрѣла на своихъ первоначальныхъ мучениковъ, т.е. признавала ихъ святыми за самую мучениче­скую смерть, не ставя необходимымъ условіемъ даръ чудотвореній, что требуется отъ другихъ чиновъ святыхъ.

Среди новыхъ греческихъ мучениковъ было немало отпадшихъ въ магометанство, которые потомъ возвра­щались къ христіанству и стремились искупить грѣхъ отпаденія мученичествомъ. Въ началѣ 19 вѣка въ гре­ческой Церкви произошелъ цѣлый расколъ по поводу мученической кончины одного такого отпадшаго меж­ду признававшими и непризнававшими его за святого. Тогда Константинопольскій патріархъ Григорій V (извѣстный мученикъ, пострадавшій въ 1821 году) съ Соборомъ архіереевъ торжественно подтвердилъ обще­принятое мнѣніе объ этихъ мученикахъ, какъ о совершенныхъ мученикахъ. Въ виду того, что большая часть новыхъ греческихъ мучениковъ, не канонизованныхъ оффиціально, не имѣютъ службы, въ греческой Церкви существуетъ для нихъ безъимянное послѣдованіе. (Е. Голубинскій. О канонизаціи святыхъ въ греческой Церк­ви, стр. 26 и 27).

Св. священномученикъ Кипріанъ Карѳагенскій (3-й вѣкъ) увѣщеваетъ всѣхъ христіанъ смотрѣть за тѣмъ, чтобы тѣламъ мучениковъ послѣ ихъ смерти оказыва­лись должныя почести (Четья Минея, Августъ, стр. 593). Въ другомъ мѣстѣ онъ же подтверждаетъ практику древнихъ христіанъ точно записывать дни кончины св. мучениковъ и собираться въ эти дни для празднованія ихъ памяти: «Замѣчайте дни, въ которые умираютъ испозѣдники Христовы, чтобы мы имѣли возможность праздновать память ихъ вмѣстѣ съ памятью мучениковъ» (Четья Минея. Сентябрь, стр. 5).


 Почему Св. Церковь такъ высоко почитаетъ мученическiй подвигъ? 
Слѣдуетъ отдать себѣ отчетъ въ томъ, почему именно мученическій подвигъ настолько высоко цѣнился всегда св. Церковью, что является достаточнымъ для достиженія святости даже при наличіи грѣховъ, часто смертныхъ, которые св. мученики иногда имѣли до мученія, какъ напримѣръ, св. мученикъ Вонифатій (память 19 дек.), жившій въ преступной связи съ Аглаидой почти до самаго мученія. Св. Димитрій Ростовскій пишетъ о немъ: «Нечистыя дѣла его были омыты пролитіемъ крови его, и черезъ это самое душа его сдѣлалась какъ-бы царскою баграницею и увѣнчалась вѣнцомъ мученическимъ». Подобными были семь разбойниковъ, находившихся въ тюрьмѣ и обращенныхъ къ вѣрѣ
св. апостолами Іасономъ и Сосипатромъ. Ихъ имена: Саторній, Іакисхолъ, Фаустіэнъ, Іаннуарій, Марсалій, Евфрасій и Маммій. Они мученически скончались за вѣру и получили вѣнцы отъ Господа. Память ихъ 28 апрѣля. Такими же были упомя­нутые выше св. мученики, отпавшіе отъ христіанства до мученія.

Слово «мученикъ», которымъ переводится у славянъ греческое «мартисъ» — свидѣтель, передаетъ только второстепенную черту факта; въ мученичествѣ славянскіе народы больше всего были поражены истязаніями мучениковъ, а не ихъ свидѣтельствомъ за вѣру. Древняя Церковь смотрѣла иначе. Мученики - это бор­цы вѣры, ихъ мученіе - дѣятельный подвигъ. Св. му­ченики совершали свой подвигъ съ цѣлью свидѣтельствовать передъ заблуждающимися въ вѣрѣ объ истинномъ Богѣ, о Христѣ и своею кровію подтверждали свое свидѣтельство, показывая, что есть вѣчная жизнь и небес­ное царство, которое дороже временной жизни.

Высота мученическаго подвига свидѣтельствуется и тѣмъ, что Самъ Господь Іисусъ Христосъ благоволилъ назвать Себя «Свидѣтелемъ вѣрнымъ» (Апок. 1, 5; 3, 14) и этимъ же словомъ «свидетель» назвалъ мучени­ковъ и апостоловъ (Апок. 2, 13; Дн, 1, 8; 22, 18; Ін. 15, 26-27). Апостолъ Павелъ называетъ первомученика Сте­фана «свидѣтелемъ» Господа Іисуса Христа (Дн. 22, 20); свою проповѣдническую дѣятельность апостолы так­же называютъ «свидѣтельствомъ» (Апок. 1, 2; Дн. 22, 15). Такимъ образомъ, мученики были проповѣдниками христіанства и явились продолжателями апостольскаго служенія въ мірѣ.

