?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

История Михайловского собора в Одессе


Пособие к составлению новых учебников истории России для средних учебных заведений.[1]


Весьма характерными обстоятельствами сопровождалось въ г. Одессѣ закрытіе и вслѣдъ за тѣмъ разрушеніе одного изъ послѣднихъ храмовъ - Михайловскаго.

Храмъ св. Архистратига Михаила - одинъ изъ старѣйшихъ въ городе, при первоначальной постройкѣ предназначался стать каѳедральнымъ соборомъ и поэтому отличался особенной вместительностью и благолѣпіемъ. Расположенъ онъ былъ на окраине города на огромной площади Михайловской и не соприкасался ни съ какими зданіями, не мѣшалъ движенію публики и вообще нельзя было найти никакой обычной придирки для его закрытія.

Этотъ храмъ оставался открытымъ до 1936 года. Подъ его сводами пріютилось соборное духовенство, какое еще уцѣлѣло отъ ареста и ссылки. Въ немъ совершались архіерейскія служенія Митрополитомъ Анатоліемъ и онъ привлекалъ во времена богослуженій до десяти тысячъ молящихся.

Въ 1936 году уже вышла въ свѣтъ сталинская конституція. Всѣмъ вѣрующимъ бросились въ глаза и особенно запечатлелись въ памяти тѣ параграфы конституціи, которые касались религіи. Была объявлена широкая веротерпимость по отношенію къ вѣрующимъ, было торжественно обещано, что закрытія и разрушенія храмовъ прекращаются, такъ же, какъ и массовое пресле­дованіе духовенства.

Откликомъ на эти широковещательныя постановленія яви­лись новые массовые аресты уцелёвшаго духовенства и закрытіе и разрушеніе последнихъ храмовъ. По крайней мере такъ происхо­дило въ г. Одессѣ, где вершителемъ всѣхъ судебъ Цекрви, духо­венства и вѣрующихъ являлся іудей Барановичъ, пропитанный особой специфической ненавистью къ христіанству и христіанамъ.

Налоги на храмы, арендная плата за нихъ возрастали съ неимоверной быстротой. Особенно страдала въ 1936 г. Михай­ловская церковь, единственно, кроме крошечнаго храма на второмъ христіанскомъ кладбище, уцелевшая въ городе къ тому времени. Очевидно, администраторъ по деламъ культа Барано­вичъ лелеялъ планъ, что верующимъ станетъ не подъ силу со­держать столь дорого стоящій храмъ. Только бывало настоятель храма съ благодарностью объявитъ собравшимся прихожанамъ, что, благодаря ихъ помощи, уплаченъ очередной десятитысячный взносъ за аренду храма, какъ появлялось со стороны администратора новое постановленіе о дополнительномъ немедленномъ взносе въ 2, 4, 5, 6 тысячъ рублей.

Но эта система подсиживанія не оправдала надеждъ Барановича. Все налоги немедленно выплачивались, все обязательства и постановленія аккуратно и неукоснительно выполнялись. При­шлось прибегнуть къ обычному пріему - насилію.

Памятенъ вечеръ одного изъ воскресеній пасхальнаго періода. Только что окончилось торжественное архіерейское богослуженіе. Еще въ стенахъ храма дрожали только что отзвучавшія ликующія прекрасныя пасхальныя песнопенія... Голубоватый дымокъ дорогого душистаго ладана медленно таялъ въ воздухе и весь прекрасный обширный храмъ сіялъ множествомъ света, когда на его высокій амвонъ взошелъ настоятель храма - бла­гостный, кротчайшій старецъ, отецъ проторіерей Митрофанъ Поповъ и растрогано благодарилъ прихожанъ за то, что ихъ стараніями и щедростью былъ немедленно покрытъ очередной денежный долгъ храма. «Такимъ образомъ, закончилъ о. Митро­фанъ, мы все можемъ быть совершенно спокойны за судьбу всемъ намъ дорогого храма»...

