?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

СЛОВО іеромонаха Іоанна (Максимовича) при нареченіи его во епископа Шанхайскаго

Ваше Блаженство и Высокопреосвященные архипастыри!          

«Грядита по Мнѣ, и сотворю вы ловца человѣкомъ» (Матѳ. 4, 19), сказалъ Господь, призывая Своихъ первыхъ апостоловъ. Не думалъ я въ раннемъ дѣтствѣ, что и ко мнѣ будетъ обращенъ тотъ призывъ, хотя съ первыхъ дней, когда началъ себя осознавать, желалъ служить правдѣ и истинѣ. Родители мои возгрѣвали во мнѣ стремленіе непоколебимо стоять за истину, и душа моя плѣнялась примѣрами тѣхъ, кто отдавалъ за нее свою жизнь, борясь противъ царей, когда они были гонителями спасительной вѣры, и за Царей, когда они являлись но­сителями и защитниками благочестія.

Плохо я представлялъ себѣ вначалѣ путь, которымъ мнѣ нужно идти. Подра­стая, думалъ себя посвятить военной или гражданской службѣ своему Отечеству, являвшемуся тогда оплотомъ и хранителемъ истиннаго благочестія. Я поступилъ въ учебное заведеніе, посвященное одной изъ славныхъ страницъ исторіи Россіи (Петровскій Полтавскій кадетскій корпусъ - здѣсь и далѣе примѣчанія редакціи «Церковной жизни»), но въ немъ я почувствовалъ, что мнѣ нужно избрать другой путь. Особенно тому способствовало общеніе съ нашимъ законоучителемъ (прот. Сергій Четвериковъ - ред.) и съ ректоромъ семинаріи. А день моего окончанія средняго учебнаго заведенія совпалъ со днемъ вступленія на каѳедру города, гдѣ мнѣ предстояло прохо­дить высшее образованіе, новаго іерарха (архіепископъ Антоній /Храповицкій/ - ред.), который сдѣлался навсегда руководителемъ моей духовной жизни. Изучая свѣтскія науки, я все больше углублялся въ изученіе духовной жизни. Монастырь, гдѣ жилъ архипастырь, и церковь привлека­ли меня больше, чѣмъ мѣсто, гдѣ я учился высшимъ свѣтскимъ наукамъ, и мѣсто моей службы.

Совершившееся крушеніе государствен­ной мощи нашего Отечества убѣдило меня окончательно въ непрочности всего земного и слабости человѣческихъ силъ и способно­стей, и я рѣшилъ отречься суетъ земного міра, посвятивъ себя едино служенію Богу. Но служеніе Богу, властно призывая мою душу «отречься себя, взять крестъ свой и идти за Христомъ» (Матѳ. 16, 24), въ то же время накладывало внутреннюю необходи­мость стать ловцомъ людей. Еще прежде, чѣмъ окончательно порвалась моя внѣшняя связь со свѣтскимъ міромъ, жажда къ богословскимъ знаніямъ привлекла меня въ учи­лище, имѣющее своимъ покровителемъ великаго свят. Савву (богословскій факультетъ Бѣлградскаго университета - ред.), а потомъ и на путь, имъ показанный.

