?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Второй Всезарубежный собор Русской Православной Церкви – авг. 1938 г.

1/14 августа 1938 состоялось открытіе II Всезарубежнаго собора. Его созывъ былъ вызванъ цѣлымъ рядомъ причинъ. На нихъ указалъ митрополитъ Антоній въ своемъ докладѣ Архіерейскому собору 2/15 января 1935 г. Въ этомъ докладѣ митрополитъ Антоній писалъ, что существующая за рубежомъ и не имѣющая никакой поддержки отъ государства Церковь растетъ въ значительной мѣрѣ благодаря работѣ благочестивыхъ прихожанъ. Это дѣлаетъ необходимымъ привлечь представителей паствы къ ближайшему участію въ работѣ собора. Далѣе владыка Антоній отмѣтилъ, что іерархамъ весьма важно узнать отъ представителей паствы о ея духовныхъ и прочихъ нуждахъ, а съ другой стороны, документы, выработанные съ участіемъ клира и мірянъ, могутъ быть основаны на болѣе всестороннемъ и подробномъ обсужденіи. Одну изъ важныхъ задачъ будущаго собора первоіерархъ видѣлъ въ укрѣпленіи церковнаго единства, нарушеннаго расколами въ Европѣ и Сѣверной Америкѣ. Соборъ долженъ былъ способствовать сплоченію Русской Зарубежной Церкви, укрѣпленію ея организаціи и упорядоченію ея имущественнаго положенія. Далѣе митрополитъ Антоній подчеркнулъ, что не менѣе важной задачей для собора будетъ указаніе православному русскому зарубежью путей духовнаго возрожденія и просвѣщенія эмиграціи, обсужденіе и выработка мѣръ борьбы съ сектанствомъ, противоцерковными теченіями за рубежомъ и, наконецъ, насколько это возможно, лѣченіе ранъ, нанесенныхъ душамъ церковной смутой. Въ заключеніи своего доклада митрополитъ Антоній предложилъ создать при Архіерейскомъ Синодѣ Предсоборную комиссію, подъ предсѣдательствомъ архіепископа Анастасія, каковая и была образована. Соборъ предполагалось созвать въ 1936 году, но въ связи съ кончиной митрополита Антонія онъ былъ отсроченъ и созванъ только въ 1938 году. Въ «Наказѣ» этому собору было сказано, чтобы онъ дѣйствовалъ на основаніи Слова Божія, священныхъ каноновъ и законоположеній Русской Православной Церкви, въ той мѣрѣ, въ какой эти законоположенія примѣнимы къ условіямъ современной церковной жизни Зарубежной Церкви. Соборъ былъ созванъ на территоріи Сербской Православной Церкви подъ покровительствомъ святѣйшаго патріарха Сербскаго, поэтому онъ являлся почетнымъ предсѣдателемъ собора. Епископы, члены собора образовали Совѣщаніе епископовъ, которому принадлежалъ рѣшающій голосъ по всѣмъ постановленіямъ собора. Въ силу каноновъ, всѣ рѣшенія общаго собранія подлежали утвержденію Совѣщанія епископовъ и получали силу только послѣ подписанія ихъ послѣдними. Мы такъ подробно останавливаемся на этомъ моментѣ потому, что несмотря на активную роль мірянъ на соборѣ онъ не имѣлъ какого-то лѣваго оттѣнка: іерархическій надзоръ — съ правомъ архіереевъ произносить рѣшающее слово въ соотвѣтствіи съ канонами и практикой церковныхъ соборовъ — оставался незыблемымъ.

