?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВІЯ


Проповедь свят. Іоанна Шанхайскаго Чудотворца.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Посредѣ двою разбойнику, мѣрило праведное обрѣтеся Крестъ Твой: овому убо низводиму во адъ тяготою хуленія: другому же легчащуся отъ прегрѣшеній, къ познанію богословія...» (великопостный тропарь 9-го часа, на славу).

Такъ говорится о Крестѣ Господнемъ. Мѣрило праведное обрѣтеся посреди двою разбойнику, три креста водрузи Пилатъ на Голгоѳѣ - два разбойника и одинъ Жизнодавца. Но только Крестъ Спасителя былъ спасеніемъ для всего человѣчества, тотъ Крестъ, который стоялъ посреди, онъ есть орудіе міра, непобѣдимая побѣда - побѣда надъ діаволомъ и побѣда надъ смертью. Остальные два креста - одинъ былъ спасительнымъ для того, кто висѣлъ на немъ, другой былъ для него лѣстницей въ адъ.

Два разбойника висѣли на крестахъ возлѣ Госпо­да Іисуса Христа, одинъ хулилъ все время Его и продолжалъ хулить, а другой, начавшій было хулить, потомъ образумился, и, познавъ всѣ прегрѣшенія, возопилъ къ Господу: «помяни мя, Господи, когда пріидеиш во Царствіи Твоемъ»! И отвѣтилъ ему Гос­подь: «днесь со Мною будеши въ раю»! Такъ черезъ Крестъ, черезъ страданія увѣровалъ разбойникъ благоразумный въ распятаго Христа, увѣровалъ, какъ говорится - къ познанію богословія. Но когда простилъ ему Господь грѣхи, онъ позналъ въ Немъ Са­мого Сына Божія, понялъ, что Человѣкъ тотъ, Который виситъ въ безславіи и безчестіи есть славный Царь Славы, понялъ, что Тотъ, Который сейчасъ ка­жется немощнымъ и слабымъ есть Самъ всемогущій Творедъ и Властитель всей вселенной. Итакъ, от­крылись ему умныя очи, душевныя очи тому разбой­нику, который висѣлъ съ правой стороны, къ чему онъ пришелъ черезъ покаяніе, черезъ смиреніе. Такъ и Христосъ унизилъ Себя паче всѣхъ человѣкъ, унизилъ Себя для того, чтобы тѣмъ стерѣть и уничтожить грѣхъ гордости Адамовой. Такъ и разбойникъ, смиренно познавшій прегрѣшенія, просилъ у Господа прощенія и черезъ то явился ему Господь во всей Своей Славѣ. А тотъ другой разбойникъ, висѣвшій съ лѣвой стороны, «ошуюю», - какъ гово­рится по-славянски, тотъ хулилъ Его все время, хулилъ потому что сознавалъ, что грѣшенъ, что онъ есть преступникъ, что нарушилъ и человѣческіе и Божескіе законы, но не хотѣлъ покаяться, не хотѣлъ смириться, и онъ хулилъ тѣ самые законы, ко­торые онъ нарушилъ, хулилъ Самого Законодавца, Который далъ законы природы. Который вложилъ въ людей совѣсть, по которой они пишутъ свои человѣческіе законы, хотя и не всегда съ ней согласу­ясь, онъ хулилъ Его и продолжалъ хулить, пока тя­готою хуленія не сошла душа его во адъ.

Вотъ два пути которые лежатъ передъ людьми. Передъ нами лежитъ Животворящій Крестъ Госпо­день. Господь сказалъ: «Кто хочетъ по Мнѣ идти, пусть возьметъ Крестъ свой и по Мнѣ грядетъ». Куда грядетъ? - Сначала черезъ страданія, также какъ и Христосъ страдалъ, потомъ войдетъ со Христомъ и въ Царство Вѣчное, въ Царство Небесное, гдѣ Господь Іисусъ Христосъ сидитъ на Своемъ престолѣ. Нѣтъ другого пути, какъ только идти за Господомъ. И разбойникъ, который висѣлъ съ пра­вой стороны, позналъ Бога и душой пошелъ за Нимъ. Не могъ онъ, конечно, тогда чудесно перемѣниться, это не нужно, онъ душой пошелъ за Христомъ, позналъ въ Немъ Бога, смирившагося ради спасенія человѣковъ, смирилъ себя, позналъ свои прегрѣшенія и со Христомъ пошелъ въ рай.