А на утро 18 мая 1936 года близжившіе прихожане св. Михайловскаго храма были поражены известіемъ, что рано утромъ къ храму прибыль инспекторъ культа Барановичъ съ представителями НКВД, и храмъ запечатали, даже не вызвавъ председателя общины, старосты церковнаго и настоятеля храма, какъ это полагалось по установленнымъ до той поры правиламъ.

Главные члены общины, староста, настоятель бросились въ Админотделъ. Тамъ уже оказался извещенный о новомъ произ­воле Владыка Анатолій. На все тревожные вопросы, почему последовало закрытіе храма, Барановичъ, видимо издѣваясь, отвѣчалъ, что храмъ не закрытъ, а лишь временно опечатанъ, что вины на общине не лежитъ никакой, что все обязательства выплачены и предлагалъ всѣмъ просто вооружиться терпѣніемъ и полнымъ спокойствіемъ. «Чѣмъ меньше будете вы подымать шуму и ходатайствъ, тѣмъ скорее храмъ вашъ будетъ открытъ», сказалъ онъ.

Делать нечего. По убедительной просьбѣ Владыки міряне смирились. Всѣ вѣрующіе потянулись къ Свято-Димитріевскому храму, не вмещавшему и 20-й доли молящихся. А любимый Михайловскій храмъ стоялъ закрытымъ. Барановичъ грубо уволилъ нашего архипастыря, а вслѣдъ за этимъ послѣдовалъ его арестъ и высылка.

Лѣто близилось къ концу. Храмъ на Михайловской площади оставался закрытымъ, но нетронутымъ. Верующіе потеряли терпеніе, да и терять уже, такъ сказать, было нечего. Любимейшій архипастырь былъ увезенъ въ ссылку на мученія, храмъ не от­крывался, и тысячи верующихъ, не находившихъ возможности исполнять свои религіозныя обязательства, бросились писать безконечныя петиціи властямъ придержащимъ. Прошенія эти покры­вались сотнями тысячъ подписей. Но результатъ оставался все тотъ же - храмъ не открывался.

Отважные ходаки отправились хлопотать дальше... Последствіемъ хлопотъ были аресты смельчаковъ.

Уже въ начале сентября въ горестныхъ хлопотахъ одесситовъ принялъ участіе одинъ очень благочестивый человекъ - юристъ, по происхожденію уроженецъ Москвы, пріехавшій въ Одессу на побывку къ родственникамъ.

Знавшій все входы и выходы, все юридическіе пріемы и увертки, москвичъ проникъ къ самому Калинину, добился того, чтобы на произволъ надъ судьбой одесскаго Михайловскаго храма было обращено вниманіе, и изъ Москвы въ Одессу полете­ло предписаніе - немедленно открыть Михайловскій храмъ для посещенія верующихъ и возобновленія богослуженій въ немъ.

Объ этомъ были поставлены въ известность члены правленія и духовенство. Бросились въ Админотделъ - узнали, что предписаніе действительно имеется. Но... вместо открытія храма, на другой же день было приступлено къ его быстрому разрушенію. Къ концу двухъ-трехъ дней на месте величаваго храма валялись груды развалинъ...

Оказывается, получивъ предписаніе изъ Москвы объ откры­тіи Михайловскаго храма, Барановичъ ответилъ, что храмъ уже уничтоженъ, въ то время, какъ онъ стоялъ еще неприкосновен­ный, во всей своей красе.

Этотъ яркій образчикъ наглаго произвола и издевательства особенно характерно рисуетъ картину той жизни, какую ведутъ все обитатели «советскаго рая» въ стране лжи, обмана, надруга­тельства и насилія.

«Православная Русь», № 21, 1984 г.





[1] «Президент России Владимир Путин предложил разработать единые учебники истории для средней школы, которые будут на конкретных примерах показывать, что "судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур". (http://top.rbc.ru/society/19/02/2013/845904.shtml)

                                 

Comments