На II Всезарубежномъ соборѣ присутствовали слѣдующіе іерархи: митрополитъ Анастасій, предсѣдатель Архіерейскаго Синода, архіепископъ Серафимъ, управляющій русскими православными приходами въ Западной Европѣ, архіепископъ Гермогенъ, членъ Архіерейскаго Синода, архіепископъ Мелетій Харбинскій и Маньчжурскій, архіепископъ Ѳеофанъ, секретарь Архіерейскаго Синода, архіепископъ Виталій Восточно-Американскій и Джерзейстскій, архіепископъ Серафимъ Богучарскій, управляющій русскими православными общинами въ Болгаріи, архіепископъ Несторъ Камчатскій и Петропавловскій, Архіепископъ Тихонъ, предсѣдатель учебнаго комитета при Архіерейскомъ Синодѣ, епископъ Серафимъ Германскій, епископъ Іоаннъ Урмійскій, епископъ Веніаминъ Западно-Вирджинскій и Питтсбургскій, и епископъ Іоаннъ Шанхайскій. Кромѣ этихъ іерарховъ членами собора были еще 26 пастырей и 58 мірянъ. Передъ открытіемъ собора 1/14 августа была отслужена панихида по митрополитѣ Антоніи и патріархѣ Варнавѣ, послѣ которой всѣ члены собора направились къ памятнику русскимъ воинамъ, стоящему напротивъ Иверской церкви. Тамъ была отслужена заупокойная литія объ упокоеніи царя-мученика императора Николая II и его августѣйшей семьи, а также вождей и воиновъ на полѣ брани и въ смутѣ, за вѣру, царя и отечество убіенныхъ.

Засѣданія собора проходили чрезвычайно оживленно. На засѣданіяхъ I- го отдѣла — по вопросамъ духовнаго и національнаго возрожденія Россіи — осуществлялась главная работа собора по обрѣтенію того соборнаго духа, который оставилъ глубокое впечатлѣніе у всѣхъ членовъ собора. Его участники — люди разныхъ направленій и политическихъ убѣжденій, собранные со всѣхъ концовъ свѣта, живущіе въ разныхъ условіяхъ и впервые узнавшіе другъ друга только на соборѣ, по воспоминаніямъ одного изъ его участниковъ, пережили то самое внутреннее церковно-народное, свято-русское единство, которое и есть та искомая сила, долженствующая быть въ основѣ дѣла спасенія Россіи. Работа собора была весьма плодотворной. Было представлено много докладовъ, исключительно интересныхъ и содержательныхъ. Они захватывали огромный кругъ вопросовъ, интересующихъ Русскую Церковь, и можно безъ преувеличенія сказать, что не было ни одного доклада незначительнаго. Среди итоговыхъ документовъ II Всезарубежнаго собора основополагающими были два посланія «Къ Русскому народу въ отечествѣ страждущему» и «Къ русской паствѣ въ разсѣяніи сущей».

Въ первомъ посланіи соборъ выражалъ единство со страждущимъ русскимъ народомъ, призывалъ его къ терпѣнію и упованію на милость Божію. Въ посланіи также выражалась увѣренность въ грядущее освобожденіе Россіи отъ ига безбожниковъ. Въ посланіи къ зарубежной паствѣ соборъ призываетъ ее стойко держаться святой православной вѣры и удаляться отъ пагубныхъ лжеученій, коими являются софіанство, теософія, сииритизмъ и масонство. Соборное посланіе выразило тревогу по поводу попытокъ католиковъ расхищать чадъ Православной Церкви, пользуясь ихъ тяжелымъ матеріальнымъ положеніемъ и используя для этихъ цѣлей такъ называемый «восточный обрядъ». Далѣе русскіе люди призывались къ покаянію въ главномъ грѣхѣ, тяготѣющимъ надъ русскимъ народомъ — въ измѣнѣ помазаннику Божію, повлекшей за собой мученическую смерть царской семьи, что лежитъ на совѣсти не только непосредственно тѣхъ, кто совершилъ это злодѣяніе, но и на совѣсти всѣхъ русскихъ людей, поскольку они не приняли мѣръ, чтобы уберечь государя отъ руки преступныхъ убійцъ. Въ этомъ посланіи также обращалось особое вниманіе на необходимость воспитывать подрастающее поколѣніе въ духѣ вѣрности православной вѣрѣ и любви къ Россіи. Особо подчеркивался долгъ русскаго зарубежья сохранить духовныя цѣнности святой Руси и передать ихъ будущимъ поколѣніямъ для службы возрожденной Россіи.[…]

«Православная Русь», № 13, 1998 г.

Comments