?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

По разлученіи души отъ тѣла - Часть І

Значеніе дней: третьего, девятаго, cороковаго и годоваго.


    Гдѣ же душа тотчасъ по разлученіи съ тѣломъ? Что же значатъ 3-й, 9-й и 40-й дни? Въ какое время, день, душа проходитъ воздушныя мытарства и когда, по разлученіи съ тѣдомъ, совершается частный судъ?

Св. Макарій Александрійскій передаетъ намъ слѣдующее Ангельское откровеніе о состояніи душъ умерщихъ, въ первые сорокъ дней по раздѣленіи ихъ отъ тѣлъ своихъ.

Когда совершится таинство смерти и душа отдѣлится отъ тѣла, она - душа, въ теченіи первыхъ двухъ дней, пребываетъ на землѣ и, въ сопровожденіи Ангеловъ, посѣщаетъ тѣ мѣста, въ которыхъ имѣла обыкновеніе творить правду; скитается около дома, въ которомъ разлучилась съ своимъ тѣломъ, а иногда пребываетъ и около гроба, въ ко­торомъ покоится ея тѣло. Въ третій же день, въ подражаніе воскресенію Христову, происшедшему въ третій день, повелѣвается всякой Христіанской душѣ вознестись на небеса для поклоненія Богу всяческихъ. Вотъ причина, почему Св. Церковь имѣетъ благое обыкновеніе въ третій день совершать приношеніе и молитву за душу умершаго.

Третій день по смерти человѣка называютъ и третинами и поминаютъ усопшаго, принося о немъ Богу молитвы — служатъ панихиду. Сей день для почившаго и для насъ еще живыхъ имѣетъ прямое духовное соотношеніе къ воскресенію Начальника жизни нашей, положившего начало нашему (слѣдовательно и твоему усопшему) блаженному воскресенію. Въ третій день покойника хоронятъ. Предавая землѣ дорогое нашему сердцу тѣло, обратимъ умъ и сердце къ Побѣдителю смерти, даровавшему торжество жизни надъ смертію; торжество наше, а слѣдовательно и твоего усопшаго торжество, совершившееся въ воскресеніи Христовомъ. Церковь торжественно увѣряетъ насъ, своихъ чадъ, что Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ и сущимъ во гробахъ - животъ даровалъ. И твоему покойнику, слышишь-ли? даро­ваны жизнь и воскресеніе только чрезъ Христа.

Въ третій день тѣло предается землѣ, а душа должна вознестись на небо. „И возратится персть въ землю, яко же бѣ; и духъ возвратится къ Богу, Иже даде его“ (Еклез. 12. 7).

Неизмѣримое пространство между небомъ и землею, или между Церквами торжествующею и воинствующею, - это пространство въ обыкновенном разговорномъ языкѣ человѣческомъ, и въ Св. писаніи, и въ писаніяхъ Св. Отецъ - называется воздухомъ. И такъ здѣсь воздухомъ называется не тонкое эфирное вещество, окружающее землю, а самое пространство.

Это пространство наполняютъ отверженные, падщіе ан­гелы, которыхъ вся дѣятельность состоитъ въ томъ, чтобы отклонять человѣка отъ спасенія, дѣлая его орудіемъ не­правды. Они хитро и враждебно дѣйствуютъ на нашу внут­реннюю и внѣшнюю дѣятельность, чтобы и насъ сдѣлать общниками ихъ погибели: «Искій кого поглотити», свидѣтельствуетъ о діаволѣ Ап. Петръ (1 Петр. 5, 8). Что воздушное пространство есть жилище злыхъ духовъ, о томъ свидѣтельствуютъ избранные сосуды св. Духа, и мы вѣруемъ сей истинѣ.

Такъ Зритель великихъ таинъ Божіихъ въ Апокалипсисѣ свидѣтельсгвуетъ, что падшіе ангелы лишились своего жилища небеснаго (Апок. 12. 7. 8). Поэтому гдѣ же ихъ пристанище? Въ книгѣ Іова поднебесная является ихъ жилищемъ (Іов. 1. 7), и Учитель языковъ уже прямо называетъ ихъ духами злобы поднебесными, а главу ихъ - княземъ власти воздушной (Ефес. 6. 12. 22).