Передъ нами лежитъ путь двухъ разбойниковъ. Которымъ путемъ пойдемъ мы? Все время человѣчество шло однимъ или другимъ путемъ. Крестъ Господень являлся іудеямъ соблазномъ, еллинамъ же, то есть язычникамъ, - безуміемъ, какъ можно поклоняться орудію смиренія, орудію казни, они не понимали, что этимъ орудіемъ Господь спасъ все человѣчество отъ царства діаволу, отъ царства грѣха, отъ вѣчной погибели. Для іудеевъ также былъ со­блазномъ Крестъ Господень, они желали видѣть сво­его мессію какъ царя славы, какъ царя земного, ко­торый возвыситъ ихъ родъ іудейскій, и Крестъ, на которомъ былъ распятъ Христосъ, былъ для нихъ соблазномъ. Соблазномъ и безуміемъ казалось распятіе Христа; а черезъ это, какъ говоритъ намъ св. апостолъ Павелъ: іудеямъ соблазнъ, еллинамъ же безуміе, намъ же Христосъ Божія сила и Божія пре­мудрость. Вотъ, то что для однихъ было гибелью, для другихъ стало спасеніемъ.

Крестъ Господень дѣлитъ людей на двѣ части. Такъ одни увѣровали во Христа, другіе же споткну­лись о камень преткновенія и гнали Церковь Хри­стову, Тѣло Христово, Глава которой есть Самъ Гос­подь Іисусъ Христосъ. Церковь Христова есть Тѣло Христово, Самъ Онъ возглавляетъ ее и Божественнымъ Своимъ Тѣломъ и Кровію питаетъ вѣрующихъ, питаетъ чадъ Своей Церкви, такъ что мы еди­но со Христомъ и тѣлесно должны быть и духовно. Мы тѣломъ соединяемся со Христомъ черезъ Боже­ственное Причащеніе, должны душевно примкнуть и сразу слѣдовать Его заповѣдямъ.

Всѣ мы грѣшимъ, но одни грѣшатъ и каются, другіе хулятъ всѣ законы, которые они нарушаютъ. Такъ было и въ древности, когда Арій и другіе ере­тики отвергали догматы Святой Церкви и тогда ча­сто страдали вѣрующіе; страдали вѣрующіе когда были нечестивые правители, которые ссылали ихъ въ ссылки; такъ св. Аѳанасій Великій изъ сорока семи лѣтъ своего святительства провелъ двадцать лѣтъ въ изгнаніи. И другіе святители также страда­ли за истину, страдали и многіе вѣрующіе, однако въ чистотѣ Православія они спаслись и отверзли врата вѣчной жизни, врата Царства Небеснаго. Часто торжествовали невѣрующіе, часто попирали они Цер­ковь Христову, но затѣмъ наступала ихъ гибель и паденіе, и не въ Царство Небесное, а въ вѣчныя муки въ преисподню посылались ихъ души, также какъ нѣкогда Христосъ послалъ въ адъ душу Ирода и другихъ, которые искали Его душу.

Передъ нами лежитъ путь спасенія или путь по­гибели. О Крестъ споткнулись и христіане во время иконоборчества, когда стали гнать св. иконы, когда стали уничижаться и другія святыни и Крестъ Господень. И это тѣ, которые называли себя правовѣрными, даже считали себя православными. Итакъ, полтораста лѣтъ господствовала иконоборческая ересь, пока наконецъ, не была она сломлена окончательно.

Въ день Торжества Православія мы торжествуемъ побѣду Христову надъ иконоборчествомъ и надъ всѣми бѣсами. Крестъ Господень раздѣлялъ вѣрующихъ и невѣрующихъ, тѣхъ которые шли путемъ спасенія и которые шли путемъ погибели. Так­же отвергаютъ Крестъ Господень и нынѣшніе иконоборцы- протестанты и другіе, которые отрицаютъ святыя иконы, они готовы допустить въ своихъ жилищахъ красивыя изображенія какихъ-нибудь собы­тий евангельскихъ, но однако отвергаютъ почитаніе святыхъ иконъ, которыя напоминаютъ намъ, что спасеніе пріобрѣтается путемъ тяжелымъ, узкимъ путемъ, какимъ шелъ Самъ Господь Іисусъ Хри­стосъ, путемъ борьбы со своими грѣхами и порока­ми, путемъ пощенія и молитвъ, - этого не признаютъ тѣ, которые желаютъ видѣть въ Христіанствѣ только нѣчто розовое и прекрасное, когда можно безъ всякаго усилія, безъ всякаго напряженія себя, безъ всякой борьбы со своими грѣхами войти въ вѣчное блаженство. Они идутъ тѣмъ путемъ, которымъ шелъ разбойникъ висѣвшій ошуюю: они отри­цаютъ всѣ законы, которые далъ Господь Своими устами и послалъ Апостоловъ проповѣдывать ихъ по всей вселенной; они отрицаютъ тѣ уставы и писанія которые свято хранитъ святая православная Цер­ковь.

