pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

Письмо Архиепископа Илариона (Троицкого)

 

 

Письмо священномученика Илариона 

из заключения на Соловках по поводу Декларации м. Сергия

Дорогой друг мой! Под впечатлением Вашего тревожною письма от 2(15) октября я заглянул в свою записную тетрадь, припомнив, по ассоциации с предметом Вашей тревоги, неко­торые сравнительно давнишние свои заметки в ней. Вот что было набросано мною под 18 февраля (3 марта) 1924 г.:

"Может быть, скоро мы окажемся среди океана нечестия малым островком. Как постепенно подкрадывалось и быстро совершилось падение самодержавия и изменился лик русской государственности, таким же образом происходит и может быстро совершиться реформационно-революционный  про­цесс в нашей Церкви. Картина церковных отношений может вдруг видоизмениться, как в калейдоскопе. Обновленцы мо­гут вдруг всплыть, как правящая в России "церковная пар­тия", причем противников у нее может оказаться очень не­много, если открытые обновленцы и скрытые предатели по­ладят между собою и совместно натянут на себя личину каноничности. Конечно, можно гадать и иначе, но во всяком случае истинным чадам Вселенской Христовой Церкви надлежит бодр­ствовать и стоять с горящими светильниками".

"Трудность настоящего времени для православного человека состоит, между прочим (если не главным образом), н том, - записано мною в тетрадь под 1 (14) января 1925 г., - что тепе­решняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношений к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к реше­нию выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым от­ношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании доб­ра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. 4, 2) чрез примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епи­скопами. На "законном" основании можно и антихриста принять...».

Церковные события последних недель не являются ли подтверждением этих предчувствий? То жуткое, что предощущалось душою 2-3 года тому назад, не придвинулось ли к нам вплот­ную с вторичным вступлением митрополита Сергия в управление Русской Православной Церковью? Вызвавшее многообразные и вполне  заслуженные отрицательные критики послание митрополита Сергия и его Синода не бросило ли возглавляемую им церковную организацию в омерзительные, прелюбодейные объятая атеистической, богохульной и христоборной (анти-Христовой) власти. (Разнообразные эпитеты, прилагаемые мною к советской власти, я упот­ребляю не в ругательном, а в существенном, строго определенном смысле) и не внесло ли страшное нечестие в недра нашей Церкви? Заметьте: изошло это послание не от раскольников-обновленцев, борисовцев и им подобных отщепенцев и не от еретиков-живоцерковников, а от законной, канонической, по-видимому православной иерархии; главные положения послания  опираются на тексты (правда, иногда не без искажения их; см. лжетолкование на 1 Тим. 2, 1-2) Св. Писания и на, как будто однородный с настоящим, опыт древней Церкви. С другой сторо­ны, послание стремится и надеется удовлетворить насущной потребности истомленных гоне­ниями верующих душ, ибо сулит им мир и покой. И многие-многие, особенно из духовенства, сочувственно откликаются на обращение митрополита Сергия и его Синода...





Subscribe
Comments for this post were disabled by the author