Нынѣ устами архипастырей Церкви призываюсь я воспріять архипастырское служеніе. Не смѣю помыслить себя достойнымъ сего сана, сознавая грѣховность свою, но боюсь и отрекаться отъ него, слыша слова Господни, обращенныя къ согрѣшившему, но кающемуся Петру: «Аще любиши Мене, паси агнцы Моя, паси овцы Моя». Свят. Іоаннъ Златоустъ, объясняя настоящее мѣсто Евангелія, обращаетъ вниманіе на то, что въ доказательство любви Господь потребо­валъ не иного подвига, а именно подвига па­стырства. Почему же такъ велико въ очахъ Господнихъ пастырское служеніе? Потому, что пастыри, по выраженію св. апостола Павла, суть «Богу споспѣшницы» (1 Кор. 3, 9). Христосъ пришелъ на землю возстановить осквернившійся образъ Божій въ человѣкѣ, призвать людей въ общеніе и единеніе съ Богомъ и, уничтоживъ раздѣленія людей, соединить ихъ во единаго новаго человѣка, едиными усты и единымъ сердцемъ прославляющаго своего Творца. Задача каждаго пастыря привлекать людей къ тому единству, перерождать и освящать ихъ. Что можетъ быть болѣе великимъ, чѣмъ возсоздавать созданіе Божіе! Какую большую пользу можно принести своему ближнему, чѣмъ подготовивъ его къ вѣчной жизни! Нелегко выполненіе сей задачи - приходится бороться съ испор­ченной грѣхомъ природой человѣка. Ча­сто встрѣчается непониманіе, а иногда сознательное сопротивленіе, ненависть со стороны тѣхъ, кого любишь и о комъ заботишься. Велико должно быть самопожертвованіе пастыря, и велика любовь къ своему стаду. Все долженъ быть готовъ онъ перенести ради его пользы, и каждая овца его должна найти мѣсто въ его сердцѣ. Къ каждой долженъ онъ примѣнять соотвѣтствующее врачеваніе, со­образуясь съ особенностями характера и обстоятельствами каждаго.

Если же столь трудны и сложны обязан­ности обычнаго пастыря и велика его отвѣтственность за спасеніе имъ пасомыхъ, что можно сказать объ архипастырѣ? Поистинѣ, къ нему обращены рѣчи Господни, сказанныя нѣкогда св. пророку Іезекіилю: «Сыне человѣчь, стража дахъ тя дому Исраилеву» (Іез. 3,17).

Архипастырь отвѣтствененъ не только за всѣхъ агнцевъ Богомъ порученнаго ему стада, но и за ихъ пастырей. Взыщет­ся съ него за каждаго грѣшника, котораго во время не образумилъ, за каждаго, кто шелъ путемъ правды, но совратился съ него. Долгъ его болѣть болѣзнями своихъ овецъ и тѣмъ исцѣлять ихъ, подобно Пастыреначальнику Христу «ра­ною Котораго мы исцѣлѣхомъ» (Исаія 53, 5). Нѣтъ у него личной жизни, весь долженъ онъ отдаться дѣлу спасенія душъ человѣческихъ и водительству ихъ въ Царство Небесное. Онъ долженъ быть готовъ перенести всякія озлобленія, гоненія и самую смерть ради истины, пить чашу Хри­стову и креститься Его крещеніемъ (Матѳ. 20, 23). Онъ долженъ заботиться не только о приходящихъ къ нему, но и самъ искать и возвращать къ стаду заблудшихъ овецъ, нося ихъ на раменахъ своихъ. Долгъ его возвѣщать Христово ученіе его не знающимъ, памятуя заповѣдь Господню «шедше въ міръ весь, проповѣдите Евангеліе всей твари» (Марк. 16, 15). Будучи проникнутъ сознаніемъ вселенскости Церкви, онъ не долженъ ограничиваться заботою только о тѣхъ, кто непосредственно порученъ ему, но долженъ духовнымъ окомъ озирать всю вселенскую Церковь Христову, желать просвѣщенія всѣхъ народовъ и преуспѣянія ихъ въ вѣрѣ истинной, ибо въ Церкви «нѣсть еллинъ, ни іудей, варваръ и скиѳъ», но всѣ суть одина­ково любезныя дѣти Отца Небеснаго.

