?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

May 2018

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Гоненія на Іосифлянъ (1929-30 гг.) – Часть І

 

      Середина 20-хъ гг. въ исторіи Русской Православной Церкви отмѣчена затишіемъ гоненій со стороны безбожнаго государства. Кратковременный періодъ «новой экономической политики» (НЭП) создалъ иллюзію относительнаго спокойствія и благоденствія въ совѣтскомъ государствѣ, возможности мирнаго сосуществованія въ немъ различныхъ классовъ и ученій. Но во второй половинѣ 20- хъ гг. Сталинъ выдвигаетъ новый политическій тезисъ о «нарастаніи классовой борьбы въ СССР по мѣрѣ построенія соціализма». Какъ это отражалось въ жизни страны?

Въ экономикѣ основной упоръ дѣлался на развитіе тяжелой промыш­ленности при полной милитаризаціи тру­да. Въ деревнѣ срочнымъ порядкомъ со­здаются колхозы, несогласные крестьяне и ихъ семьи насильственно высылаются. Въ политической жизни страны жестко подавляется всякое инакомысліе, даже въ средѣ коммунистической партіи и совѣтскаго правительства. Въ государственномъ масштабѣ нагнетаются военная истерія и шпіономанія, открываются слѣдственныя дѣла и судебные процессы надъ дѣйствительными и мнимыми про­тивниками «новаго сталинскаго курса». Именно въ такой обстановкѣ лѣтомъ 1927 г. митр. Сергій (Страгородскій) издаетъ свою знаменитую декларацію, столь успѣшно послужившую безбожной власти въ дѣлѣ ликвидаціи церковной оппозиціи богоборческому режиму и «но­вому церковному курсу».

Въ двухтомномъ трудѣ о. Михаила Польскаго «Новые мученики россійскіе» приведено болѣе 20-и фактовъ арестовъ и репрессій епископата, духовенства и мірянъ за непріятіе деклараціи митр. Сергія. Возможно, самъ митр. Сергій не предусмотрѣлъ всѣхъ послѣдствій своей деклараціи, однимъ изъ которыхъ было отстраненіе значительной части Русской Православной Церкви отъ молитвенно- каноническаго общенія со своимъ первоіерархомъ. Уже къ началу 1929 г. ему стало ясно, что одними увѣщеваніями и угрозами нельзя удержать все болѣе раз­растающееся антисергіанское движеніе. Въ этой связи совершенно необоснованы утвержденія нѣкоторыхъ изслѣдователей о томъ, что къ серединѣ 1928 г. легальное сопротивленіе митр. Сергію претерпѣвало значительный кризисъ. Толь­ко въ Петроградѣ къ тому времени, по разнымъ даннымъ, существовало отъ 26- ти до 46-ти легальныхъ іосифлянскихъ храмовъ, поминавшихъ въ качествѣ первоіерарха митрополита Іосифа Петроградскаго. Продолжались также и присоединенія къ іосифлянамъ отложившихся отъ митр. Сергія. Напримѣръ, въ серединѣ 1928 г. къ іосифлянскому епископу Димитрію Гдовскому въ Петроградѣ присоединилась Никольская единовѣрческая церковь съ клиромъ и прихожанами. Было установлено молитвенно-каноническое общеніе съ послѣдователями архіепископа Виктора (Островидова) и митрополита Агаѳангела (Преображенскаго), - около десяти архіереевъ, - ко­торые также поминали за богослуженіемъ имя митрополита Іосифа. Основ­ными районами распространенія церков­ной іосифлянской оппозиціи была Пет­роградская, Вятская, Воронежская губерніи, Кубань и Украина.

Отвѣтомъ митр. Сергія на подобныя дѣйствія іосифлянъ явилось его поста­новленіе объ отношеніи къ священнодѣйствіямъ, совершеннымъ «раскольничьимъ клиромъ» — клиромъ митропо­лита Іосифа (Петровыхъ), архіепископа Димитрія (Любимова) и епископа Алексія (Буй) за № 1864 отъ 24 іюля 1929 г. Опредѣленіе гласило, что священнодѣйствія ихъ суть «недѣйствительны, и обращающихся изъ этихъ расколовъ, ес­ли послѣдніе крещены въ расколѣ, при­нимать черезъ таинство св. мѵропомазанія; браки, заключенные въ расколѣ, также навершать церковнымъ благословеніемъ... Умершихъ въ... указанныхъ расколахъ не слѣдуетъ хотя бы и по уси­ленной просьбѣ родственниковъ отпѣвать, какъ и не слѣдуетъ совершать по нихъ и заупокойную литургію.

Разрѣшать только проводы на кладбище съ пѣніемъ "Святый Боже"».

Но постановленіе сергіевскаго Сино­да не оказало никакого дѣйствія на іосифлянъ и ихъ сторонниковъ, ибо, по ихъ убѣжденію, подобныя постановленія не имѣли никакой церковно-канонической силы, такъ какъ исходили отъ незакон­ной раскольничей власти. Болѣе того, несмотря на начавшіеся еще въ началѣ 1929 г. аресты, продолжалось присоеди­неніе къ іосифлянамъ приходовъ и мірянъ. Такъ, въ ноябрѣ 1929 г. іосифлянскимъ сталъ нижній храмъ церкви Воскресенія Христова, къ тому же вре­мени насчитывалось около 40 епископовъ, находившихся въ молитвенно- каноническомъ общеніи съ митр. Іосифомъ по всей Россіи. Епископъ Димитрій прилагалъ всѣ усилія для установленія пра­вильной церковной жизни въ подчиненныхъ ему приходахъ и монастыряхъ. Онъ постоянно служилъ въ разныхъ храмахъ, ѣздилъ по городамъ и селамъ. За усердіе и твердое стояніе въ вѣрѣ митрополитъ Іосифъ на Рождество 1928 г. (7 января н. ст. 1929 г.) возвелъ владыку Димитрія въ санъ архіепископа. Іосифляне и нхъ сторонники стали представлять уг­розу не только для митр. Сергія, но и для государственной власти.

