?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

РУССКІЙ ЕЛЕОНЪ - Людмила Келеръ – Часть ІІ


«Православная Русь», № 9, 1986 г.


    Остается сказать еще несколько словъ о празднованіи Вознесенія Господня въ прежнее время. «Церковное торжество въ собственномъ смысле начинается на Елеонѣ съ 9.30 вечера, по восточному счисленію, за 2.30 до заката солнца... великою ве­чернею въ обители, именуемой «Малою Галилеей», въ главной ея церкви, освященной только въ 1897 году, начинаются церков­ныя торжества въ канунъ праздника Вознесенія Господня. За 2.30 часа до захода солнца святогробское духовенство совершаетъ праздничную вечерню съ благословеніемъ хлѣбовъ въ церк­ви-палатке близъ места вознесенія Господня, при громадномъ стеченіи богомольцевъ русскихъ, грековъ и арабовъ». Увы, въ нынѣшнія времена богомольцевъ (особенно русскихъ) не такъ и много. «По окончаніи этой вечерни, православное духовенство совершаетъ литію вокругъ мечети надъ мѣстомъ вознесенія и, возвратившись въ церковь-палатку, разоблачается. За право­славными, въ порядкѣ старшинства, совершаютъ такія же ли­ли прочія вѣроисповѣданія, но безъ полнаго обхожденія около мечети.

По благозвучному благовѣсту на русской высокой колоколь­не Елеонской церкви во имя Спаса (Вознесенія), въ пятомъ часу вечера все многочисленные богомольцы отсюда идутъ къ торжественному всенощному бдѣнію, совершаемому велелѣпно начальникомъ Русской Духовной Миссіи соборнѣ съ своими монахами и поклонниками изъ духовенства. На литію, ввиду громаднаго стеченія молящихся, не вмещающихся въ прекрасномъ Елеонскомъ храме, выходятъ изъ храма на дворъ подъ сень дивныхъ кипарисовъ, сосенъ и масличныхъ деревьевъ. При пеніи стихиръ праздника, крестнымъ ходомъ идутъ вокругъ хра­ма, причемъ, на каждой стороне его произносится одно изъ литійныхъ прошеній.

Въ 8 часовъ вечера всенощное бденіе въ русскомъ Елеон­скомъ храме оканчивается и все богомольцы спешно отправля­ются къ «Стопочке» - къ месту вознесенія Господня. Здесь свя­тогробское духовенство, внутри мечети у Божественной стопы, совершаетъ повечеріе до половины, а затемъ, прервавъ его, съ пеніемъ праздничнаго канона, при колокольномъ звоне русскаго храма и обители «Малая Галилея», направляется крестнымъ ходомъ въ малую церковь этой обители, освященную въ 1889 году, къ колонне - остатку того храма, который здесь, якобы, выстроила еще св. царице Елена въ память явленія архангела Гавріила съ пальмовой ветвію Пресвятой Деве Маріи за три дня до Ея Успенія . Въ этой службе принимаютъ участіе только свя­щенники греческіе, арабскіе и русскіе (изъ поломниковъ). Здесь прочитывается Евангеліе о вознесеніи Господа, и литанія воз­вращается по большой проезжей дороге обратно къ «Стопочке» въ мечеть, где и оканчивается повечеріе». Процессіи шествуютъ съ пылающими факелами и возжеными свечами съ пеніемъ и подъ колокольный звонъ. После окончанія этого богослуженія, богомольцы и священнослужители отдыхаютъ до часа ночи, ког­да звонъ въ колоколъ обители «Малая Галилея» собираетъ ихъ уже къ утрени, за которой непосредственно совершается епископомъ торжественная праздничная литургія.

Въ 5 часовъ утра начинается утреня съ литургіей въ церкви- палатке на месте вознесенія близъ «Стопочки». И радостно, и грустно читать, что въ прежнее время «во время великаго входа со Св. Дарами архіерей поминаетъ русскій Царствующій Домъ, греческую королевскую фамилію и королей сербскаго и черногорскаго». Обычно на богослуженіи въ этотъ день присутствова­ли русскій и греческій консулъ.

