?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Из духовного сокровища Царской Семьи – Еп. Мефодий – Часть І

Духовная жизнь Царской Семьи была прикровенна. Мало кто ее знаетъ. А она весьма замѣчательна и поучительна. Лѣтомъ 1937 года Господь далъ мнѣ видѣть и читать книги, которыя были съ Царской Семьей во время ея заточенія въ Тобольскѣ и Екатеринбургѣ и, нынѣ, находящіяся у Е. И. В. Великой Княгини Ксеніи Александровны:

Книги эти принадлежали лично Государынѣ Императрицѣ Александрѣ Ѳеодоровнѣ и Великой Княжнѣ Татьянѣ Николаевнѣ, но естественно предположить, что читались онѣ не только ими, но и всѣми членами Августѣйшей Семьи.

Вотъ эти книги:

Двѣ, принадлежавшія Государынѣ:

«Лѣствица» Прец. Іоанна Лѣствичника, изд. 1909 г., на ней собственноручная надпись: «А(лександра) Ѳ(еодоровна), Ц(арское) С(ело), Мартъ 1906 г.»; и

«О терпѣніи скорбей, ученіе Св. Отцевъ», собранное Епископомъ Игнатіемъ Брянчаниновымъ, изд. 1893 г., съ монограм­мой и надписью ея рукою: «Петергофъ. 1906 г.».

Четыре, принадлежавшія Великой Княжнѣ Татьянѣ Николаевнѣ:

«Правило молитвенное готовящимся къ Св. Причащенію» на церковно-славянскомъ языкѣ. На книгѣ монограмма Великой Княжны и надпись рукою Государыни: «Моей маленькой Татьянѣ отъ Мама. 9-го фев. 1912 г. Царское Село». Въ книгѣ нѣсколько иконокъ, на одной изъ нихъ — Св. Іоанна Воина — над­пись: В(еликая) Кн(яжна) Т(атьяна) Н(иколаевна), 1918 г.»

Книга Гр. П. А Валуева: «Сборникъ краткихъ благоговѣйныхъ чтеній на всѣ дни года», съ монограммой Великой Княжны.

«Часословъ», съ собственноручной надписью «Т(атьяна) Н(и- колаевна), Тобольскъ 1917 г. 30-го Сент.».

Книга «Благодѣянія Богоматери человѣческому роду черезъ Ея святыя иконы», безъ переплета, съ трогательной надписью, ру­кой Императрицы, на англійскомъ языкъ: « + Моей дорогой Татьянѣ, отъ любящей ее старой Мама, Тобольскъ, Янв. 12, 1918».

Эта книга — послѣдній именинный подарокъ Великой Княжнѣ отъ матери, въ Татьянинъ день.

Уже одно это перечисленіе говоритъ съ какого ранняго вре­мени проявились въ Царской Семьѣ духовные запросы. Съ глубокимъ волненіемъ и благоговѣніемъ перелистываешь эти кни­ги и, по многочисленнымъ въ нихъ подчеркиваніямъ и отчеркиваніямъ наиболѣе близкихъ душѣ мѣстъ, видишь, какъ внима­тельно онѣ читались и какое глубокое духовное устремленіе было у читавшихъ. А изъ «Правила молитвеннаго» видно по размѣткамъ, что нѣкоторые ирмосы и молитвословія разучивались и для пѣнія.

Захотѣлось подѣлиться съ другими тѣмъ, что говорять эти книги, захотѣлось сдѣлать изъ нихъ (особенно изъ книги Импе­ратрицы «0 терпѣніи скорбей») выписки, хотя бы нѣкоторыхъ, особо подчеркнутыхъ и отчеркнутыхъ мѣстъ. Эти мѣста не толь­ко говорятъ о духовномъ состояніи Августѣйшей Семьи, о ихъ крѣпкой, глубокой вѣрѣ, смиреніи, всепрощеніи и духовной бод­рости, но и являются какъ бы ихъ духовнымъ завѣщаніемъ и наставленіемъ. Да будутъ же слова, подчеркнутыя ими и кровью ихъ засвидѣтельствованныя, намъ на духовную пользу и вразумленіе.

