О монофизитах и до-халкидонских христианских вероисповеданий.
Обращеніе къ Архіерейскому собору Московской Патріархіи отъ клириковъ и мірянъ Санктъ-Петербургской епархіи МП – 1995 г.
Мы крайне обезпокоены тѣми плодами, которые принесъ экуменически «діалогъ» съ восточными сообществами, не признающими IV Халкидонскій и послѣдующіе Вселенскіе соборы. Какъ извѣстно, безъ обсужденія съ церковнымъ народомъ, втихомолку, въ 1993 г. комиссія по діалогу въ Шамбези подписала документъ, въ которомъ отъ имени помѣстныхъ Церквей-участницъ діалога принимается обязательство снять всѣ анаѳемы, когда-либо наложенныя на монофизитовъ и установить съ ними общеніе въ таинствахъ.
Ранѣе, въ постановленіяхъ 1989 г. въ Ана Бишой и 1991 г. въ Шамбези, было предложено общее исповѣданіе вѣры православныхъ и еретиковъ- антихалкидонитовъ.
Въ силу принятія этихъ постановленій, МП оказывается сегодня передъ необходимостью выразить общецерковное мнѣніе по поводу этихъ рѣшеній, и, либо одобрить дѣйствія ея представителей въ Комиссіи по діалогу, либо дезавуировать ихъ.
Предлагаемый проектъ уніи съ монофизитами есть ересь.
Дѣйствительно, основная догматическая идея «объединенія» заключается въ п. 5 соглашенія, принятаго въ Шамбези.
«Обѣ семьи (т.е. православные и монофизиты) согласны, что Тотъ, Кто волитъ и дѣйствуетъ, есть всегда одна Ипостась воплощеннаго Логоса».
А вѣдь согласно преп. Максиму Исповѣднику, именно представленіе о «ипостасномъ дѣйствіи» составляетъ суть еретическаго заблужденія монофизитовъ (см. его «Пренія съ Пирромъ» и въ его житіи диспутъ съ еп. Ѳеодоромъ). Православная вѣра учитъ, что ипостаси принадлежитъ не само дѣйствіе (оно принадлежитъ природѣ), а рѣшеніе, на сколько это дѣйствіе въ себѣ допустить.
Раздѣленіе Троицы и отдѣленіе Христа по плоти отъ нашего естества, прикровенно содержащееся въ монофизитской ереси, болѣе явно выражаютъ монофизиты въ своемъ представленіи объ «единой природѣ» Христа, не тождественной ни природѣ человѣчества, ни природѣ Божества.
Именно такой монофизитской концепціи соотвѣтствуетъ выраженіе «ипостась воплощеннаго Логоса», какъ оно употребляется въ документѣ.
Ипостаси воплощеннаго Логоса дѣйствительно принадлежитъ рѣшеніе (gnome), насколько слѣдовать волѣ немощнаго человѣческаго естества. Но эта способность выбора, рѣшенія у каждой ипостаси (личности) одна, поэтому она не можетъ именоваться «волей» въ п. 5, разъ въ п. 4 документа утверждалось, что воли во Христѣ двѣ.
Итакъ, какъ по буквѣ, такъ и по содержанію «шамбезійская вѣра» является монофизитской ересью, неоднократно осужденной св. Отцами и Соборами.
Не менѣе богохульной, и притомъ болѣе откровенной, является попытка обоснованія нынѣшней уніи тѣмъ, что прежнія осужденія мнофизитовъ были ошибочными и нынѣ подлежатъ отмѣнѣ. Мало сказать, что ни во что вмѣняется кровь мучениковъ и исповѣдниковъ, противостоявшихъ подобнымъ уніямъ прежде. Отмѣна рѣшеній сразу четырехъ Вселенскихъ соборовъ, осуждавшихъ монофизитовъ, предлагается съ такой наивной прямотой, что остается спросить: кто эти 21 «богословъ», подписавшіе «шамбезійское исповѣданіе» — несчастные люди, возомнившіе, что получили откровеніе, чтобы исправить 1332 св. Отцовъ (считая только бывшихъ на четырехъ Вселенскихъ соборахъ)? Или, можетъ быть, это люди, исповѣдующіе какую-то свою вѣру, не имѣющую ничего общаго съ Православіемъ?
