pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

РОССІЯ - Архіепископъ Іоаннъ (Максимовичъ)

Когда президент Р.Ф. переписывает Русскую Историю:

http://top.rbc.ru/society/19/02/2013/845904.shtml

«Президент России Владимир Путин предложил разработать единые учебники истории для средней школы, которые будут на конкретных примерах показывать, что "судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур". Такое предложение он озвучил на встрече с членами Совета по межнациональным отношениям».

Взгляд на историческую духовную Россию Архиепископа Иоанна Шанхайского достойно вписывается в призыв Патриарха Гермогена во спасение России.



День памяти святыхъ, въ Россійской землѣ просіявшихъ, указываетъ намъ на то духовное небо, подъ которымъ создавалась и жила Земля Русская.

До св. князя Владиміра на Русской землѣ жили языческія, разрозненныя другъ съ другомъ, враждовавшія племена.

Св. князь Владиміръ принесъ имъ но­вую вѣру, новое сознаніе, смыслъ жизни, новое внутреннее душевное состояніе, далъ имъ новый, всѣхъ объединяющій духъ жизни, и такъ образовался единый народъ.

Само существованіе русскаго народа связано съ зарожденіемъ въ немъ духов­ной жизни, съ усвоеніемъ основъ христіанскаго міровоззрѣнія: безсмысленно искать смыслъ и цѣль жизни въ земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить божественную, благо­датную, вѣчную жизнь, а тогда устроится и эта временная, земная: «Ищите прежде Царствія Божія и правды его и вся сія приложится вамъ».

Вѣра и Православная Церковь объе­динили разрозненныя племена въ одинъ народъ и самымъ существеннымъ свойствомъ русскихъ людей и была вѣра въ Царство Божіе, исканіе его, исканіе пра­вды.

Ради Царства Божія, ради причастно­сти ему, ради молитвы, русскіе подвижни­ки уходили отъ мірской суеты въ лѣса, на необитаемые острова. Они искали только Царствія Божія, ничего не хотѣли создавать и строить, уходили отъ людей, но люди шли за ними ради Царствія Божія, бывшаго на тѣхъ островахъ и лѣсахъ вокругъ праведниковъ, и такъ вырастали лавры и обители.

Исканіе правды - основная нить жизни русскаго народа, и не случайно, что первый писанный сводъ законовъ, кото­рый долженъ былъ упорядочить жизнь, названъ былъ «Русской правдой».

Но о небѣ, о Царствѣ Божіемъ, дума­ли не только тѣ, кто уходилъ отъ міра и людей, всѣ вѣрующіе русскіе люди пони­мали въ чемъ смыслъ жизни. Всѣ, кто по­длинно строилъ Россію какъ государство, живя въ міру и исполняя свои обязанно­сти, также почитали самымъ главнымъ быть вѣрнымъ Божественному Царству и божественной правдѣ.

Въ Россіи были князья, полководцы, хозяева, люди всѣхъ родовъ и занятій, но ихъ основное пониманіе, стремленіе и смыслъ жизни были также въ стяжаніи Царствія Божія, причастности ему.

Св. Александръ Невскій всю жизнь провелъ въ военныхъ и государственныхъ подвигахъ, напримѣръ, проѣхалъ на конѣ огромный путь къ татарскому хану, чтобы устроить миръ для Россіи, прославился военными побѣдами, но когда заболѣлъ и пришла смерть, онъ принялъ ее какъ освобожденіе отъ трудовъ земной жизни и отдался тому, что было дороже всего его душѣ: принялъ постригъ, чтобы войти въ вожделѣнное Царство Божіе уже не воиномъ земнымъ, но Христовымъ.

Смоленскій князь Ѳеодоръ также принялъ передъ смертью монашество. Такіе духовные вожди русскаго народа, въ своемъ стремленіи къ Царству Божію, - лучшіе выразители основной черты духовной жизни народа, основной силы, ко­торая направляла историческую жизнь его.

Усвоеніе христіанской вѣры переро­дило и русскихъ князей. Власть всегда есть выраженіе сознанія и воли. Власть всегда руководствуется той или иной философіей, тѣмъ или инымъ пониманіемъ цѣли и смысла жизни и своей дѣятельности. До св. Владиміра русскіе князья были вождями воинствующихъ племенъ и вели войны ради военной добычи и славы. Ставъ христіанами, они стали начальни­ками отдѣльныхъ частей единаго народа. Съ принятіемъ христіанства явилось сознаніе и ощущеніе единства. Правда была въ братствѣ князей и междоусобная война стала неправдой.

