?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Отношение Православных Поместных Церквей к богоборческой власти в СССР до 2-й Мировой Войны

Помѣстныя Церкви о гоненіяхъ на религію въ СССР

Д. П. Анашкинъ


  Съ момента установленія въ Россіи коммунистическаго режима до само­го его паденія Русская Православная Церковь Заграницей громко заявляла о своемъ полномъ непріятіи богоборчес­кой власти. Ея духовенство и паства всѣми доступными средствами боролись съ большевизмомъ и безбожіемъ. При этомъ совѣтская власть называлась не иначе, какъ богоборческой, антихристіанской, а то и прямо - сатанинской. Имѣнно такой была позиція ни одной лишь Зарубежной Церкви, но и остальныхъ помѣстныхъ Православныхъ Церквей. Объ этомъ намъ свидѣтельствуютъ историческіе документы изъ архива Архіерейскаго Синода РПЦЗ. Оцѣнку, которую Зарубежная Церковь давала совѣтскому режиму, раздѣляли всѣ помѣстныя Православныя Церкви. Ихъ взглядъ отразился въ посланіяхъ на имя Архіерейскаго Синода и его предсе­дателя.

Такъ, въ рождественскомъ привѣтствіи председателю Архіерейскаго Синода РПЦЗ митрополиту Анастасію отъ 1 января 1938 г. патріархъ Александрійскій Николай желалъ «въ грозѣ сущей братской Русской Церкви всяческихъ утѣшеній и подкрѣпленій отъ Иску­пителя на кровавомъ поприщѣ гоненій силами тьмы» (ГАРФ /Государственный Архивъ Россійской Федераціи/, фондъ 6343, опись 1, дѣло 293, листъ 28).

Въ поступившемъ тогда же посланіи отъ архіеп. Аѳинскаго Хризостома ука­зывалось на то, что Россія страдаетъ отъ безбожія. Въ своемъ пасхальномъ посланіи отъ 1 мая 1939 г. онъ писалъ: «Русская Православная Церковь, кото­рая такъ много страдаетъ отъ гонителей Христіанства, да удостоится посѣщеніемъ Господа, утѣшеніемъ и благословеніемъ Его» (тамъ же, листъ 22).

Обращаясь съ рождественскимъ привѣтствіемъ къ митр. Анастасію 1 мая 1938 г., митр. Софійскій Стефанъ молит­венно желалъ, чтобы «милость Божія бо­гато излилась на Васъ, на Вашихъ пасомыхъ-изгнанниковъ и на всю Вашу роди­ну, положивъ конецъ великимъ ея испытаніямъ» (тамъ же, листъ 23).

Поздравляя председателя Архіерейскаго Синода РПЦЗ съ Рождествомъ Христовымъ, митр. Видинскій Неофитъ 1 октября 1938 г. писалъ, что онъ молит­ся о томъ, чтобы Господь поразилъ всяческихъ иродовъ и нероновъ двадцатаго вѣка и даровалъ Русской Православной Церкви-сестрѣ, въ разсѣяніи и въ рабствѣ, миръ и побѣду, чтобы она вмѣстѣ со всей Православной Церковью свободно могла славить и воспѣвать воплотившагося Христа-Бога. Тотъ же митрополитъ 24 апрѣля 1937 г. выразилъ надежду, что Господь дастъ измученному въ рабствѣ и страданіяхъ великому брат­скому русскому народу ожидаемый пас­хальный день, когда безбожный угнета­тель святой Руси уйдетъ, «яко таетъ воскъ отъ лица огня» (тамъ же, листъ 6).

4 января 1937 г. митр. Черногорско- Приморскій Гавріилъ (будущій сербскій патріархъ - ред.) писалъ владыкѣ Анастасію, что онъ непрестанно молитъ Всемогущаго Бога, да избавитъ, спасетъ и воскреситъ Онъ великую и вѣковую за­щитницу Православія и славянства матушку-Россію (тамъ же, листъ 19).

Митр. Діонисій Варшавскій сравнивалъ исходъ русскаго народа и Русской Церкви съ исходомъ Израиля. «Нѣкогда Авараамъ праведный оставилъ домъ отчій, и черезъ него тамъ, гдѣ "пупъ" всея земли, возсіяло истинное богопоклоненіе. Много позже весь Израиль оставилъ предѣлы своего достоянія, дабы освѣтить истиннымъ боговѣдѣніемъ темные пути тогдашняго міра. Нынѣ, вѣримъ, ту же святую миссію среди современнаго міра несетъ немалая часть Святой Церкви Россійской» (тамъ же, листъ 4).

Патріархъ Сербскій Димитрій 14 марта 1930 г. издалъ обращеніе ко всѣмъ Православнымъ Церквамъ по поводу гоненій, воздвигнутыхъ большевиками на Церковь и вѣрующихъ въ Россіи. Въ немъ прямо указывалось, что борьба, ко­торую террористически большевицкій режимъ ведетъ противъ Православной Церкви и остальныхъ вѣръ и конфессій есть борьба противъ Бога и всѣхъ, кто вѣритъ въ Него. Такихъ страшныхъ преступленій не помнитъ міровая исторія. Совѣтская власть рѣшила насиліемъ ис­требить на землѣ Церковь Божію и из­гладить имя Бога. Сербская Церковь вы­разила рѣшительный протестъ противъ варварства большевицкаго режима («Гласникъ», 1 марта 1930 г.).

Всѣ эти заявленія достаточно рѣзко отличаются отъ церковнаго курса митр. Сергія, который отрекся отъ всякаго гоненія на религію со стороны совѣтской власти и называлъ новомученниковъ и исповѣдниковъ государственными пре­ступниками (см. его интервью представителямъ совѣтской пречати отъ 2 февраля 1930 г. и предисловіе къ книгѣ «Правда о религіи въ СССР», М., 1942 г.).

Быстрое измѣненіе позицій помѣстныхъ Православныхъ Церквей по сему вопросу произошло послѣ II Міровой войны, когда на Балканахъ утвердились коммунистическіе режимы, а Ближній Востокъ попалъ въ сферу активнаго вліянія СССР.

«Православная Русь», № 12, 1999 г.

Comments