Съ того самаго момента, какъ послѣдовало паденіе нашихъ прародителей и изгнаніе изъ рая сладости, къ древу жизни былъ поставленъ Херувимъ; но и другой, падшій ангелъ, въ свою очередь сталъ на пути къ Раю, чтобы пресѣчь человѣку входъ. Врата небесныя заключились для человѣка и князь міра и вѣка сего съ сего времени не пропустилъ къ раю ни одной души человѣческой, разлучившейся съ тѣломъ. И праведники, кромѣ Иліи и Еноха, и грѣшники нисходили во адъ.

Первый безбѣдно прошелъ сей непроходимый путь къ раю Побѣдитель смерти, разрушитель ада; и двери райскія съ сего времени отверзлись. За Господомъ безбѣдно прошелъ и благоразумный разбойникъ и всѣ ветхозавѣтные правед­ники, изъ ада Господомъ изведенные. Святые проходятъ сей путь безбѣдно, или, если и терпятъ иногда бѣсовскія оста­новки, но добродѣтели ихъ покрываютъ паденія.

Если мы, будучи уже просвѣщены свѣтомъ Христовымъ в имѣя свободное произволеніе дѣлать правое или неправое, постоянно дѣлаемся плѣнниками ихъ, дѣлателями неправды, исполнителями ихъ гнусной воли; то тѣмъ болѣе не оставятъ они душу, когда она отлучится отъ тѣла и должна будетъ идти къ Богу чрезъ воздушное пространство. Разу­меется они представятъ душѣ всѣ права на обладаніе ею, какъ вѣрною исполнительницею ихъ внушеній (мыслей, желаній и чувствованій).

Бѣсы ей представляютъ ея грѣховную дѣятельность во всей полнотѣ и душа сознаетъ справедливость сего показанія.

Христіане, проводящіе земную жизнь не безъ грѣховъ, не получаютъ прямо блаженной вѣчности. Необходимо, чтобы сіи недостатки, паденія, уклоненія были взвѣшены и оцѣнены.

Ежели душа не познала себя, не сознала себя совершенно здѣсь на землѣ, то, какъ существо духовнонравствен­ное, должна по необходимости сознать себя за гробомъ; со­знать, что выработала себѣ, къ чему приспособилась, къ какой привыкла сферѣ, что составляло для нея пищу и удовольствіе. Сознать себя и такимъ образомъ самой себѣ произнести надъ собою судъ прежде суда Божія, этого хочетъ небесное правосудіе. Богъ не хотѣлъ и не хочетъ смерти; но самъ человѣкъ ее пожелалъ. Здѣсь на земдѣ душа, при помощи Благодати, можетъ придти въ сознаніе и принести истинное покаяніе и получить отъ Бога отпущеніе грѣховъ. Но за гробомъ же, для приведія души къ сознанію своей грѣховности, употребляются падшіе духи, которые, бывъ наставниками всякаго зла на землѣ, теперь и представятъ душѣ ея грѣховную дѣятельность, напомнивъ всѣ обстоя­тельства, при которыхъ совершалось зло. Душа сознаетъ свои грѣхи. Сознавъ свою грѣховность, она предупреждаетъ уже и судъ Божій надъ нею; такъ что судъ Божій какъ бы уже опредѣляетъ то, что сама душа произнесла надъ собою.

Покаяніемъ содѣланные грѣхи уничтожаются и уже нигдѣ не поминаются, ни на мытарствахъ, ни на судѣ.

Ангелы добрые на мытарствахъ съ своей стороны представляютъ добрыя дѣла души.

Все пространство отъ земли до неба представляетъ двадцать отдѣленій или судилищъ, на которыхъ проходя­щая душа обличается бѣсами въ грѣхахъ. Каждое судилище, или какъ называется въ отеческихъ писаніяхъ - мытарство, а злые духи—мытарями—соотвѣтствуетъ группѣ извѣстнаго рода грѣховъ.