Скорби, терпѣливое ихъ перенесеніе и стремленіе быть вѣрными завѣтамъ Господа, больше всего занимаютъ вниманіе Августѣйшихъ читателей.

«Желающій быть подражателемъ Христу, чтобы при посредствѣ этого получить званіе сына Божія, рожденнаго Духомъ, прежде всего, долженъ переносить благодушно и терпѣливо всѣ, случающіяся съ нимъ, скорби, какъ-то: тѣлесныя болѣзни, оби­ды и поруганіе отъ человѣковъ и навѣты отъ невидимыхъ враговъ: потому что по Промыслу Божію, распоряжающемуся всѣмъ премудро и со всеблагою цѣлью, такія испытанія различными напастями попускаются душамъ, чтобы об­наружилось явственно, которыя изъ нихъ любятъ Бога искрен­но ... зная, что безъ Бога ничего не случается съ нами. И по­тому душѣ, желающей благоугодить Богу, прежде всего, долж­но вооружиться терпѣніемъ и надеждою». (Стр. 4-5, преп. Макарій Великій).

Видимо, вся жизнь Царственныхъ Мучениковъ была преис­полнена вѣры, надежды, терпѣнія и духовной работы надъ со­бой:

«И искушенія, и скорби, читаемъ мы, посылаются человѣку къ пользѣ его; онѣ доставляютъ душѣ опытность и крѣпость...» (тамъ же, стр. 5).

«Божьи человѣки должны приготовить себя къ сраженіямъ и борьбѣ. Юный воинъ великодушно переноситъ полученныя раны и храбро отражаетъ супостатовъ: точно такъ и христіане должны мужественно переносить оскорбленія и борьбу, какъ внѣшнія, такъ и внутреннія. Ударяемые скорбями христіане долж­ны восходить въ преуспѣяніе посредствомъ терпѣнія. Таковъ путь христіанскаго жительства. Гдѣ Святый Духъ, тамъ, какъ тѣнь за солнцемъ, послѣдуетъ гоненіе и борьба: Воззри на пророковъ, въ которыхъ дѣйствовалъ Духъ Святый: какимъ они подвер­гались гоненіямъ. Воззри на Господа, Который — ПУТЬ И ИСТИ­НА, и Который претерпѣлъ гоненіе не отъ какого-либо чуждаго народа, но отъ Своего собственнаго племени...» (стр. 8, тамъ же).

Окруженные врагами узники укрѣпляли себя примѣрами святыхъ мучениковъ и Самого Господа:

«Не слѣдуетъ христіанамъ приходить въ недоумѣніе при напастяхъ: подвергаться преслѣдованію — неотъемлемая принадлежность истины. Мученики, прошедши черезъ многіе виды мученій, явили силу непобѣдимаго мужества, подчинившись и самой смерти насильственной: послѣ этого они удостаиваемы бы­ли вѣнцовъ. Чѣмъ многочисленнѣе и тягостнѣе были ихъ страданія, тѣмъ большія получили они славу отъ Бога и дерзновеніе къ Богу» (стр. 9, тамъ же).

И Августѣйшая Семья воистину претерпѣла съ мужествомъ и до конца:

«Мы должны мужественно переносить ради Господа все, по­добно храбрымъ воинамъ, не отрицаясь и умереть за нашего Царя (стр. 10, онъ же).

«Очевидно: за Христа наносятся намъ эти скорби супостатомъ... онъ усиливается .ввергнуть души наши въ разслабленіе и уныніе... Но мы сражаемся со Христомъ, — и разрушаются всѣ ухищренія врага противъ насъ. Христосъ — великій, непобѣдимый Покровитель и Заступникъ нашъ... Намъ заповѣдано взять крестъ нашъ и послѣдовать Христу, что значить — быть постоянно готовымъ къ смерти. Если будемъ въ такомъ распо­ложеніи и настроеніи духа, то, какъ сказано, будемъ перено­сить съ великимъ удобствомъ всякую скорбь, и внутреннюю и находящую извнѣ… Говорящіе, что любятъ Господа, пусть докажутъ справедливость своихъ словъ не только великодушнымъ терпѣніемъ всѣхъ случающихся скорбей, но и терпѣніемъ охотнымъ, съ любовію, ради надежды, отложенной въ Господѣ» (стр. 10-11, онъ же).