«Въ 3 часа утра, съ окончаніемъ греческаго богослуженія на месте вознесенія, начинается мощный благовестъ къ литургіи на колокольне русскаго Елеонскаго храма во имя Спаса (Вознесенія). Богомольцы отъ «Стопочки» направляются въ женскую Елеонскую общину (теперь монастырь) къ поздней литургіи, которую благолепно, съ прекраснымъ пеніемъ инокинь, совершаетъ начальникъ Русской Духовной Миссіи о. архимандритъ, въ сослуженіи собора священнослужителей. Литургія обычно пред­варяется водосвятнымъ молебномъ, а заканчивается около 12 часовъ дня торжественнымъ крестнымъ ходомъ съ осѣненіемъ молящихся крестомъ на всѣхъ четырехъ сторонахъ храма и окропленіемъ ихъ св. водой». Могу свидетельствовать, что, насколько возможно, все это исполняется и въ наши дни: и водосвятный молебенъ, и окропленіе св. водой, и умилительное пѣніе сестеръ Елеонской обители.

Описаніе еще повествуетъ о томъ, что паломники проводятъ обыкновенно весь этотъ день до поздняго вечера на Елеонской горе, и «поэтому здесь царить необыкновенное оживленіе» 11). Остатки этого можно наблюдать и по сей день: въ нашу церковь Вознесенія приходятъ и пріезжаютъ арабы изъ окрестныхъ местъ, некоторые въ своихъ красочныхъ костюмахъ, а около «Стопочки» ставятся отъ воротъ до мечети столы и тоже много арабовъ. (Все это мне напомнило далекое детство и ярмарки въ день Успенія въ Печерахъ близъ Псково-Печерскаго монасты­ря). Тутъ насъ, русскихъ богомольцевъ, окропилъ св. водой другъ русскихъ, греческій игуменъ Даніилъ, причемъ, кропиломъ служилъ все тотъ же иссопъ.

Многое изменилось съ 1911 года; въ этотъ годъ было напе­чатано «Описаніе» А. А. Дмитріевскаго, но главное осталось. И сохранилась наша обитель на Елеоне (кажется, надо сказать, еще сохранилась). Дальнейшее ея существованіе зависитъ отъ воли Господней и отъ насъ, грешныхъ. Неужели не найдутся средства и, главное, девушки и женщины, которыя поддержатъ и пополнятъ нашу «свечу» въ святой Земле? Неужели мы дадимъ ей угаснуть, ей, которая вотъ уже около ста летъ све­титъ міру и особенно намъ, русскимъ. И заглохнутъ песнопенія въ намоленномъ Вознесенскомъ храме на Елеонской горе, въ которомъ они вотъ уже сто летъ возносились. Да не воцарится мерзость запустенія въ святомъ месте. Надо также надеяться, что не заглохнетъ тропа въ этотъ священный уголокъ и для папомниковъ, которыхъ и по сіе время гостепріимно опекаетъ обитель. Хорошо было бы, если бы каждый приходъ, особенно здесь, въ Америке и Канаде, по временамъ, организовывалъ свое паломничество въ Св. Землю или присоединялся къ паломничествамъ Синода, возглавляемымъ архіепископомъ Лавромъ, Сиракузскимъ и Троицкимъ. Особенно надо помогать молодымъ людямъ принимать участіе въ этихъ папомничествахъ: ведь это на всю жизнь и, кто знаетъ, можетъ быть по воле Господней кто-нибудь изъ нихъ и захочетъ остаться въ этомъ поистине райскомъ уголке.

Людмила Келеръ

ПРИМѢЧАНІЯ

1)    Святая Земля. Парижъ. 1961 г. стр. 61.

2) Сообщенія Православнаго Палестинскаго Общества. Декабрь 1887 г. стр. 181 «Русскія владѣнія въ Святой Землѣ».

3)    См. «О жизни въ военное время» (1914-1915 гг.). Воспоминанія монахини Вѣры Бѣляевой, Елеонскій Вознесенскій женскій монастырь. «Церковная Жизнь». Нью-Іоркъ, №№ 7-8 и 9-10, 1985 г.

4) А. А. Дмитріевскій «Праздникъ Вознесенія Господня на Елеонской горѣ». Сообщенія Императорскаго Палестинскаго Общества. 1911 г., томъ 22, Выпускъ 3, іюль-сентябрь, стр. 330.

5) А. А. Дмитріевскій, «Праздникъ Вознесенія Господня на Елеонской горѣ». стр. 335.

6)    «Русскія владѣнія въ Святой Землѣ» стр. 181-182.

7)    Профессоръ А. А. Дмитріевскій, «Памяти члена Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ о. игумена Парѳенія». С.Петербургъ 1909 г. стр. 1.

8)    Проф. А. А. Дмитріевскій, стр. 4.

9)    Проф. А. А. Дмитріевскій, стр. 8.

10) Проф. А. А. Дмитріевскій, стр. 9.

    11) А. А. Дмитріевскій «Праздникъ Вознесенія Господня на Елеонской горѣ», стр. 326-334.



Comments