Св. князь Владиміръ далъ русскому народу новый смыслъ жизни и новую жизненную силу. Бѣдствія, неуспѣхи, пораженія, безсильны передъ главной силой жизни, безсильны передъ жизнью духов­ной. Царствіе Божіе, духовная отрада въ причастности ему остаются незатронуты­ми. Проходитъ страшная буря и снова живетъ человѣкъ. Такъ мученики улыба­лись отъ радостнаго ощущенія благодати Божіей во время самыхъ жестокихъ мученій.

Отсюда жизненная сила Россіи. Бѣдствія не поражаютъ ея сердца. Татары спалили всю Россію. Палъ Кіевъ, и въ тотъ же годъ поднимается Новгородъ, и великій полководецъ и вождь русскаго народа благовѣрный князь Александръ Невскій поднимаетъ русскихъ людей на борьбу не съ татарами, которые истязали тѣло Россіи, а со шведами-католиками, которые, пользуясь бѣдой Россіи, хотѣли захватить душу русскихъ людей и убить духовную силу русскаго народа и Россіи. Для св. Александра Невскаго надо было прежде всего сохранить эту духовную си­лу.

Исторія возвышенія Москвы - яркое подтвержденіе той же мысли. Въ своемъ зарожденіи Москва - небольшое мѣстное объединеніе. Но во главѣ ея стоятъ благовѣрные князья, усвоившіе указанное православное пониманіе правды. Потому, когда свят. Митрополитъ Петръ сказалъ князю, что Москва будетъ возвеличена и самъ онъ будетъ жить тамъ и погребенъ будетъ, если князь построитъ въ Москвѣ домъ Пресвятой Богородицы, то князь исполняетъ этотъ завѣтъ. Иначе сказать, свят. Петръ сказалъ, что если ты будешь до конца вѣренъ Православію и, прежде всего, будешь искать Царствія Божія и правду его, то вся сія, все мірское, житей­ское, государственное приложатся тебѣ.

Таковъ замыселъ Москвы, и она была вѣрна завѣту свят. Петра, и ночная воен­ная перекличка на кремлевскихъ стѣнахъ творилась словами: «Пресвятая Богороди­ца, спаси насъ».

Это не значитъ, что и жизнь и люди были святы! О, нѣтъ! Люди всегда грѣшны, но важно, но спасительно, когда есть сознаніе добра и зла, когда есть стремленіе къ правдѣ, ибо тогда можетъ быть возстаніе.

Грѣшная Москва, столица грѣшной Россіи, въ своей исторической жизни па­дала до дна, но поднималась, потому что не умирало сознаніе правды.

Въ смутное время Россія такъ упала, что всѣ враги ея были увѣрены, что она поражена смертельно. Въ Россіи не было царя, власти и войска. Въ Москвѣ власть была у иностранцевъ. Люди «измалодуше­ствовались», ослабѣли и спасенія ждали отъ иностранцевъ, передъ которыми за­искивали. Гибель была неизбѣжна, и Россія неминуемо погибла бы, если бы было утрачено сознаніе правды. Но Россію, рус­ский народъ спасъ свят. Гермогенъ. Враги Россіи его держали въ подвалѣ, въ Кремлѣ, издѣвались надъ нимъ, мучили, доби­вались, чтобы онъ покорился имъ, измѣнивъ русскому пониманію правды. Свят. Гермогенъ былъ замученъ до смерти, но духовно не сдался, и звалъ Россію на ея историческій путь христіанскаго государ­ства съ христіанской властью, звалъ по­мнить истину и быть вѣрнымъ ей.

Святитель Гермогенъ въ вѣрѣ и исповѣданіи духовно и нравственно возродилъ русскій народъ, и онъ снова сталъ на путь исканія Царства Божія и правды его, пра­вды подчиненія земной государственной жизни духовному началу, и такъ Россія возстала. Въ исторіи нельзя найти такую глубину паденія государства и такое скорое, чудесное черезъ годъ возстаніе его, когда духовно и нравственно возстали люди. Такова исторія Россіи, таковъ ея путь.

Послѣ Петра I общественная жизнь уклонилась отъ русскаго пути. Хотя укло­нилась и не до конца, но она утратила яс­ность сознанія правды, ясность вѣры въ евангельскую истину: «Ищите прежде все­го Царствія Божія и правды его».