Заключеннымъ хочется осуществить въ жизни заповѣди Хри­стовы:

«Господь... повелѣлъ искать ПРАВДЫ БОЖІЕЙ: эта правда мать любви. Невозможно спастись иначе, какъ че­резъ ближняго. Отпущайте - заповѣдалъ Господь — и отпустится вамъ. Въ этомъ заключается духовный законъ... Итакъ, исполненіе закона заключается въ прощеніи обидъ... Исполняющіе законъ духовно, и, по мѣрѣ исполненія, дѣлающіеся прича­стниками благодати, любили не только благодѣтельствовавшихъ, но и поношающихъ ихъ и гонящихъ, ожидая получить любовь въ воздаяніе добродѣтели. Добродѣтель ихъ состояла не только въ томъ, что они простили нанесенный имъ обиды, но и въ благотвореніи душамъ обидчиковъ, молясь за нихъ Богу, какъ за тѣ орудія, при посредствѣ которыхъ они получать блажен­ство, по свидетельству Писанія: Блажени есте, егда поносятъ васъ и ижденутъ васъ» (стр. 12-14, онъ же).

Вспоминая, въ какомъ положеніи находились тѣ, кто подчеркивалъ эти строки, преклоняешься передъ ихъ духовнымъ устремленіемъ.

«Живая вѣра — крѣпкій столпъ: Христось, для вѣрующаго въ Него такою вѣрою, - все» (стр. 16, преп. Маркъ Подвижникъ).

И чувство страдальцевъ обращается покаянно на себя:

«Изслѣдывай свои грѣхи, а не грѣхи ближняго, и не будетъ окраденъ твой духовный подвигь... Всматривайся въ окон­чательное послѣдствіе всякой скорби и найдешь, что оно заклю­чается въ истребленіи грѣха» (стр. 19, онъ же).

«Никто не избѣжалъ скорби иначе, какъ при посредствѣ молитвы и покаянія... Каждый жнетъ, что посѣялъ... Не оста­вляй неизглаженнымъ грѣха, хотя бы онъ былъ и самомалѣйшій: иначе онъ повлечетъ тебя къ большему злу... Если хо­чешь спастись, возлюби правдивое слово, и никогда не отвра­щайся обличеній... Лучше молиться съ благоговѣніемъ о ближнемъ, нежели обличать его о всякомъ прегрѣшеніи... Кающійся истинно подвергается поруганію безумныхъ; это служить для него знакомь благоугожденія Богу...» (стр. 20-22, онъ же).

Но скорби бываютъ ниспосылаемы не только за грѣхи:

«Не думай, что всякая скорбь попускается человѣкамъ за грѣхи ихъ: искушаются и благоугождающіе Богу... вси хотящіе благочестно жити о Христе, гоними будутъ» (стр. 24, онъ же).

Въ книгѣ много подчеркнутыхъ мѣстъ о молитвѣ:

«Во всякомъ дѣлѣ и обстоятельствѣ неупустительно прибѣгай молитвою къ Богу, чтобы во всемъ имѣть помощь Божію» (стр. 32, онъ же). «Подобаетъ всегда молиться, не предаваясь унынію» (стр. 37).

Наряду съ молитвой, мы видимъ и великое довѣріе къ Гос­поду:

«Господь въ свое время воздастъ каждому должное» (стр.24).

И заботу о соблюденіи Его заповѣдей:

«Любяй Мя заповѣди Мои соблюдетъ, и возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ, и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ», «Не пецытеся о утріи» (стр. 47).

Comments