Заботясь о спасеніи людей, должно примѣняться къ ихъ понятіямъ, дабы привлечь всякаго, подражая въ томъ св. апостолу Павлу, и подобно ему нужно быть способнымъ сказать: «Быхъ іудеемъ яко іудей, да іудеи пріобрящу, подзаконнымъ яко подзаконенъ, да подзаконныя пріобрящу. Быхъ немощнымъ яко немощенъ да немощныя пріобрящу. Всѣмъ быхъ вся, да всяко нѣкія спасу» (1 Кор. 9, 20, 22). Заботясь о спасеніи душъ человѣческихъ, нужно помнить, что люди имѣютъ и тѣлесныя потребности, громко заявляющія о себѣ. Нельзя проповѣдывать Евангеліе, не проявляя любовь въ дѣлахъ. Но при томъ нужно опасаться, чтобы забо­ты о тѣлесныхъ потребностяхъ ближнихъ не поглотили все вниманіе пастыря и не шли бы въ ущербъ попеченію о духовныхъ нуждахъ, помня слова апостоловъ: «не угод­но есть намъ, оставльшымъ слово Божіе, служити трапезамъ» (Дѣян. 6, 2). Все должно быть направлено къ снисканію Царствія Божія и исполненію Христова Евангелія. Истинное христіанство не состоитъ въ умоотвлеченныхъ разсужденіяхъ и ученіяхъ, а воплощается въ жизни. Христосъ сходилъ на землю не для того, чтобы преподать людямъ новыя знанія, а чтобы призвать ихъ къ новой жизни. Къ вѣчной жизни мы пріуготовляемся въ жизни временной. Обстоятельства и событія временной жизни вліяютъ и на духовную жизнь человѣческую. Сильные характеромъ преодолѣваютъ вліяніе окружающей среды, а слабые поддаются ему. Сильные духомъ закаляются при гоненіяхъ, но слабые падаютъ. Потому нужно, насколько возможно, создавать условія, въ которыхъ бы возможно больше людей мог­ло духовно созидаться. Пастырю нельзя ук­лоняться отъ участія въ общественной жиз­ни, но участвовать въ ней нужно въ качествѣ носителя Христова закона и представи­теля Церкви. Священнослужитель не смѣетъ превращаться въ обычнаго политическаго или общественнаго дѣятеля, забывая главную сущность своего служенія и его цѣль. Христово царство «нѣсть отъ міра сего» (Іоан. 18, 36), и Христосъ не устроялъ земного царства. Не дѣлаясь политическимъ вождемъ и не вдаваясь въ партійныя рас­при, пастырь можетъ давать духовное освѣщеніе явленіямъ общественной жизни, дабы его пасомые знали путь, котораго держать­ся, и являлись бы христіанами какъ въ своей личной жизни, такъ и въ общественной. Ар­хипастырь долженъ умѣть каждому дать совѣтъ духовный: и монаху-отшельнику, очи­щающему душу отъ помысловъ, и царю, устрояющему державу, и военачальнику, идущему на брань, и обычному гражданину. Особенно это нужно пастырю Русской Цер­кви, личная жизнь членовъ которой нынѣ тѣсно связана съ событіями на Родинѣ.

Мало кто изъ русскихъ людей остался незатронутымъ явленіями, которыя глубоко потрясаютъ душу всякаго человѣка, думающаго о нихъ. Развѣ можно безучастно взи­рать на то, какъ надъ священнымъ Кремлемъ исполнились горькія слова св. пророка Исаіи: «Како бысть блудница градъ вѣрный Сіонъ полнъ суда, въ немъ же правда почиваше, нынѣ жеубійцы» (Ис. 1, 21). Какая вѣрующая душа не содрогается, размышляя объ оскверненіи святынь и неслыханномъ гоненіи! Всѣ сыны Руси, тѣмъ или другимъ образомъ, ощущаютъ на себѣ дыханіе краснаго звѣря, враждующаго противъ Невѣсты Хри­стовой.