Мытари не только уличаютъ душу въ содѣланныхъ ею грѣхахъ, но и въ такихъ, которымъ никогда не подверга­лась, какъ свидѣтельствуетъ Св. Іоаннъ Лѣствичникъ (Лѣствица, степень 7-я).

Порядокъ, въ которомъ слѣдуютъ мытарства одно за другимъ, заимствуемъ изъ повѣствованія о нихъ преподоб­ною Ѳеодорою. На пути къ небу, направленномъ къ Вос­току, душа встрѣчаетъ первое мытарство, на которомъ злые духи, остановивъ душу, сопровождаемую добрыми Ангелами, представляютъ ей ея грѣхи словомъ (многоглаголаніе, пустословіе, празднословіе, сквернословіе, насмѣшки, кощун­ства, пѣніе пѣсенъ и страстныхъ гимновъ, безчинныяй восклицанія, смѣхъ, хохотъ и т. п.). Второе мытарство - лжи (всякая ложь, клятвопреступленіе, призываніё имени Божия всуе, неисполненіе обѣтовъ, данныхъ Богу, утаеніе грѣховъ предъ духовникомъ на исповѣди). Третіе мытарство – клеветы (оклеветаніе ближняго, осужденіе, уничиженіе его, ругательство, насмѣшки при забвеніи собственныхъ согрѣшеній и недостатковъ, при невниманіи имъ). Четвертое мытарство — чревоугодія (объяденіе, пьянство, безвременное и тайное яденіе, яденіе безъ молитвы, нарушеніе постовъ, сластолюбіе, пресыщеніе, пированіе; словомъ - всѣ роды угожденія чреву). Пятое мытарство - лѣности (лѣность и нерадѣніе въ служеніи Богу, уныніе, оставленіе церковныхъ и келейныхъ молитвословій, тунеядство, наем­ники, исполняющіе свою обязанность съ небреженіемъ). Шестое мытарство—воровство (всякаго рода похищеніе и воровство грубое и благовидное, явное и тайное). Седь­мое мытарство—сребролюбія и скупости. Осьмое—лихвы (ростовщики, лихоимцы и присвоители чужаго). Девятое мытарство—неправды (неправедные: судъ, мѣра вѣсъ и всѣ прочія неправды). Десятое мытарство—зависти. Одиннадца­тое—гордости (гордость, тщеславіе, самомнѣніе, презорство, величаніе, невоздаяніе должной чести родителямъ духовнымъ и гражданскимъ властямъ, неповиновеніе имъ и ослушаніе ихъ). Двѣнадцатое—ярости и гнѣва; тринадца­тое —памятозлобія; четырнадцатое—убійства; пятнадцатое — волхованія (чародѣйство, обаяніе, составленіе отравленій, наговоры, шопоты, чародѣйное призываніе бѣсовъ). Шест­надцатое мытарство блудное (все что относится къ этой сквернѣ: мыслями, желаніями и самыми дѣлами; блудъ лицъ несвязанныхъ таинствомъ брака; мечтаніе грѣха блуднаго; умедленіе въ этомъ мечтаніи; соизволеніе на грѣхъ; услажденіе грѣхомъ; сладострастныя воззрѣнія; скверныя осязанія и прикосновенія). Семнадцатое — прелюбодѣянія (несохраненіе супружеской вѣрности; блудныя паденія лицъ, посвятившихъ себя Богу). Осьмнадцатое мытарство—содом­ское (противоестественные блудные грѣхи и кровосмѣшеніе). Девятнадцатое мытарство—ересей (ложное мудрованіе о вѣрѣ; сомнѣніе въ вѣрѣ; отступничество отъ Православной вѣры, богохульство) и наконецъ послѣднее, двадцатое мы­тарство—немилосердія (немилосердіе и жестокость). Следо­вательно прохожденіе мытарствъ бываетъ въ третій день.


Продолженіе следует

Comments