Тяжкія страданія русскаго народа есть слѣдствіе измѣны Россіи самой себѣ, сво­ему пути, своему призванію. Но тѣ тяжкія страданія, тоска жизни подъ властью лютыхъ безбожниковъ говорятъ, что русскій народъ не до конца утратилъ сознаніе правды, что ему духовно и нравственно тяжела неправда безбожнаго государства и безбожной власти.

Россія возстанетъ такъ же, какъ она возставала и раньше. Возстанетъ, когда разгорится вѣра. Когда люди духовно возстанутъ, когда снова имъ будетъ дорога ясная, твердая вѣра въ правду словъ Спа­сителя: «Ищите прежде Царствія Божія и правды его и вся сія приложатся вамъ». Россія возстанетъ, когда полюбитъ вѣру и исповѣданіе Православія, когда увидитъ и полюбитъ православныхъ праведниковъ и исповѣдниковъ.

Сегодня, въ день всѣхъ Святыхъ, въ землѣ Россійстей просіявшихъ, Церковь указываетъ ихъ, и православные съ духовнымъ восторгомъ видятъ, какое ихъ мно­жество въ Царствѣ Божіемъ. И сколько еще не прославленныхъ, имже нѣсть чис­ла. Вотъ молча и безтрепетно идетъ на смерть Митрополитъ Кіевскій Владиміръ. Убійцы выводятъ его изъ воротъ Лавры, чтобы убить внѣ града, какъ убили Госпо­да Спасителя, и святитель молча, какъ агнецъ заколенія, приметъ смерть за Хри­ста, за Вѣру, за Русскую Церковь, за то, что искалъ прежде всего пріобщенія Царствію Божію, вѣчной жизни.

Во множествѣ мучениковъ и исповѣдниковъ мы видимъ Божіе благословеніе ихъ подвигамъ вѣры, явленію ихъ нетлѣнныхъ мощей - эти тѣла праведни­ковъ, которыя уже живутъ по законамъ будущей жизни, гдѣ нѣтъ страданія и тлѣнія, и нетлѣнность мощей свидѣтельствуетъ о томъ. Такъ, нетлѣнные останки ве­ликой княгини Елизаветы Ѳеодоровны, почивающіе въ Геѳсиманской обители, свидѣтельствуютъ намъ о ея праведности въ очахъ Божіихъ.

Не оскудѣла Русская Церковь и че­резъ нея и Россія, за вѣру убіенными. И вѣруемъ, что всѣ они будутъ прославлены славою вѣчной, а не тлѣнной земной.

Россія возстанетъ, когда подниметъ взоръ свой и увидитъ, что всѣ святые, въ землѣ россійской просіявшіе, живы въ Божіемъ Царствѣ, что въ нихъ духъ вѣчной жизни, и что намъ надо быть съ ними и духовно коснуться и пріобщиться ихъ вѣчной жизни. Въ этомъ спасеніе Россіи и всего міра.

Въ СССР нѣтъ духа жизни, нѣтъ ра­дости жизни. Его всѣ боятся, какъ боятся бѣсовъ. Россія также была страшна другимъ державамъ, но тѣмъ, что она притя­гивала къ себѣ народы.

Вѣрность заповѣди «ищите прежде Царствія Божія...» создавало русское смиреніе, смиряло и власть въ дни наиболь­шей земной славы. Русская власть, устами императора Александра I, исповѣдала себя какъ власть христіанская, и на памятникѣ своей славы написала: «Не намъ, не намъ, но имени Твоему».

Русское небо, русскіе святые зовутъ насъ быть съ ними, какъ они съ нами. Зо­вутъ пріобщиться духу вѣчной жизни, и того духа жаждетъ весь міръ.

Возстановленная Россія нужна всему міру, отъ котораго отошелъ духъ жизни, и онъ весь колеблется въ страхѣ, какъ пе­редъ землетрясеніемъ.

Россія ждетъ христолюбивое воин­ство, христолюбивыхъ царей и вождей, которые поведутъ русскій народъ не для славы земной, а ради вѣрности русскому пути правды.

«Не намъ, не намъ, а имени Твоему».

Въ покаяніи, въ вѣрѣ, въ очищеніи, да обновится Русская земля и да возстанетъ святая Русь!

«Православная Русь», № 11, 1994 г.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author