?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ! - Епископъ Нафанаилъ - 1950


«Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднуетъ же міръ видимый же весь и невидимый. Христосъ бо воста - веселіе вѣчное.»

Такъ торжествуетъ Церковь, такъ поемъ мы въ свя­тую Пасхальную ночь.

Уже кѣсколько разъ старались мы разъяснить значеніе Пасхальной церковной радости для каждой христіанской души, какъ явленія ей отблеска радости райской, радости Божіяго Царства.

Но насъ спрашиваютъ, какъ можно радоваться христіански въ настоящее время, время столь полнаго торжества всевозможныхъ злыхъ антихристіанскихъ силъ во всѣхъ областяхъ жизни. Какъ можетъ сейчасъ Церковь торжествовать, когда сейчасъ время Её величайшей неу­дачи и торжества Ея всевозможныхъ враговъ? Какъ мож­но праздновать Пасху въ мірѣ захваченномъ, или почти захваченномъ сатаной.

На это мы отвѣтимъ, что вѣдь наша свѣтлѣйшая радость родилась изъ скорби и черезъ скорбь и притомъ скорбь величайшую. Моментъ, когда рождалась пасхальная радость, моменть передъ Воскресеніемъ Христовымъ, былъ самымъ темнымъ и страшнымъ моментомь за все существованіе вселенной, по существу безконечно болѣе страшномъ, чѣмъ теперешнее время.

Этотъ моментъ для всякаго взгляда, кромѣ всевѣдущаго взгляда Божіяго, долженъ быть казаться моментомъ полной неудачи всего Божіяго дѣла въ сотворенномъ Имъ мірѣ, моментомъ полнаго торжества сатаны.

Богъ создалъ міръ для того, чтобы явилась возможность богоподобнымъ существамъ - людямъ наследовать вѣчную радость Божіяго Царства.

И вотъ первые же люди сдѣлали себя неспособными къ этому наслѣдованію, и такими же, къ тому же, неспособными оказались всѣ послѣдующіе, отъ нихъ произшедшіе, человѣки. Всѣ они грѣхомъ дѣлались порабощенными діаволу и сходили по смерти въ царство сатаны, въ царство мученія, въ адъ.

Единственнымъ просвѣтомъ, единственной надеждой на измѣненіе этаго мучительнаго и безсмысленнаго положенія было неоднократное повтореніе Богомъ, и первымъ людямъ и величайшимъ праведникамъ Вѣтхаго Завѣта - Аврааму, Іакову, Давиду, пророкамъ - обѣтованіе о томъ, что придетъ Избавитель, Который спасетъ человѣческій родъ отъ грѣха, отъ смерти и ада.

И вотъ Онъ пришелъ. Пусть не всѣ, но нѣкотрые Его узнали, за Нимъ послѣдовали, чая увидѣть принесенное имъ спасеніе. И вотъ, по злобѣ іудейскихъ священниковъ, книжниковъ и фарисеевъ, тупой и грубой силой римскихъ воиновъ онъ пригвождается ко кресту, умираетъ позорной смертью, сходитъ во адъ.

Можно ли представить себѣ отчаянность болѣе безпросвѣтную?

Все міровоззрѣніе окончательно и безповоротно теряетъ всякій смыслъ, всякую цѣль своего существованія, безнадежно и безвыходно превращаясь въ фабрику обреченныхъ на муку и адъ существъ. Весь Божій планъ, все Божіе дѣло постигаетъ полная и окончательная неудача. Врагъ Божій безусловно торжествуетъ свою побѣду.

И все это мѣняется Воскресеніемъ Христовымъ.