Христіане отъ первыхъ вѣковъ перено­сили гоненія за Христа, но никогда не радо­вались имъ, а возвышали свой голосъ про­тивъ нихъ. Цѣлый рядъ апологетовъ и мучениковъ изобличалъ гонителей въ первые вѣка, а за ними послѣдовалъ великій сонмъ святителей и исповѣдниковъ. Въ мирныя времена святители и подвижники поучали, а въ злыя - изобличали носящихъ власть. Русь устроялась при непосредственномъ вліяніи ея великихъ пастырей и молитвенниковъ. Не можемъ мы не скорбѣть, видя разрушеніе великаго Дома Богородицы, каковое имя носило нѣкогда Русское государство. Мы не можемъ не испытывать боли, когда терзаются души и тѣла нашихъ близкихъ, когда страхомъ смерти принуждены къ молчанію наши архипастыри и пастыри, находящіеся на Родинѣ. И за предѣлами Руси мы не перестаемъ быть ея сынами. Изгнанные изъ земного Отечества, мы продолжаемъ быть духовнымъ стадомъ святителей Петра, Алексія, Іоны, Филиппа и Гермогена. Мы остаем­ся частью Русской Церкви, страдающей и го­нимой, облитой кровью священномучениковъ Владиміра Кіевскаго, Веніамина Петроградскаго, Гермогена Тобольскаго, Митро­фана Астраханскаго, Андроника Пермскаго и безчисленнаго множества другихъ новыхъ священномучениковъ и мучениковъ. Завѣты ихъ - святыня наша, которую мы должны сберечь до того времени, когда Богу угодно будетъ явить силу Свою и возвысить родъ христіанъ православныхъ. А до тѣхъ поръ мы должны пребывать въ духовномъ единствѣ съ гонимыми, молитвою укрѣпляя ихъ.

Заочно лобызаемъ узы ихъ, скорбимъ о тѣхъ, кто поколебался. Знаемъ, что колебались иногда и древніе исповѣдники истины. Но имѣемъ примѣры непоколебимости: примѣръ Ѳеодора Студита, изобличавшаго всякое отступленіе отъ церковной правды, примѣръ Максима Исповѣдника, примѣръ патріарха Ермогена.

Страшимся отступить отъ путей, кото­рыми они шли, ибо если находящіеся подъ игомъ выставятъ въ оправданіе человѣческую слабость, что скажемъ мы, если испуга­емся однѣхъ угрозъ? Находясь въ сравни­тельной безопасности, мы должны укрѣпляться духомъ, чтобы возсозидать разру­шенное, если Господь благоволитъ «возвратити плѣнъ Сіонь», или же и самимъ пойти по стопамъ пострадавшихъ за истину, если то потребуется. Ради того прежде всего мы должны хранить между собой единодушіе и единство, представляя единую Русскую Цер­ковь, а въ то же время продолжать ея вели­кое дѣло среди другихъ народовъ. Съ самыхъ первыхъ вѣковъ христіанства въ Россіи изъ нея шли проповѣдники въ другіе края. Просіяли вначалѣ преп. Кукша, Леонтій Ростовскій, послѣ Стефанъ Пермскій, Иннокентій Иркутскій, уже въ наши дни - апостолъ Алтая Макарій и Николай Японскій. Теперь разсѣянный русскій народъ сдѣлался проповѣдникомъ вѣры во всѣхъ краяхъ вселенной. Задача Русской Зарубежной Церкви позаботиться о томъ, чтобы просвѣтить возможно большее число людей изъ всѣхъ народовъ.

Ради выполненія сей цѣли Русскій Архіерейскій Зарубежный Синодъ посылаетъ меня въ страну, откуда восходитъ чувствен­ное солнце, но которая нуждается въ просвѣщеніи лучами мысленнаго Солнца Пра­вды. Сознаю свои слабыя силы; изъ послушанія церковной власти и моему духовному руководителю покоряюсь сему избранію не ради чести и власти, а всего себя отдавая на служеніе Церкви. Молюсь Господу Богу, что­бы Онъ помогъ мнѣ и укрѣпилъ меня до смерти подвизаться за истину.

Въ сей великій для меня часъ молюсь о тѣхъ, кто воспитывалъ меня и назидалъ сво­ими наставленіями и примѣромъ, молюсь о тѣхъ, среди которыхъ проходило до сихъ поръ мое церковное служеніе, о молодежи, которую воспитывалъ, о моей будущей паствѣ, о всей вселенской Церкви, о стражду­щей землѣ русской. Уповаю на молитвы и предстательство великаго сонма небесныхъ поборниковъ рода христіанскаго.

Прошу и васъ, святители Божіи, а заоч­но и моего архипастыря, Преосвященнаго епископа Виктора, помолиться о мнѣ и пре­подать Божіе благословеніе.

Бѣлградская русская церковь 27 мая 1934 г. («Церковная жизнь» №6 1934 г.) - «Православная Русь», №11, 1995

Comments