И вотъ черезъ Крестъ одни спасаются къ познанію богословія, къ познанію Истины вѣчной, другіе тяготою хуленія снисходятъ въ адскія мученія. Та­кой путь пространный предстоитъ предъ нами православными и здѣсь есть соблазны, которые раздѣляютъ вѣрующихъ если они хотятъ и желаютъ идти тѣмъ путемъ, который имъ Христосъ указалъ.

Всѣ мы грѣшимъ, всѣ мы нарушаемъ Христовы заповѣди и законы святой Церкви, но одни сознаютъ себя грѣшными въ томъ, что они ихъ нарушаютъ и каются въ своихъ прегрѣшеніяхъ, а другіе, вмѣсто того, отрицаютъ сами законы и не хотятъ имъ поко­ряться, говорятъ, что законы эти устарѣли, законы уже не нужны, мы-де сами умнѣй чѣмъ тѣ, которые дали законы церковные, которые Самъ Господь далъ черезъ Апостоловъ и Своихъ святителей. Вотъ передъ вами два пути - путь благоразумнаго разбойни­ка и путь того, который тяготою хуленія снисшелъ во адъ.

Здѣсь передъ нами также вѣчныя тѣ произведенія. Одни готовы признать изображенія, если они хо­рошо написаны, если они красивы и услаждаютъ взоръ, другіе почитаютъ тѣ иконы, гдѣ святые изображены страдающими, гдѣ изображены ихъ мученическіе подвиги, ихъ посты и моленія, тѣ неблагообразія внѣшнія, но благообразіе внутреннее видится на этихъ священныхъ изображеніяхъ. Это, братіе, путь двухъ разбойниковъ. Одни желаютъ спасенія, другіе желаютъ только наслажденія въ этомъ мірѣ, и когда это имъ не дается, то они хулятъ тѣ законы, которые даны для нашего спасенія.

И сейчасъ также могутъ возникнуть у насъ раз­ный дѣленія. Потому, что законы Церкви Христовой непреложны, христіанинъ долженъ покоряться законамъ и уставамъ Церкви безотносительно того, какъ къ этому относятся другіе, какъ относится окружа­ющее общество, благожелательно или отрицательно къ законамъ Церкви. Вѣрные Христовы идутъ за Христомъ путемъ тѣхъ законовъ, тѣхъ уставовъ, которые свято хранитъ св. Церковь. А тѣ, которые желаютъ лишнихъ удобствъ и радости въ этомъ земномъ мірѣ, который погибнетъ рано или поздно, тѣ предпочитаютъ законы другіе - не церковные, а тѣ, которые допускаютъ имъ жить какъ они хотятъ и мыслить какъ они хотятъ, свою волю ста­вить выше надъ духомъ Церкви, духомъ, который данъ отъ Самого Господа Бога, и призываютъ и другихъ слѣдовать ихъ путемъ.

Быть можетъ братіе скоро передъ вами опять настанетъ здѣсь волненіе, и нѣкоторые изъ васъ будутъ призывать идти путемъ отрицанія св. законовъ и покоряться только тѣмъ законамъ, которые даны только человѣческой властью. Бойтесь этого пути! Бойтесь этого пути, которымъ пошелъ разбойникъ, висѣвшій ошуюю, ибо тяготою хуленія, тяготою хуленія Христа, пошелъ въ вѣчную гибель. И тѣ, кото­рые хулятъ церковные законы, тѣ хулятъ Самого Христа, Который есть Глава Церкви, ибо законы Церкви даны Духомъ Святымъ черезъ Апостоловъ. А законы помѣстные основаны на тѣхъ же самыхъ законахъ, на законахъ и канонахъ Церкви. Не будемъ себя считать болѣе мудрыми, чѣмъ тѣ святите­ли, которые установили правила Церкви, не будемъ мнить себя вельми мудрыми. Будемъ смиренно съ разбойникомъ благоразумнымъ взывать: помяни мя, Господи, во Царствіи Твоемъ!

Помолитесь о прощеніи грѣховъ. Если мы отступаемъ отъ законовъ Церкви, если мы постоянно нарушаемъ ихъ, помолитесь, чтобы Господь помиловалъ и съ разбойникомъ насъ ввелъ въ Царство Небесное. Тогда не пойдемъ тѣмъ путемъ, которымъ пошелъ нечестивый разбойникъ, оставшись нечестивымъ до конца и снисшедшій въ преисподнюю. Отъ чего да избавитъ насъ всѣхъ Господь. Аминь.

«Православная Русь», № 3, 1991 г.

Comments