Первые массовые аресты іосифлянъ начались въ серединѣ, но своей высшей точки достигли въ концѣ 1929 - началѣ 30 гг. За три мѣсяца, съ 23-го ноября по 25-ое февраля, было арестовано болѣе 50-ти священнослужителей, монаховъ и мірянъ. 29-го ноября былъ арестованъ архіепископъ Димитрій по обвиненію въ томъ, что «состоялъ фактическимъ руководителемъ церковной группы "Защи­та истиннаго Православія", совмѣстно съ руководящимъ ядромъ этой группы велъ контрреволюціонную агитацію, направ­ленную къ подрыву и сверженію совѣтской власти. Принимали духовенст­во и руководили этой группой по СССР». Сія формулировка фактически говоритъ о томъ, что совѣтская власть признала причиной ареста владыки принадлеж­ность его къ истинной Церкви, хотя и подвела подъ арестъ т. с. контрреволюціонную базу. Подобное обвиненіе предъявлялось и при послѣдующихъ арестахъ активныхъ іосифлянъ, которые за­кончились въ 1932 г.

Одними изъ первыхъ въ Петроградѣ 23-го ноября 1929 г. были арестованы оо. Сергій и Александръ Тихоміровы. 3-го декабря 1929 г. былъ арестованъ настоя­тель собора Воскресенія Христова на Екатерининскомъ каналѣ о. Василій Верюжскій. Въ тюрьму попали также іеромонахъ о. Гавріилъ (Владиміровъ), протоіереи оо. Николай Никитинъ и Нико­лай Загоровскій, священники оо. Петръ Белавскій, Сергій Алексѣевъ, Василій Вертоскій, Николай Прозоровъ, схимонахиня Анастасія (Куликова), монахиня Кира и многіе другіе священники, монашествующіе и міряне.

Среди документовъ, указанныхъ аре­стованными, были протоколы и постановленія Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Они какимъ-то образомъ были переданы протоіерею Ѳеодору Андрееву и профес­сору В. А. Егунову, которые, въ свою очередь, передавали ихъ для распространенія и укрѣпленія авторитета іосифлянскаго движенія. О. Сергій Тихоміровъ на допросахъ указывалъ, что «то, что выра­жено въ этихъ протоколахъ въ осужденіе митрополита Сергія, я согласенъ и старался ихъ распространять, черпая изъ нихъ нравственное укрѣпленіе въ своемъ церковномъ убѣжденіи. Распространеніемъ этихъ протоколовъ я старался доказать, что "іосифляне" не одни, что за ними сто­ять такіе авторитетные церковные дѣятели, какъ Ѳеофанъ (Быстровъ), Антоній (Храповицкій) и др.».

Обвинительное заключеніе по дѣлу іосифлянъ соотвѣтствовало духу време­ни и задачамъ совѣтскихъ карательныхъ органовъ: «Эта монархическая организація церковниковъ использовала всѣ ме­тоды и способы контрреволюціонной агитаціи и пропаганды. Опершись на ре­акционные и черносотенные элементы изъ профессуры и интеллигенціи, примкнувшіе къ организаціи съ самого ея возникновенія, іосифляне повели широкую агитаціонно- пропагандистскую контрреволюціонную дѣятельность среди массы вѣрующихъ...».

8 августа 1930 г. въ подвалѣ тюрьмы на Шпалерной улицѣ въ Петроградѣ бы­ли разстрѣляны оо. Сергій Тихоміровъ и Николай Прозоровъ, первые петроградскіе іосифляне-новомученники.

Послѣ ареста архіепископа Димитрія архипастырская власть, по благословенію митрополита Іосифа, перешла къ епископу Нарвскому Сергію (Дружини­ну). Хотя большинство епископовъ было въ заточеніи, уже послѣ 1929 г. іосифлянамъ удалось совершить болѣе десяти архіерейскихъ хиротоній. Въ 1929-30 гг. были тайно хиротонисаны епископы Клавдій (Савинскій), Никонъ (Катанскій) Красносельскій и Алексій (Терешихинъ) Кронштадтскій, въ 1931 г. — епископъ Алипій (Ухтомскій) Охтинскій. Владыка Клавдій возглавлялъ монашествующихъ епархіи, исповѣдовалъ ихъ и совершалъ тайные постриги (всего было совершено около 40 постриговъ); владыка Василій (Дохтуровъ) постригъ около двадцати монаховъ и монахинь.

Ликвидація ОГПУ іосифлянскихъ храмовъ и приходовъ началась въ февралѣ 1930 г. Были закрыты храмы Св. Николая Чудотворца на Петровскомъ островѣ, Божіей Матери «Утоли моя пе­чали», Пресвятой Троицы, Преп. Сера­фима Саровскаго, Великомуч. Пантелей­мона. Воскресенія Христова, единовѣрческій Св. Николая Чудотворца и многіе другіе.

Продолжение см. ниже Часть ІІ


Comments