Возникаетъ также вопросъ: кто избралъ и направилъ двоихъ такихъ «богослововъ» для подписанія документа отъ лица нашей помѣстной Церкви?
Такимъ образомъ, рѣчь идетъ о ереси, прежде осужденной св. Соборами и Отцами, и притомъ проповѣдуемой всенародно.
Обращаясь къ Архіерейскому собору, мы хотѣли бы прежде всего не допустить превратнаго представленія о документахъ, принятыхъ въ Шамбези (только такое представленіе пока публикуется МП).
Кромѣ того, мы надѣемся, что священноначаліе МП способно остановить принятіе нечестивой уніи во всемъ православномъ мірѣ, т.к. согласно постановленію въ Шамбези 1993 г., принять ее должны всѣ помѣстныя Церкви одновременно. У МП есть право вето.
Досточтимые архипастыри! Мы, увы, по теплохладности привыкли не реагировать на униженіе Православной вѣры, происходящее на различныхъ экуменическихъ сборищахъ, считая это личнымъ грѣхомъ непосредственныхъ ихъ участниковъ. Но принятіе уніи съ еретиками, хулящими св. догматы и св. Соборы, ставитъ передъ каждымъ членомъ МП вопросъ о томъ, согласно ли съ ученіемъ Церкви оставаться въ юрисдикціи епископата, порвавшаго со Христомъ и сочетавшагося съ веліаромъ. Вѣдь согласіе архипастырей съ ересью навлекаетъ анаѳему не только на нихъ самихъ, но, въ силу органическаго единства Церкви, и на ихъ пасомыхъ.
Просимъ васъ уклониться отъ зла - мнимаго единенія съ еретиками, и сотворить благо - подтвердить вѣрность, если надо и до крови, Святой Вселенской Православной Церкви,
Свящ. Веніаминъ Горшковъ, свящ. Игорь Филинъ, свящ. Алексій Масюкъ, свящ. Владиміръ Сергіенко. свящ. Александръ Сухарскій, діаконъ Александръ Стенингъ, Н.П. Ильинъ, Н.К. Симаковъ, Н.Д. Недашковская, В.В. Антоневъ.
(Печатается въ сокращеніи)
Отъ редакціи:
Архіерейскій соборъ МП, завершившійся 4 дек. 1994 г., всего лишь «призналъ, что подготовленный богословами обѣихъ сторонъ документъ, рекомендующій разсмотрѣть вопросъ объ объединеніи, требуетъ дальнѣйшей работы» (сообщеніе ОВЦС МП).
Епископатъ МП не нашелъ, слѣдовательно, ничего возмутительнаго въ самомъ фактѣ желанія уніи съ еретиками и, вѣроятно, будетъ выжидать болѣе удобнаго момента и болѣе туманнаго документа.
«Православная Русь», №3, 1995.
Из службы в день Святой Троицы
(На Господи Воззвахъ – Слава и ныне:)
Пріидите людіе, тріипостастному Божеству поклонимся, Сыну во Отцѣ, со Святымъ Духомъ: Отецъ бо безлѣтно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Духъ Святый бѣ во Отцѣ, с Сыномъ прославляемь: едина сила, едино существо, едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголемъ: Святый Боже, вся содѣявый Сыномъ, содѣйствомъ Святаго Духа: Святый Крѣпкій, имже Отца познахомъ, и Духъ Святый пріиде въ Міръ: Святый безсмертный, утѣшительный Душе, отъ Отца исходяй, и въ Сынѣ почиваяй: Троице Святая, слава Тебѣ.
Comments