Св. Церковь ставитъ на одинаковую высоту и тѣхъ мучениковъ, которые не успѣли исповѣдывать словомъ Христову истину, свидѣтельствуя о ней только своею кровію, какъ напримѣръ, 14 тысячъ младенцевъ за Христа отъ ирода избіенныхъ и другихъ св. мучениковъ, убіенныхъ за Христа, сожженныхъ или усѣченныхъ, съ кото­рыми гонители не разговаривали, умертвивъ ихъ только за то, что они были христіане, множество примѣровъ чего находимъ въ Житіяхъ Святыхъ.

Могущественное дѣйствіе мученическаго подвига на человѣческія сердца выражено Тертулліаномъ въ словахъ: «Кровь христіанъ есть сѣмя» новой жизни во Христѣ и является историческимъ фактомъ. Не по этой ли причинѣ съ такимъ страхомъ къ вліянію этого под­вига, привлекающаго къ вѣрѣ, относились древніе и новые гонители христіанства, которые тщательно и изступленно старались истребить тѣла св. мучениковъ, какъ истребили тѣла убіенныхъ Членовъ Царской Семьи, надѣясь уничтожить этимъ самую память о нихъ? (Значительная часть этого объясненія взята изъ книги проф. В. Болотова, Лекціи по Исторіи Древней Церкви, Т. II, стр. 2-9).

Мы исповѣдуемъ вѣру «Во Едину, Святую, Собор­ную и Апостольскую Церковь». Можно думать, что изъ-за ближайшаго сходства мученическаго подвига съ подвигомъ апостольскимъ, продолженіемъ котораго онъ является, св. мученики часто поставлены въ богослужебныхъ текстахъ сразу или почти сразу послѣ апостоловъ, выше другихъ чиновъ святыхъ. Напримѣръ, на литургіи св. Іоанна Златоуста на проскомидіи поминаются: Апостолы, Святители, Мученики. По пресуществленіи св. Даровъ священникъ молится: «Еще приносимъ Ти сло­весную сію службу о иже въ вѣрѣ почившихъ праотцѣхъ, отцѣхъ, патріарсѣхъ, пророцѣхъ, апостолѣхъ, проповѣдницѣхъ, мученицѣхъ, исповѣдницѣхъ, воздержницѣхъ, и о всякомъ дусѣ праведнымъ въ вѣрѣ скон­чавшемся».

Въ акаѳистѣ Божіей Матери, икосъ 4-й: «Радуйся апостоловъ немолчная уста, радуйся страстотерпцевъ непобѣдимая дерзосте!»

Послѣдній стихъ пророческой пѣсни на канонѣ, пѣснь 8-я: «Благословите апостоли, пророцы и мученицы Господни Господа, пойте и превозносите Его во вѣки». Этотъ же стихъ читается на пареміяхъ въ Великую Суб­боту.

Предпослѣдній тропарь передъ «Слава» на маломъ освященіи воды: «Молитвами славныхъ апостоловъ и мучениковъ и всѣхъ святыхъ Твоихъ, Твоя милости людемъ Твоимъ даруй».

Въ молитвѣ на литіи «Спаси Боже», повторяющейся на утрени, мученики упоминаются въ концѣ другихъ чиновъ святыхъ. Однако, перечисленіе святыхъ на этой молитвѣ поздняго происхожденія. Въ древнѣйшей гре­ческой рукописи 13 вѣка упоминались только Богоро­дица, Крестъ, Предтеча, апостолы, святой дня «и всѣхъ святыхъ». Въ славянской рукописи 15 вѣка прибавлены архангелы и «святыхъ добропобѣдныхъ мучениковъ». Служебникъ Митр. Петра Могилы (17 вѣкъ) послѣ апостоловъ сразу ставитъ мучениковъ и преподобныхъ. Въ московскомъ служебникѣ 1658 года, мученики и пре­подобные поставлены передъ святителями. Упоминаніе и количество святыхъ на этой молитвѣ въ послѣднее время постоянно мѣнялось (М. Скабаллановичъ. Толко­вый Типиконъ. Вып. 2, стр. 171-174). И теперь эта молит­ва имѣетъ три разныхъ редакціи: въ изданіи кіевскомъ, московскомъ и почаевскомъ. Мѣсто мучениковъ въ молитвѣ на литіи въ современномъ видѣ является отклоненіемъ отъ древняго порядка.

Православная Церковь въ седмичные и субботніе дни, въ отличіе отъ другихъ святыхъ, посвящаетъ много пѣснопѣній (стихиръ, сѣдальновъ и тропарей канона) св. мученикамъ, что показываетъ и здѣсь ихъ высокое мѣсто въ Церкви Христовой, и молится имъ, какъ имѣющимъ особый даръ молиться за насъ («вамъ бо дадеся благодать молитися за ны»). Все это подтверждаетъ вѣру Церкви въ особую святость мученическаго под­вига. Отсутствіе именъ мучениковъ на этихъ службахъ даетъ основаніе подразумѣвать, что здѣсь имѣются въ виду пострадавшіе за Христа святые мученики, включая и тѣхъ, чьи имена не записаны въ мѣсяцесловѣ, что вполнѣ согласно съ вѣрованіемъ и практикой Церкви съ самыхъ древнѣйшихъ временъ.

Съ особой торжественностью прославляются св. мученики, преимущественно передъ другими святыми, въ пѣснопѣніяхъ и особомъ возгласѣ во время освященія храма.

(Продолжение следует)

 

Comments