Діаволъ думалъ, что улучивъ Христа во адъ, онъ овладѣлъ имъ. Но ни самъ сатана, ни всѣ приспешники его не могли выдержать присутствія Христова, ибо для виновнаго мучительно укоряющее присутствіе того, передъ кѣмъ онъ виноватъ, и если вина абсолютна, абсолютна и мучительность. Это не проявленіе совѣсти, которой нѣтъ у діавола, но проявленіе того отталкиванія - отвращенія отъ Бога, которое въ началѣ вѣковъ явилось источникомъ отпаденія діавола отъ Бога, всего зла и всѣхъ мукъ. И въ аду онъ не можетъ выдержать присутствія Бога, какъ не могъ выдержать этого нѣкогда въ небесахъ.

И Христосъ, выйдя изъ ада, побѣдоносно вывелъ оттуда души всѣхъ людей, пожелавшихъ единенія съ Нимъ.

И адову разрушивъ силу, воскресъ Христосъ, яко Побѣдитель - явился съ плотію Побѣдителемъ смерти Своимъ ученикамъ и мѵроносицамъ, чтобы они пронесли вѣсть о Воскресеніи всему міру, чтобы всѣмъ человѣческимъ поколѣніямъ былъ предоставленъ тотъ же выборъ, который предложилъ Господь душамъ прежде умершихъ въ аду: кто хочетъ идти за Христомъ и соединиться съ Нимъ въ Царствѣ вѣчной правды и радости, и кто хочетъ совсѣмъ отвергнуть Его.

Вся міровая исторія имѣетъ только этотъ смыслъ: совершить этотъ выборъ.

Воскресеніемъ Христогымъ Царство Божіе вошло въ міръ. Цѣль, для которой создалъ Богъ всю вселенную, уже выполнена. Милліоны человѣческихъ душъ уже стали наслѣдниками вѣчности и избавились отъ работы діаволу. Эта возможность открыта для всѣхъ. И если вражескія силы еще дѣйствуютъ въ мірѣ и даже внѣшне какъ будто торжествуютъ, то это торжество не существенно, оно не можетъ уменьшить или даже задѣть побѣдоноснаго смысла Христова Воскресенія.

Міръ - не безсмысленная смѣна поколѣній. Въ мірѣ есть уже Вѣчная Жизнь. И мы - причастники ея. Постомъ и молитвой мы готовились къ тому, чтобы встрѣтить Пасху. И то: что въ святую завѣтную ночь, несмотря на все наше недостоинство, вошла и воцарилась въ насъ святая пасхальная радость, есть свидѣтельство того, что и мы, несмотря на всѣ наши душевныя язвы, не чужды этой, Христовымъ Воскресеніемъ достигнутой, вѣчной радостной жизни, но имѣемъ зерно ея въ себѣ. Мы имѣемъ опытъ, мы видѣли въ своей собственной душѣ отблескъ Божественнаго Царства. Его свѣтъ не чуждъ намъ, знакомъ намъ по собственному нашему опыту. Мы - новаго винограда рожденіе, - въ нарочитый день Воскресенія Божественнаго веселія - Царства Христова, - пріобщимся, хотя бы и въ малой, посильной намъ, мѣрѣ.

И этого собственнаго нашего опыта не могутъ отъ насъ отнять никакія темныя силы, бушующія въ мірѣ, нагло вздымающія свои волны противъ Христа Бога нашего, снова пытающіяся увѣрить себя и міръ, что дѣло Христово потерпѣло пораженіе, что во всемъ торжествуетъ Божій врагъ, надѣвающій сейчасъ такъ много разнообразныхъ, но равно уродливыхъ и мучительныхъ личинъ.

Всей этой лжи и клеветѣ достаточно противопоставить свидѣтельство Христова Воскресенія, чтобы обнаружить ихъ немощность. Они могутъ замучить насъ, но не могутъ насъ смутить.

Воскресе Христосъ, и падоша демони.

Воскресе Христосъ, и радуются ангели.

Воскресе Христосъ, и жизнь (подлинная, вѣчная жизнь) жительствуетъ.

Православное Обозреніе, Изд. Русской Православной Зарубежной Церкви в Англіи, № 19, 1950 г.

Comments